Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле
XIII век время крупнейших испытаний для Русской земли за всю предшествующую историю её существования. Монголо-татарское нашествие не шло ни в какое сравнение с набегами печенегов или половцев, русские князья столкнулись с гнетущей реальностью политической зависимости теперь недостаточно было всего лишь откупиться деньгами от захватчиков. Рюриковичам необходимо отныне добиваться права на владение своей вотчиной у иноземного правителя такого унижения Русь не знала никогда.
Множество князей побывало в Орде за почти двухсотлетнее иго. Первые десятилетия после нашествия были связаны с необходимостью правителей подтверждать своё владение у монгольских хозяев. Эти поездки сопровождались огромным риском путешествие в страну, чуждую по культуре и религии, таило в себе множество опасностей. Немногие переживали эти аудиенции. Великий князь Ярослав Всеволодович, например, пал жертвой политических интриг в столице монгольского государства, Каракоруме. А Михаил Черниговский, по свидетельствам источников, был убит из-за своей приверженности христианской вере.
ФОТО 1. Иконописное изображение князя Михаила.
От битвы на Калке до монгольского вторжения
«Домонгольская» биография Черниговского князя могла бы с успехом лечь в основу отечественного аналога «Игры престолов». Она полна битв, политических интриг, славных деяний и великих провалов. Политическая биография Михаила, впоследствии причисленного к лику святых, оказалась непродолжительной, чуть больше 20-ти лет, но очень насыщенной.
Она началась в 1223 году. В этот год многие русские князья нашли свою смерть либо на поле брани на реке Калке, либо под трапезным столом, за котором пировали монгольские захватчики. Немногим удалось спастись. Таким счастливчиком оказался и сорокачетырёхлетний Михаил. Гибель тогдашнего черниговского князя Мстислава Ярославовича помогла ему занять вакантное место в одной из сильнейших вотчин на территории Руси.
ФОТО 2. Эпизод битвы на реке Калке в интерпретации современного художника.
С этого момента Михаил успеет побывать главой Новгорода, Киева и даже Галича. Неутомимый честолюбец, он настроил против себя, наверное, всех видных политических деятелей той эпохи в первую очередь, Ярослава Владимирского и Даниила Галицкого. В борьбе за Юго-Западную Русь он даже использовал помощь венгров своего сына, Романа, сосватал к дочери венгерского короля Белы IV Анне. В результате политических интриг и прямого военного вмешательства Михаил к моменту начала татаро-монгольского нашествия фактически контролировал всю Южную Русь сам он сидел в Чернигове, а его сын в Галиче.
Монгольское вторжение
С этого момента в биографии будущего святого появляются факты, не слишком хорошо согласующиеся с тем культом, который был сконструирован русскими духовными деятелями впоследствии. В 1237 году ко двору черниговского князя прибывают послы из Рязани с просьбой оказать им помощь в борьбе против иностранных захватчиков. Возглавлял делегацию небезызвестный Евпатий Коловрат, впоследствии вписавший золотыми буквами своё имя в страницу ратных подвигов Руси.
ФОТО 3. П. Литвинский «Евпатий Коловрат».
Однако Михаил напомнил посланцам о том, что в 1223 году, во время первого очного противостояния монголов и русских княжеств, рязанские полки на поле боя не явились, после чего отказал гостям в их просьбе. Трудно сказать, как бы сложилась история, пошли Михаил свои полки на помощь рязанцам. В любом случае, оставив на растерзание Северо-Восточную Русь, черниговский князь во многом накликал на себя беду, случившуюся через несколько лет уже в его владениях.
В 1239 году вторая волна монгольского нашествия обрушилась на Южную Русь. Орды захватчиков под командованием внука Чингисхана, Мунке, разорили Чернигов, Переяславль и подошли к Киеву, в котором в то время находился Михаил. Мунке предложил князю сдать город без боя и покориться Батыю. Однако на это последовал отказ, и, более того, монгольские послы были зверски убиты. Казалось бы вслед за таким смелым поступком Михаил должен подготовить оборону города и оказать достойное сопротивление монголам. Но произошло всё в точности до наоборот черниговский князь спешно покинул Киев и ушёл в Венгрию вместе с сыном, оставив киевлян на растерзание озлобленных захватчиков.
ФОТО 4. Монголы осаждают древнерусский город.
Последующие несколько лет Михаил с семьёй банально бегал от армии Батыя, которая, казалось, преследует его по пятам. До 1240 года отсидевшись в Галиче (с разрешения князя Даниила), он, после захвата и разграбления монголами Киева, бежит в Венгрию. Когда же кочевники появляются у границ королевства Белы IV Михаил отправляется вглубь Европы, в Германию.
Однако скитания по Европе ни к чему не приводят: союзников найти не удалось, да и отношение к беглому князю было совсем не гостеприимным. В 1241 году блудный Михаил возвращается в разорённый Киев, где продолжает править ещё два года. Во время его непродолжительной отлучки в Венгрию, где сын Ростислав справлял свадьбу с дочерью венгерского короля, Анной, киевское княжение по ярлыку переходит Ярославу Всеволодовичу. Михаил вынужден вернуться в родовое гнездо Чернигов, где его и настигнет роковой вызов в ставку Батыя в 1246 году.
ФОТО 5. Древний Чернигов, реконструкция.
Михаил Черниговский и ярлык на княжение
В тот год русские князья массово вызывались к монголам для подтверждения права на управления своими владениями, а также, судя по всему, для выработки основных юридических моментов, связанных с зависимым отношением Руси. Ярослава Всеволодовича сразу после встречи с Батыем отправили в Каракорум, на курултай по случаю избрания нового хана. Даниил Галицкий, несмотря на свою нескрываемую антиордынскую позицию, подтвердил владение Галицким княжеством. Но Михаил Всеволодович живым из ставки Батыя не вернулся.
События, произошедшие с князем, описаны во множестве источников: это и «История монголов» Иоанна де Плано Карпини, и Галицкая летопись, и «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Попробуем восстановить хронологию событий того злополучного дня.
ФОТО 6. Русские князья в ставке Батыя.
Все князья, претендовавшие на получение ярлыка, должны были пройти монгольский языческий обряд, который доказывал лояльность кандидата новым хозяевам. В сопровождении монгольских жрецов они должны проходили между двух костров, затем кланялись языческим идолам (среди которых было и изображение Чингисхана), а также бросали в огонь часть принесённых даров. Михаилу знал об этих процедурах Московский летописный свод сообщает о том, что князь ещё перед поездкой в ставку Батыя принял решение отказаться от унизительных для истинного христианина действий.
Прибыв к монголам, Михаил сразу заявил языческим жрецам, что не собирается проходить обряды, однако не отказывался принести присягу Батыю. Уговоры не подействовали на черниговского князя. Тогда, по сообщению летописца, Батый пришёл в ярость и приказал лишить жизни строптивого русича. Примечательно, что на эти случаи у захватчиков были припасены особые исполнители из числа русских. Согласно летописи, последний штрих в расправе над князем и его слугой, боярином Фёдором, сделал некий Доман Путивльцев, отрезав отступникам головы.
Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович или хан Батый: кому была выгодна смерть князя
Почему же Михаил Черниговский был наказан за отказ соблюдать языческий обряд Не всех древнерусских князей наказывали за такой демарш например, Даниил Галицкий обошёлся без этой процедуры и получил ярлык на княжение в Галиче. По всей видимости, причины убийства находились всё же в плоскости политической, нежели религиозной.
В наше время достоверно сказать о том, почему Михаил сложил голову в ставке Батыя, не представляется возможным. Однако можно описать возможные версии произошедшего. Батый мог наказать черниговского князя за его тесные связи с венгерским королевским домом. Венгрия пережила нашествие монгольских орд и занимала крайне агрессивную позицию по отношению к захватчикам. Но и Даниил Галицкий имел родственные связи с династией Арпадов и относился к Батыю отрицательно. За это он наказан не был.
Ещё одна гипотетическая теория Михаил Черниговский пал жертвой интриг других древнерусских князей. Мотивы были и у Ярослава Всеволодовича, и у Даниила Галицкого. С Ярославом отношения у будущего святого были натянутые, сказывалось соперничество за новгородский и киевский столы. Даниил не мог забыть Михаилу захват Галича. Таким образом, вызов Батыем черниговского князя к себе мог таить потенциальную опасность возвышения соперника владимирского и галичского князей. Однако документальных подтверждений таких интриг нет. Можно только предполагать, что Ярослав и Даниил могли сообщить Батыю какую-нибудь негативную информацию относительно Михаила, дабы убрать его со своего пути.
Ещё один источник всевозможных заговоров другие князья
Черниговского дома. Они могли не питать особой любви к Михаилу из-за его авантюрной политики до монгольского нашествия, раз за разом подставлявшей Чернигов под прямой удар противника. Другие князья черниговского дома также бывали в ставке Батыя (один из них даже был убит по довольно странному обвинению в краже лошадей на границе) и могли дать свидетельские показания против Михаила.
Причин было много и все версии имеют право на существование. Что же стало с именем Михаила после его смерти Уже в XIII веке было составлено «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», впоследствии переработанное в житие. По всей видимости, почитание князя как местного святого, пострадавшего за веру Христову, началось на территории Черниговского княжества почти сразу после его смерти в Ростове даже был возведён храм в его честь, до нашего времени, однако, не сохранившийся.
ФОТО 7. Михаил Черниговский и боярин Фёдор, иконописное изображение.
Канонизация Михаила на общероссийском уровне произошла во время правления Ивана Грозного, в 1578 году и связана с именем митрополита Макария. С политической точки зрения создание «пантеона» общерусских святых в это время было весьма кстати Русь объединилась и крепла день ото дня, а фигура Михаила как нельзя лучше подходила к новой идеологической парадигме Московского государства. Черниговский князь выполнил свою политическую функцию уже после смерти, однако его жизнь, полную нехристианского честолюбия и эгоизма, вряд ли можно назвать православным идеалом.

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Михаил Черниговский: мученик веры или жертва интриг Михаил Всеволодович один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *