Что общего между Царь-пушкой и Царь-колоколом Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил… Но был еще один предмет, о котором мало кто знает. Это т.н. Царь-ванна. А мало о ней знают потому, что если первые два артефакта являются экспонатами Московского Кремля и известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе (ныне город Пушкин), в стороне от туристских маршрутов.
И это тем более странно, потому что Баболовская чаша — подлинный шедевр камнерезного искусства. Кстати, с двумя вышеперечисленными артефактами ее роднит то же самое: Царь-ванну, скорее всего, никто и никогда не использовал по прямому назначению, т.е. в ней никто никогда не купался. Ибо сделать это было крайне трудно. Но обо всем по порядку.
Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он всего лишь один из пяти парков в этом городе. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский выглядит более чем скромно да и вообще сильно запущен, больше походит на лес.
А если пройти по главной аллее — Баболовской просеке — почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.
На другом берегу — руины из красного кирпича. Это все, что осталось от Баболовского дворца, построенного в 1785 г. по проекту И. Неелова и разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. А ведь он был очень красивым! Архитектор придал каменному зданию готический вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты…
Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из нескольких комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.
Сейчас развалины обнесены забором и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки. Но если любопытному посетителю удастся договориться с охраной и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, его взору откроется настоящее чудо — гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы.
Как гласит официальная история, сделали эту ванну по повелению императора Александра I мастера петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова. Суханов был известен тем, что руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16 тысяч рублей вырубить ванну, которую потом и установили в главном зале.
Считается, что каменотесы трудились над царским заказом десять лет — с 1811 по 1818 г. По другим источникам — десять лет: с 1818 по 1828 г. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки — доподлинно неизвестно.
Некоторые источники утверждают, что работы производились в каменоломне. В результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.
Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 м, глубина — 1,52 м, высота — 1,96 м. Толщина стен ванны минимальна — 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Объем ванны — 34 куб.м.
Т.е. в нее входило до 2800 12-литровых ведер воды. (Цифра 8000, которой пестрят официальные источники, вызывает сомнения в том, что авторы статей хорошо учили в школе математику.)
Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (стальному стержню, расширенному на одном конце в виде остро отточенной лопатки).
Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента.
Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых трех-четырех ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!
Так что не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 г. () Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани…
Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства…»
Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 гг. по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.
К ванне, напоминавшей скорее бассейн, вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.
Эта великолепная ванна таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась Неужели все три тысячи ведер заливались в нее вручную
Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет! Опять же вручную вычерпывались
И вообще Баболовский дворец — и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего десять комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение).
Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.
Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I.
Но Гром-камень перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую- то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности — и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!
И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.
Даже по нынешним временам 48 тонн — это огромный вес, сравнимый с весом полусотни «Жигулей». Не всякая современная техника способна поднять такой груз.
Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX в., вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.
Со сроком изготовления ванны тоже неувязка. Заказал себе император мини-бассейн и ждал десять лет И, кстати, не дождался — умер в 1825 г. Потому что второй вариант сроков изготовления (1818-1828 гг.) логичнее вписывается в даты перестройки дворца под ванну — 1823-1829 гг.
Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один высококлассный токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение «впердюливают» что ее якобы зделал данный мастер: Суханов… делал аж семь лет, стругал как «папа Карло» полировал и так далее… чушь полнейшая… со всей ответственностью как токарь-универсал 5-го разряда я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру… такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать… такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка… полировка… как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».
Но если уважаемый, хоть и не очень знающий грамоту мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок
Остается предположить, что перед нами продукт легендарного и мифического гранитного литья Или этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.
Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум пять тысяч лет (а скорее всего, гораздо больше).
Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.
Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX в. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».
В этом-то сомнения как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами — шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии. Поэтому многие специалисты настаивают на занесение ванны в список современных Чудес света.
А если все-таки использовались лишь молотки и зубила, то возникает вопрос: зачем так сложно-то Ради простой-то ванны! Может, это на самом деле не ванна вовсе, а что-то другое Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны этого понять.
А если камнерезы XIX в. умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками В конце концов, не тысячи лет прошли, чтобы утерять знания! И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских Почему его нет ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам
Почему этот уникальный объект, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, до сих пор не признан музейным экспонатом и власти к нему относятся как к мусору Что это Удивительное безразличие к своей истории или наглядный пример умалчивания и намеренного скрытия объекта, не поддающегося научному объяснению
Внятного ответа на эти вопросы нет..