Т-28

Т-28 Трехбашенные танки создавались во многих странах. СССР удалось создать не только удачный многобашенный танк, но и наладить его массовое производство. 1930-е годы были временем поисков каким

Трехбашенные танки создавались во многих странах. СССР удалось создать не только удачный многобашенный танк, но и наладить его массовое производство.
1930-е годы были временем поисков каким должен быть танк, какие задачи он может решать Советский Союз в этом смысле не стал исключением, когда была поставлена задача проектирования танка, предназначенного для совместного с пехотой прорыва вражеской обороны. И такой танк был создан под руководством Олимпия Митрофановича Иванова. Мощный трехбашенный 25-тонный танк имел весьма внушительные характеристики. Первоначально танк был вооружен короткоствольной 76-мм пушкой КТ-28, которая предназначалась для подавления огневых точек противника, но в танковом бою была малоэффективна. Позднее, с 1939 г. на танках стали устанавливать пушку Л-11, обладавшую более высокими баллистическими характеристиками. Пулеметное вооружение состояло из четырех пулеметов ДТ-29. Два из них устанавливались в пулеметных башнях в передней части корпуса, один в орудийной башне справа от орудия и еще один в кормовой нише. Танк оснащался двигателем мощностью в 450 л. с. Запас хода по шоссе составлял 190 км. Экипаж танка состоял из шести человек.
ФОТО 1. Т-28 форсирует реку у местечка Мир. Сентябрь 1939 г.
Производство было поручено заводу «Красный путиловец» в Ленинграде, обладавшему сильными кадрами и мощным оборудованием для выпуска этого непростого для первой половины 1930-х годов танка. Впервые Т-28 предстал перед публикой на первомайском параде 1933 года в Москве и Ленинграде. Всего было выпущено 503 танка.
Боевое крещение. 1939 г.
Военным дебютом Т-28 стал Польский поход в сентябре 1939 г. В Красной Армии в сентябре 1939 г. были созданы два крупных объединения войск: Белорусский и Украинский фронты. В составе каждого из них находилось по одной бригаде тяжелых танков, имевших на вооружении Т-28. И если танкам 20-й бригады Белорусского фронта не довелось участвовать в боевых действиях, то 10-я бригада тяжелых танков (98 Т-28) Украинского фронта действовала достаточно активно. Вечером 17 сентября 1939 г. части бригады с пехотой на броне заняли Тарнополь, а затем начали движение в направлении Львова, встречая незначительное сопротивление польских войск. При вступлении Красной Армии во Львов 22 сентября Т-28 использовались по их прямому назначению танков прорыва. Т-28 орудийным огнем разрушали польские баррикады, подавляя артиллерийские и пулеметные точки польских войск. После непродолжительного сопротивления польский гарнизон капитулировал. Потери бригады за время 400-километрового похода составили три человека (один убитый и два раненых).
ФОТО 2. Т-28. На параде 7 ноября 1940 г.
Прорыв линии Маннергейма
Более тяжелым испытанием Т-28 стала советско-финская война. В боях на Карельском перешейке приняли танки 20-й бригады тяжелых танков, переброшенные из белорусского Слуцка. 20-я бригада являлась на тот момент одним из самых подготовленных танковых частей Красной Армии. Несмотря на сложные условия боевых действий Т-28 показали неплохую проходимость и живучесть в бою. При взаимодействии с пехотойТ-28 сыграли если не ключевую, то чрезвычайно важную роль при прорыве финских укреплений на Карельском перешейке. Приняли Т-28 участие и в одном из двух танковых боев войны у станции Перо, когда 29 февраля 1940 г. финны попытались провести контратаку пехоты при поддержке двух танков «Виккерс». Итогом боя стала гибель финских и взятие станции советскими войсками. За участие в войне с Финляндией 20-я бригада была отмечена орденом «Красное Знамя». Более 600 танкистов бригады были награждены орденами и медалями, а 21 удостоены медали «Золотая Звезда». В тоже время, война с Финляндией выявила значительную уязвимость Т-28 от огня противотанковой артиллерии. Для повышения защиты было принято решение провести экранирование танка. Башня и борт усиливались креплением дополнительных бронелистов (1520 мм.). Первые подобные машины вступили в строй еще до окончания боевых действий 1940 г. Отмечалось: «Экранировка танков дала в основном положительный результат. Участие экранированных машин в боях показало, что их броня не пробивается 3740 мм противотанковыми орудиями».
ФОТО 3. Т-28 на Ленинградском фронте. Декабрь 1941 г.
На фронтах Великой Отечественной
На 22 июня 1941 г. танки Т-28 находились в составе приграничных округов, правда, точно определить состав боеспособных машин достаточно сложно значительная часть танков требовала ремонта. В составе Особого Прибалтийского округа Т-28 вступили в бой в районе Алитуса в течение суток удерживая противника у переправ через Неман. В составе Западного фронта эти машины практически не применялись, зато на Юго-Западном фронте применялись массово вплоть до осени 1941 г. В дальнейшем, есть лишь отдельные эпизоды применения этих танков в битве под Москвой. Так экипаж одного из Т-28 150-й танковой бригады отличился в боях за Ефремов, когда командир машины лейтенант Рогов в течение 6 часов вел бой в подбитом танке. Значительно дольше применялись Т-28 в боях под Ленинградом, что было обусловлено близостью Кировского завода с его мощной ремонтной базой и спецификой позиционной борьбы, где Т-28 нередко применялись в качестве неподвижных огневых точек. Дольше всех вплоть до 1944 г. встречались Т-28 в составе войск Карельского фронта.
ФОТО 4. Единственный сохранившийся в России Т-28. ЦМВС, Москва.
В целом, несмотря на весьма внушительные габариты, Т-28 оказался надежным, живучим танком, показавшим высокую для своего времени надежность и проходимость. Примечательно, что это был единственный в мире средний многобашенный танк, который выпускался большими сериями в других странах существовали подобные машины, но лишь в единичных количествах. Созданные для танка орудийные башни помимо танков устанавливались на советских бронекатерах. В кинофильмах Т-28 является относительно редким «актером». Его можно увидеть, например, в советском художественном фильме «Танкисты» (1939 г.). Единственный сохранившийся в России Т-28 установлен на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил; еще три машины находятся в музеях Финляндии.

Т-28 Трехбашенные танки создавались во многих странах. СССР удалось создать не только удачный многобашенный танк, но и наладить его массовое производство. 1930-е годы были временем поисков каким

Т-28 Трехбашенные танки создавались во многих странах. СССР удалось создать не только удачный многобашенный танк, но и наладить его массовое производство. 1930-е годы были временем поисков каким

Т-28 Трехбашенные танки создавались во многих странах. СССР удалось создать не только удачный многобашенный танк, но и наладить его массовое производство. 1930-е годы были временем поисков каким

Т-28 Трехбашенные танки создавались во многих странах. СССР удалось создать не только удачный многобашенный танк, но и наладить его массовое производство. 1930-е годы были временем поисков каким

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *