РЕЙД НА ТАРАНТО 12 ноября 1940 год.

РЕЙД НА ТАРАНТО 12 ноября 1940 год. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫСмелый рейд одного авианосца позволил изменить расстановку сил на Средиземном море, устранив опасность больших

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Смелый рейд одного авианосца позволил изменить расстановку сил на Средиземном море, устранив опасность больших потерь в эскадренном сражении и обезопасив коммуникации обеспечения британских войск в Африке. Оказалось, что внезапный налёт нескольких десятков самолётов, даже откровенно слабых и устаревших, представляет смертельную угрозу силам линейного флота
Уже к началу Первой мировой войны Италию не рассматривали в числе первостепенных игроков на большой шахматной доске, которой является мировая политика. Немаловажным, а точнее, одним из определяющих факторов в колониальной системе тогдашнего мира был мощный флот. Флотом мирового уровня Италия не обладала. Тем не менее, в Средиземноморском регионе эта страна являлась одним из ключевых геополитических игроков благодаря своему выгодному расположению. И если на океанских просторах итальянский военный флот не мог составить конкуренции ни одному из «больших флотов», то здесь, среди небольших водных пространств, несколько первоклассных кораблей оказывались более чем весомым аргументом.
География и война
Одной из удобных военно-морских баз с античных времён был порт Таранто в Тарентском заливе. Отличная гавань и центральное положение в Средиземноморье гарантировали удобство проведения тактических операций и фактический контроль над главными водными путями региона. Британское Адмиралтейство хорошо понимало значимость этой гавани. Планы по её атаке разрабатывались англичанами ещё до Первой мировой войны, а в 1935 году, после начала итальянской интервенции в Абиссинии (Эфиопии), Королевский флот имел уже несколько схем противодействия вероятному противнику: от блокады до его уничтожения в акватории порта.
В 1940 году начались активные боевые действия в Северной Африке. 13 сентября итальянские и немецкие войска начали вторжение на территорию Египта, а противостоявший им британский корпус требовал регулярного снабжения. В этих условиях действия итальянского флота из базы в Таранто приобрели не просто важное, а критическое значение.
Проводка конвоев в Северную Африку была возможна двумя путями через Гибралтар, Мальту и Сицилию или через Суэцкий канал в обход мыса Доброй Надежды. Наличие довольно крупной итальянской эскадры в непосредственной близости от Сицилии делало невозможной регулярную проводку конвоев по первому, наиболее короткому маршруту. Кроме того, Британия рассчитывала сохранить влияние на Балканах и обеспечить безопасность собственной базы на Мальте, что было немыслимым при сохранении угрозы со стороны итальянских ВМС. Дело шло к решающему столкновению за контроль над морским путём.
Силы флотов в Средиземном море
Королевский флот Италии в Таранто был весьма действенной силой для столь замкнутого театра военных действий. Помимо новейших линкоров «Литторио» и «Витторио Венето» (введены в строй в 1940 году) в его состав входили два «систершипа»: «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» (введены в строй в 1915 году), а также линейные корабли «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре» (введены в строй в 1914 году). Кроме того, в гавани находились три однотипных тяжёлых крейсера типа «Зара» («Зара», «Фиуме» и «Гориция»), тяжёлый крейсер «Тренто», тяжёлый крейсер «Больцано» и другие. Всего на базе в Таранто находилось 6 линкоров (из них 5 полностью боеспособных), 16 крейсеров (включая лёгкие) и 13 эсминцев.
Британский флот в Средиземном море на тот момент был представлен четырьмя линкорами: «Рамилес», «Уорспайт», «Валиант» и «Малайя» (некоторые из которых были ветеранами ещё Ютландского сражения), крейсерами «Глочестер», «Глазго», «Бервик» и «Йорк», тремя авианосцами («Арк Ройял», «Игл» и «Илластриос»), а также эсминцами. Таким образом, прямое столкновение в эскадренном бою имело непредсказуемый результат, так как британцы обладали преимуществом лишь в авианосцах, реальной мощи которых тогда никто не знал существовали лишь теоретические наработки по их применению.
Авианосцы и палубная авиация
На авианосной компоненте стоит остановиться подробнее, ведь именно ей суждено было стать героем рейда. Упоребляя слово «авианосец» применительно ко Второй мировой войне, мы невольно вспоминаем атаку на Пёрл-Харбор, неотразимые истребители Мицубиси «Зеро» и торпедоносцы Накадзима «Кейт». Однако до налёта на Пёрл-Харбор оставался ещё год, а палубная авиация британских ВМС была далеко не столь впечатляющей. Её ударную основу составляли торпедоносцы-бомбардировщики Фэйри «Суордфиш» тихоходные бипланы, имевшие более чем скромные тактико-технические характеристики. На флоте их именовали не иначе как Stringbag «кошёлка», «авоська». Истребительное прикрытие обеспечивали самолёты Фэйри «Фульмар» глубокая модернизация лёгкого сухопутного бомбардировщика Фэйри «Бэтл», чьим важным преимуществом был радар и значительный радиус действия. Кроме того, на Средиземном море в распоряжение британцев поступили американские самолёты разведчики Мартин «Мэриленд» с отличной высотностью (25 000 футов) и радиусом действия в 1300 миль.
Авианосец «Игл» являлся ветераном авианосных сил Британии (введён в строй в 1918 году), будучи модернизацией недостроенного дредноута, заказанного чилийским флотом перед Первой мировой войной, и мог нести до 30 самолётов. «Илластриос» вступил в строй в 1940 году, имел полностью бронированную палубу и принимал до 33 самолётов. Таким образом, по всем параметрам это были лёгкие эскортные авианосцы.
При таком соотношении сил английскому флоту предстояло приступить к обеспечению господства на Средиземном море. Главнокомандующим британским Средиземноморским флотом был адмирал Эндрю Боун Каннингем, а авианосцами командовал контр-адмирал Артур Ламли Листер.
Британцы готовятся к удару
Так как соотношение количества линейных кораблей было явно не в пользу англичан, а итальянский главком Ингио Кампиони придерживался тактики рейдов с опорой на базу в Таранто и к лобовому столкновению не спешил, Каннингем избрал метод авианосного рейда на тот момент революционного способа достижения победы на море. В этом его убедил энтузиаст данного вида вооружений контр-адмирал Листер, ещё до войны отрабатывавший перспективную атаку на Таранто с авианосца «Глориос».
Была разработана грандиозная многоэтапная операция под кодовым названием МВ8, состоявшая из проводки нескольких конвоев и нескольких рейдов силами флота. Её должна была обеспечить ключевая фаза под названием «Операция «Джаджмент» («Судилище») атака на Таранто. Изначально «Судилище» предполагалось провести 21 октября в годовщину знаменитого Трафальгарского боя, где сражались тёзки авианосцев линкоры «Игл» и «Илластриос». Однако штормовой ветер раз за разом срывал сроки операции. К атаке должны были привлечь несколько разведчиков «Мэриленд» с базы на Мальте, а также 18 «Суордфишей» с торпедами и 12 с бомбами.
Перенос сроков использовали для отвлечения внимания от Таранто за счёт манёвров в виду Североафриканского побережья. В это время «Мэриленды» сделали подробные фото гавани, снабдив штаб точным целеуказанием по каждому кораблю. Однако стоит отметить, что на войне перенос дат операций чреват неожиданностями. Не стал исключением и этот случай: авианосец «Илластриос» оказался серьёзно повреждён в результате пожара на ангарной палубе, что отодвинуло дату нападения ещё на 10 дней.
4 ноября в гавани Александрии «Игл» подвергся ударам итальянских бомбардировщиков, получил повреждение топливной системы и выбыл из строя. Несколько неповреждённых «Суордфишей» были переданы на борт «Илластриоса». Таким образом, состав авиакрыла последнего увеличился сверх штата, но общая численность торпедоносцев сократилась с 30 до 24.
Начало операции
К 11 ноября погода по прогнозам должна была наладиться, и Каннингем отдал приказ о начале операции «Судилище». Откладывать её далее было невозможно, особенно если учесть тот факт, что в строю остался единственный авианосец его потеря гарантированно губила весь замысел (пришлось бы осуществлять ротацию авианосца «Арк Ройял» от берегов Сардинии, что трудно было бы скрыть). Тем более 28 октября Муссолини начал вторжение в Грецию, что значительно увеличило нагрузку на итальянский Средиземноморский флот.
6 ноября британский флот снялся с якорей в Александрии и направился к Таранто. Помимо «Илластриоса» в его состав входил конвой из тяжёлых крейсеров «Бервик» и «Йорк», лёгких «Глазго» и «Глочестер», а также эсминцев «Хасти», «Гиперион», «Ллекс» и «Хэвлок». При движении соблюдались меры строжайшей секретности. В воздухе постоянно патрулировали «Фульмары», а «Суордфиши» осуществляли противолодочное барражирование. 8 ноября британские истребители смогли перехватить на дальних подступах 7 итальянских бомбардировщиков, сбив 3 из них. Оснащение «Фульмаров» радарными станциями и радиопередатчиками вкупе с их отличной автономностью позволяло оперировать вне визуального контакта с флотом, уверенно обнаруживая вражеские самолёты, которые, таким образом, не могли прорваться к боевому ордеру и, тем более, разведать его численность и направление движения. В ходе патрулирования 3 «Суордфиша» вышли из строя, что сократило атакующее крыло до 21 самолёта.
Утром 11 ноября «Фульмар» доставил с Мальты разведывательные фотографии Таранто. Оказалось, что большая часть внушительного барража из аэростатов ПВО была снесена штормом их осталось 27 из 87, ранее прикрывавших подлёты к гавани. Корабельные стоянки были обнесены противолодочными сетями, однако против этого англичане выработали действенную меру торпеды с магнитным взрывателем, способные проходить под сетями.
Судный день итальянского флота
Контр-адмирал Листер подвел эскадру на расстояние 170 миль к цели и отдал приказ на взлёт. В 20:40 стартовала первая волна «Суордфишей»: 6 оснащённых торпедами, 4 бомбами и 2 бомбами и осветительными ракетами. Атака планировалась под прикрытием темноты, так что осветительные ракеты были важной частью плана. В 21:10 поднялась следующая волна из 9 торпедоносцев, 4 из которых несли бомбы и 2 ракеты. При этом один из самолётов потерял подвесной бак с топливом и вынужден был вернуться на борт авианосца. Первой волной командовал капитан-лейтенант К. Вильямсон, второй Дж. Хейл.
Оставалось выяснить на практике: что сможет сделать горстка из 20 бипланов против 6 дредноутов, более полутора десятков крейсеров и эсминцев, прикрытых береговой зенитной артиллерией
Выйдя на цель, торпедоносцы первой волны разделились. Часть пролетела севернее над мысом Сан-Паоло, прорвалась через аэростаты, дав залп осветительными ракетами, которые высветили местоположение кораблей в большой гавани Маре-Гранде. «Суордфиши» пролетели над крейсерами «Фиуме», «Гориция» и «Зара», атаковав корабли в малой гавани Маре-Пикколо. В это время другая часть самолётов зашла южнее через насыпную косу Дига-ди-Торонтола, атаковав с перекатом линкоры «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа» и «Витторио Венето». «Конте ди Кавур» получил попадание 730-кг торпеды и затонул, а крейсеры в Маре-Пикколо были повреждены.
Вторая волна самолётов выходила на цель с севера, со стороны суши. Её целью стали линкоры «Литторио», «Кайо Дуилио» и «Джулио Чезаре». Новейший «Литторио» получил три торпеды и вынужден был выброситься на берег, чтобы избежать затопления. «Кайо Дуилио» после одной торпеды также выбросился на берег, а «Джулио Чезаре» практически не пострадал.
Потери британцев составили 2 «Суордфиша», причём один экипаж погиб, а капитан-лейтенант Вильямсон попал в плен вместе со своим штурманом. Таким образом, англичане «разменяли» два биплана на один уничтоженный и два тяжело повреждённых линкора. Стоимость этих двух видов вооружения трудно сопоставить даже приблизительно. При этом заграждение итальянской ПВО было более чем внушительным: 22 поисковых прожектора, 13 станций аэрофонии, 101 зенитная пушка и 193 пулемёта. Они выпустили по атакующим самолётам 13 489 снарядов, добившись всего двух результативных попаданий. Таким образом, потери британских торпедоносцев от аварий оказались в два раза выше боевых.
В один момент главные линейные силы флота Италии уменьшились с 6 линкоров до 3. «Литторио» и «Кайо Дуилио» позднее удалось ввести в строй, но их ремонт растянулся на полгода. «Кавур» подняли со дна, но до конца войны так и не отремонтировали.
Итоги
Смелый рейд одного авианосца позволил изменить всю расстановку сил на Средиземном море, практически устранив опасность больших потерь в эскадренном сражении и обезопасив коммуникации обеспечения британских войск в Африке. Оказалось, что внезапный налёт нескольких десятков самолётов, даже откровенно слабых и устаревших (какими и были «Суордфиш»), представляет смертельную угрозу весьма многочисленным силам линейного флота.
При условии хорошего планирования и разведки самолёты могли сбросить груз бомб и торпед с замечательной точностью, уничтожение же одного линкора противника многократно перекрывало по стоимости потерю нескольких собственных самолётов.
Средства ПВО того времени просто не могли обеспечить оперативного противодействия неожиданному налёту авиации, особенно в ночных условиях. Поэтому стало очевидным, что флот необходимо прикрывать истребительным «зонтиком» с постоянным ведением авиаразведки на дальних подступах. Опыт атаки на Таранто тщательно изучали планировщики другого, куда более масштабного рейда на Пёрл-Харбор, где была поставлена жирная точка в господстве линкоров на море.

РЕЙД НА ТАРАНТО 12 ноября 1940 год. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫСмелый рейд одного авианосца позволил изменить расстановку сил на Средиземном море, устранив опасность больших

РЕЙД НА ТАРАНТО 12 ноября 1940 год. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫСмелый рейд одного авианосца позволил изменить расстановку сил на Средиземном море, устранив опасность больших

.

Предыдущая запись БИТВА ПРИ ГАВГАМЕЛАХ: ГЕНИАЛЬНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ВСЕХ ПРЕПЯТСТВИЙ
Следующая запись Наталья Палей: внучка российского императора, ставшая секс-символом Европы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *