13 писательских отговорок: почему мы никак не можем взяться за литературный труд и что с этим делать

13 писательских отговорок: почему мы никак не можем взяться за литературный труд и что с этим делать В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга журналиста Егора Апполонова «Пиши рьяно,

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга журналиста Егора Апполонова «Пиши рьяно, редактируй резво». Автор изучил опыт сотен людей, от классиков литературы до современных издателей, и обобщил его в форме полезных советов. Публикуем главу о самых распространенных отговорках писателей а также о тех, кто перестал заниматься самообманом, трудился и прославился.
Мне не хватает вдохновения
Вдохновение инструмент любителя. Профессионал полагается на график и умение работать. Неудачники сидят сложа руки, профессионалы издают книги. Вот что о вдохновении говорит писатель Алексей Иванов:
«На вдохновение я полагаться не могу. Представьте хирурга, который полагается на вдохновение. Хирург работает всегда. Хирург не может отказаться от операции, если у него нет вдохновения. Я профессиональный писатель я работаю всегда. Чтобы работалось проще, когда нет вдохновения, нужно правильно сформулировать вопрос, на который ты должен дать ответ. Как сказано ранее, правильно сформулированный вопрос это уже половина ответа».
Мне не хватает времени, чтобы писать
Этот абзац я пишу на смартфоне в час пик, в битком набитом вагоне метро. Писать можно когда угодно, главное захотеть. Как правило, отговорка о нехватке времени психологическая уловка. Даже когда время есть, вы ищете оправдания своему бездействию.
А что же говорят об этом писатели Слово Джону Стейнбеку:
«Я не раз слышал: Эх, если бы не жена и дети, тогда я бы стал писателем. Я слышал и другое: Если бы не эта противная работа, тогда бы я был писателем. Я во все это не верю. Я считаю так: если вы хотите писать вы будете писать, и ничто вас не остановит».
Вы скажете нельзя же весь день работать и при этом ухитряться писать! Ничего подобного: изучите биографию Франца Кафки. Он был конторским служащим, а писал по ночам. Чехов рассказывал:
«Письму я отдаю досуг, часа 23 в день и кусочек ночи, то есть время, годное только для мелкой работы. Летом, когда у меня досуга больше и проживать приходится меньше, я возьмусь за серьезное дело».
Ищите окна в графике, которому подчинена ваша жизнь. Или в собственной прокрастинации. Вставайте на час раньше или ложитесь на час позже. Пишите в обед. Пишите в метро, в трамвае. Время найдется, было бы желание. Кстати, если пересесть на общественный транспорт, вам как писателю это будет только на пользу: вы станете больше читать (в машине не почитаешь можно слушать аудиокниги, но так информация усваивается куда медленнее). Вы станете больше писать (смартфон вам в помощь). Оказавшись среди людей, вы станете наблюдательнее. Писательство и общественный транспорт прекрасно совместимы даже если вы работаете с утра до вечера.
Все еще нет времени Попробуйте японский кайдзен принцип одной минуты. Само слово составлено из двух: «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автор этой концепции непрерывного совершенствования Масааки Имаи, японский гуру менеджмента. Он уверен, что, уделяя одну минуту каждый день в один и тот же час важному делу, мы совершенствуемся и приучаем себя к дисциплине. Кайдзен настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в литературе. Одна минута в день. Попробуйте.
Мне не хватает условий для работы
Дэвид Митчелл писал «Облачный атлас» урывками, слушая лекции по личностному росту. Джоан Роулинг писала первые две части «Гарри Поттера» в кафе на прогулках дочь лучше засыпала. Идеальная обстановка необязательно располагает к творчеству. Условие тут одно ваше желание творить. «Я могу писать где угодно. Однажды я записала имена персонажей на пакете для тех, кого тошнит в самолете», вспоминает Роулинг.
А вот что рассказывает Агата Кристи о том, как ей приходилось работать:
«У меня никогда не было собственной комнаты, предназначенной для творчества Мне нужен был лишь устойчивый стол и пишущая машинка. Очень удобно было писать на мраморном умывальном столике в спальне или на обеденном столе в перерывах между едой Многие друзья удивлялись: Когда ты пишешь свои книги Я никогда не видел тебя за письменным столом и даже не видел, чтобы ты собиралась писать. Должно быть, я вела себя как раздобывшая кость собака, которая исчезает куда-то на полчаса, а потом возвращается с перепачканным землей носом. Я делала приблизительно то же самое. Мне бывало немного неловко идти писать. Но если удавалось уединиться, закрыть дверь и сделать так, чтобы никто не мешал, тогда я забывала обо всем на свете и неслась вперед на всех парусах».
«Пишу при самых гнусных условиях, как-то жаловался Чехов. В соседней комнате кричит детеныш приехавшего погостить родича, в другой комнате отец читает матери вслух Запечатленного ангела Кто-то завел шкатулку, и я слышу Елену Прекрасную Для пишущего человека гнусней этой обстановки и придумать трудно что-либо другое».
Артист Павел Свободин, близкий друг Чехова, проницательно заметил в письме к нему:
«Вот Шиллер, работая, любил класть возле себя и в стол гнилые яблоки, а Вам непременно нужно, чтобы наверху пели и шумели, а за спиной мазал бы Мишель брат Чехова Михаил Павлович изразцы печки в помпейско-кудринском стиле и чтобы не менее гнилых яблок воняло в комнате мишелевой краской».
Напоследок наблюдение Исаака Бабеля:
«Я знаю людей, которые могут писать только при абсолютной тишине. А вот Илья Эренбург любит писать на вокзале. Это все равно что работать рядом с шумящим авиамотором. Все лучшее, что Эренбургом создано, написано в кафе, куда он приходит каждое утро».
Мне не хватает уверенности в себе
Просто пишите. Боитесь, что написанное кому-нибудь не понравится Не выстраивайте перед собой преграды из страха. Послушайте Бориса Стругацкого:
«Вы должны быть оптимистами. Как бы плохо вы ни написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся читатели и это будут тысячи читателей, которые сочтут вашу повесть почти шедевром. В то же время надо быть скептиком. Как бы хорошо вы ни написали, обязательно найдутся читатели, и это будут тысячи людей, которые будут искренне считать, что вы написали сущее барахло. И, наконец, надо просто трезво относиться к своей работе. Как бы хорошо, как бы плохо вы ни написали вашу повесть, останутся миллионы людей, которые будут к ней совершенно равнодушны написали вы ее, не написали».
Мне не хватает мастерства
Пишите. Переписывайте. Выкидывайте. Пишите. Переписывайте. Выкидывайте. Пишите. Переписывайте. Выкидывайте. И так до тех пор, пока не издадите роман. Путь сложный. Но кто говорил, что будет легко
Мне не хватает поддержки
Пишите и молчите о том, что пишете, пока не поставите финальную точку. Не ждите поддержки извне. Черпайте поддержку в самом себе.
Мне не хватает связей
И это в наше-то время, когда все издатели, писатели и редакторы завели аккаунты в социальных сетях Создайте себя с нуля. Создайте «новую версию себя», как сказал бы какой-нибудь американский маркетолог, зазывающий на курсы личностного роста. Послушаем писателя-фантаста Брэда Торгерсена:
«Если вы лентяй, вы начинаете завидовать другим писателям. Или, что почти так же плохо, вы разочаровываетесь. Превращаетесь в человека, не вылезающего с писательских форумов или конференций, бесконечно возмущаетесь, что все подстроено, успех зависит от связей, а не таланта. Или что дело решает случай, победителей определяет удача, а все остальные остаются не у дел. Так вот все это дерьмо собачье. Ложь для поиска оправданий самому себе. А правда такова: у победителей во всех соревновательных областях поп-культуры есть одно общее качество они никогда не бросают».
Мне не хватает времени, чтобы читать
Без чтения вам не стать писателем. Время на чтение вы, если захотите, найдете. Слушайте аудиокниги в пробках, пересаживайтесь на общественный транспорт и читайте книги в метро, читайте перед сном и так далее.
Мне не хватает везения
Удача зависит от тех шагов, которые вы предприняли. Если сидеть на кухне, вряд ли познакомишься с нужными людьми. В наше время удача это связи.
Мне не хватает идей
Вам совсем не интересна жизнь Идеи вокруг вас. Нужно просто их увидеть. Сидеть за столом и мусолить карандаш, дожидаясь, когда же вас посетит Та Самая Тема, пустое дело.
Чтобы писать, надо жить активной жизнью, осваивать новые умения и, конечно, писать.
Мне не хватает знаний
Так идите и изучите вопрос. Писать о жизни, не зная жизни, глупее всего.
Мне не хватает денег
Вам нужно зарабатывать, кормить семью и так далее См. п. «мне не хватает времени». Этот абзац я пишу на ходу в смартфон. Вечер, начало одиннадцатого, я возвращаюсь с работы домой, к семье. Задайте себе простые вопросы: во сколько я встаю Сколько часов я сплю Сколько времени я потратил, листая ленту Faceboo А сколько на работу Вы и правда уверены, что не сможете выкроить час-другой, чтобы писать Не занимайтесь самообманом. Вы просто ищете себе оправдание.
Мне не хватает технических средств
Вам легко может возразить Джоан Роулинг: «Ручка, бумага и только потом Microsoft Word». И вот еще интересная статистика: четыре из шести бестселлеров в Корее написаны при помощи смартфонов

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *