Опасный маршрут, или песнь о «Буревестнике»

Опасный маршрут, или песнь о «Буревестнике» «Песнь о «Буревестнике» это не только произведение Максима Горького. Это еще и история о трагической гибели речного парохода на рейсе Ленинград

«Песнь о «Буревестнике» это не только произведение Максима Горького. Это еще и история о трагической гибели речного парохода на рейсе Ленинград Кронштадт.
Этот корабль называют «Советский Титаник». Конечно, сравнение условное, но трагедия с пароходом «Буревестник», произошедшая в совсем не бурных водах Петербургского морского канала, привела к необычно большому количеству жертв. В этом деле сошлось все удивительная халатность, трагическое стечение обстоятельств и ошибки экипажа.
Ленинград Кронштадт
В питерском городском фольклоре об этой трагедии сложена песня «В узком заливе морского канала». Со свойственным народному творчеству надрывом в песне говорится о «зловещем месте», где в 1926 году затонул мирный пароход «Буревестник». Хотя на самом деле место было не особенно зловещее Петербургский морской канал, который был нужен для того, чтобы большие суда могли входить в Морской порт Санкт-Петербурга. Канал прорыли от устья Большой Невы до острова Котлин, в длину он имел всего около 30 км, а глубина его не превышала 7 метров. Товарно-пассажирский пароход «Буревестник» на протяжении всей своей почти 30-летней истории совершал только один рейс: Петербург (Петроград/Ленинград) Кронштадт.
ФОТО 1. Открытие Петербургского морского канала в 1886 году.
Пароход «Буревестник» был спущен на воду в 1899 году под названием «Русь», а переименовали его после революции. Кстати, было у корабля и «славное революционное прошлое» на нем перевозили моряков из Кронштадта в Петроград. Первоначально это был небольшой буксирный пароход, который потом переделали для перевозки пассажиров, с 1923 года судно находилось в ведении Северо-Западного речного пароходства.
Гибель парохода
«Буревестник» совершал регулярные рейсы Ленинград Кронштадт, и 29 августа 1926 года около 22 часов, как обычно по расписанию, отошел от пристани. На борту было около 400 пассажиров и 11 членов экипажа.
Капитаном судна был Альвар Пийспанен, но в тот день он на борту «Буревестника» отсутствовал по совершенно не уважительной причине: как установили на суде, с разрешения одного из руководителей порта он отправился выпивать. И находился в пивной «Золотой якорь» на Васильевском. Руководил рейсом его помощник Петр Храбунов, зачисленный в экипаж только в конце июня.
ФОТО 2. Вырезка из газеты по делу «Буревестника».
Несмотря на то, что рейс был, казалось бы, несложный, Храбунов совершил несколько ошибок. Главная из которых он принял на себя командование судном, хотя не знал хорошо фарватер и не мог гарантировать успешное прохождение по каналу в ночное время. Он должен был идти правой стороной канала, а выйдя на маршрут, направился по срединной и левой части. Это в итоге чуть не привело к столкновению с немецким пароходом «Грета».
Опасный маршрут
Видимость на канале была не очень хорошая помимо темноты, мешал и туман. Поэтому ни Храбунов, ни рулевой матрос Шилин «Грету» не заметили. Немецкий пароход дал гудок, который означал «обходи справа». Храбунов, не знакомый, кстати, с правилами расхождения морских судов, приказал выполнить маневр руль заложили резко налево. «Буревестник» и «Грета» разошлись, но российский пароход при этом не выполнил обратный маневр. Если бы руль был заложен направо, у «Буревестника» был бы шанс вернуться на курс. Храбунов о таком маневре не распорядился, и пароход врезался в строившийся Хлебный мол, который не был освещен.
Судно врезалось в мол кормой. Как было установлено в суде, это произошло потому, что «Буревестник» изначально шел кормой, то есть «задом наперед». Рулевой, поняв, что столкновения не избежать, убежал из рубки, покинул свой пост. Не оказалось на месте и кочегара, но пар из котла в последний момент успели стравить иначе корабль бы просто взорвался, и жертв было бы неизмеримо больше.
Напрасные жертвы
Экипаж, и в первую очередь Храбунов, продолжали совершать ошибки. Первая старпом дал команду «задний ход». Если бы судно оставалось на месте, то, несмотря на большую пробоину около 2 метров в диаметре люди могли бы просто перейти на мол. Что и сделали несколько пассажиров: «Буревестник» был фактически прижат к стенке мола. После того, как судно отошло от нее, в пробоину хлынула вода. В 5060 метрах от места катастрофы была мель, но Храбунов не пытался посадить на нее корабль плохо знал фарватер и отвел судно на самое глубокое место. В течение 15 минут «Буревестник» затонул.
ФОТО 3. Схема движения «Беревестника».
Спасательными средствами моряки воспользоваться не успели. Ситуация осложнялась тем, что с верхней палубы некоторые пассажиры начали прыгать вниз, падая на людей. Это только усиливало панику. Спасать тонущих направились шлюпки с той самой «Греты», которая чуть не столкнулась с «Буревестником». Они смогли подобрать в воде более 100 человек. Всего утонули порядка 60 пассажиров точного числа жертв так и не было установлено.
Суд постановил
На суде по делу «Буревестника» Храбунову было предъявлено сразу несколько обвинений. Первое что он принял на себя командование, хотя не должен был этого делать. Также он обвинялся в том, что не вел необходимое наблюдение за горизонтом и пропустил немецкий корабль, потом врезался в мол, а также в том, что не принял никаких мер к спасению людей. Более того даже пар из котлов стравил один из пассажиров военный моряк. Команда же, не получив от Храбунова никаких распоряжений, вообще не помогала пассажирам.
В итоге к суду были привлечены не только капитан и его помощник, но и члены экипажа, а также руководители пароходства. На суде также выяснилось, что из положенных двух спасательных шлюпок на «Буревестнике» была всего одна, да и та нерабочая. Огни, которые должны были освещать мол, не горели, потому что был перебит кабель. Также было установлено, что экипаж не имел должной квалификации, а пьянство было для него совершенно обычным делом. В итоге суд приговорил Пийспанена и Храбунова к 4 годам заключения каждого, другие фигуранты получили меньшие сроки.
«Буревестник» подняли со дна 31 августа, но было принято решение пустить его на металл восстановлению корабль не подлежал.

Опасный маршрут, или песнь о «Буревестнике» «Песнь о «Буревестнике» это не только произведение Максима Горького. Это еще и история о трагической гибели речного парохода на рейсе Ленинград

Опасный маршрут, или песнь о «Буревестнике» «Песнь о «Буревестнике» это не только произведение Максима Горького. Это еще и история о трагической гибели речного парохода на рейсе Ленинград

Опасный маршрут, или песнь о «Буревестнике» «Песнь о «Буревестнике» это не только произведение Максима Горького. Это еще и история о трагической гибели речного парохода на рейсе Ленинград

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *