«ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ»

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа — стояли они повсеместно. Причин для установки их было множество, но чаще всего представляли они из себя малую освященную архитектурную форму и отношение к ним было соответствующим. По сути, являлись они часовнями, к которым ходил местный люд для своих молитвенных нужд. Нередки были случаи, когда над крестом возводился сначала простейший навес для защиты от дождя, а в последующем и целое здание.
Традиция ставить кресты (как каменные, так и деревянные) появилась в нашей стране раньше принятия христианства, так, по свидетельству императора Константина Багрянородного, в землях печенегов еще в X веке, среди развалин древних городов находимы были каменные кресты. При правлении княгини Ольги ею были установлены несколько крестов, коими она хотела подготовить земли славянские к принятию христианства. «Нача, говорится в её жизнеописании, требища и кумиры сокрушать и в тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». После Крещения Руси традиция повсеместной установки поклонных крестов была принята официально, как знак того, что христианство сильнее иных вер («капища разрушены и церкви воздвигаются; идолы низвергаются, и явились иконы святых; бесы убежали и крест освятил города»). Тогда же поругание символов новой веры начало считаться уголовным преступлением: «церковная татьба, мертвецы сволочат, крест посекут, или на стенах трески емлють из креста».
Но поговорим мы о временах не таких древних, а веке о девятнадцатом.
В первую очередь поклонным крестом продолжало освящаться место, на котором ранее стоял храм, но сгорел или был разрушен. Место такое навеки считалось сакральным и помечали его «воздвижением креста Господня».
Самым распространённым крестом был «обетный». Ставился он в знак благодарности за спасение от какой либо напасти. Мог быть установлен как конкретным человеком, так и целой общиной. В силу своего религиозного мышления, люди прошлого видели только один реальный способ обуздания каких-то напастей и бед — это молитва. При начале эпидемий, пожаров, засухи, падежа скота и множества других несчастий, община давала обещание Господу в случае прекращения бедствия поставить крест, а то и церковь. Такие кресты отличались большими размерами и ставились на самых видных местах — на берегах водоёмов, холмах, переправах, слияниях рек. Точно такие же обеты давали и простые люди за избавления от личных бед. Очень распространена была такая традиция в Поморье, где поморы так выражали благодарность Богу за «не потопление», удачный лов, а так же поминая своих погибших товарищей.
Целая группа крестов имела погранично-охранное назначение. Ставили их при входе в деревню, на развилках дорог, около «гиблых» мест и там где кто-то умер внезапной смертью без причастия. В Карелии нередко роль таких крестов играли деревья «риста» (крест) — чаще всего эти святые деревья отличались какой то патологией — были изогнуты или имели несколько стволов. На входе и на выходе из деревни росли такие «риста» деревья и всякий прохожий должен был на них перекреститься и прочитать молитву.
По берегам Белого моря у огромных поклонных крестов было и навигационное назначение — будучи маяками, были они записаны в местные лоции и служили знаками, указывающими мореходам на устья рек, гавани, острова и мели. Ставили такие кресты поморы и на местах своих становищ и тоней. Порой кресты стояли целыми группами, так, на Соловецком архипелаге их стояло более тысячи.
В наше время таких старинных поклонных крестов осталось несколько десятков — есть они в Карелии, Коми и Архангельской области.

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

 

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

ПОКЛОННЫЕ И ОБЕТНЫЕ КРЕСТЫ Отдельно стоящий крест является простейшей формой культового сооружения в христианстве. До Революции поклонные кресты были привычной частью пейзажа - стояли они

.

 

Предыдущая запись Реклама мини-мокика ,,Рига-26″
Следующая запись САМЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИСТОРИИ ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Часть 1

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *