«Я обвиняю» Романа Полански

«Я обвиняю» Романа Полански Для своего нового фильма, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции, скандальный режиссёр выбрал не менее скандальную историю - дело Дрейфуса. На 76-м

Для своего нового фильма, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции, скандальный режиссёр выбрал не менее скандальную историю — дело Дрейфуса.
На 76-м международном кинофестивале в Венеции состоялась премьера новой картины Романа Полански. В отличие от подавляющего большинства режиссеров, Полански в Венецию не приехал. По всей видимости, связано это с тем, что сам режиссер является обвиняемым по делу об изнасиловании несовершеннолетней, которое было открыто в 1978 году в США. С тех пор Полански живет в Европе, его имя регулярно мелькает в скандальной хронике, а премьеры сопровождаются провокациями. О фильме «Я обвиняю» в специальном репортаже Diletant.media.
В октябре 1894 года против французского офицера Альфреда Дрейфуса было выдвинуто обвинение в шпионаже в пользу Германии. В качестве доказательства вины подсудимого использовались косвенные доказательства, в основном сфальсифицированные, а решающим аргументом стало его еврейское происхождение. 5 января 1895 года Дрейфуса приговорили к лишению чинов и званий и пожизненному заключению на Чертовом острове во Французской Гвиане.
ФОТО 1. Альфред Дрейфус.
Один из участников процесса, Мари-Жорж Пикар, который вскоре получит чин полковника и должность начальника контрразведки, год спустя после признания Дрейфуса виновным, начинает новое расследование в отношении очередного предполагаемого шпиона на этот раз в центре внимания майор Фердинанд Вальсен Эстерхази. Выяснилось, что основная улика, якобы подтверждавшая измену Дрейфуса родине, была написана именно Эстерхази. Пикар доложил своему руководству о новых обстоятельствах дела, но вместо пересмотра вердикта Дрейфусу сам оказался в тюрьме.
ФОТО 2. Мари-Жорж Пикар.
Не желая выносить сор из избы, французские военные всех чинов совершают «патриотические подлоги», дабы отстоять честь мундира. Но в данном случае невозможно защитить то, чего нет. Эстерхази объявили жертвой еврейских происков, а Пикара в том, что его купили те самые евреи. По стране прокатилась волна антиеврейских беспорядков.
Название фильма буквальная цитата заголовка статьи Эмиля Золя. Пикар, уверенный в невиновности Дрейфуса и не сумевший добиться справедливости в армии, решил обратиться к журналистам. На встрече с ними, в ходе которой полковник рассказал обстоятельства дела и назвал имена всех вовлеченных военных, присутствовал и Эмиль Золя. Он опубликовал в газете «L’Aurore» открытое письмо президенту Франции Феликсу Фору. Статья, подробно описывавшая перипетии дела Дрейфуса, стала поводом для возбуждения дела против Золя по обвинению в клевете. Писатель был признан виновным.
История Дрейфуса раскололо Францию на антидрейфусаров и дрейфусаров. В 1899 году либерал Эмиль Лубе, ставший президентом, инициировал пересмотр дела. Процесс продолжался с 7 августа по 9 сентября 1899 года. Дрейфуса признали виновным, но мера пресечения была изменена с пожизненного на 10 лет. 19 сентября президент помиловал Дрейфуса своим указом. В 1903 году Дрейфус подал кассационную жалобу, рассмотрение которой тянулось еще три года. В 1906 году новый суд признал Дрейфуса полностью невиновным, его вернули на военную службу с повышением звания до майора и наградили орденом Почетного легиона. Вскоре по состоянию здоровья Дрейфус вышел в отставку.
В этом крепко сбитом захватывающем повествовании Полански скрупулезно восстанавливает события 12-летнего процесса, шаг за шагом, записка за запиской. Поэтому логично, что главный герой картины не Дрейфус, а Пикар (в исполнении Жана Дюжардена), неистовый в своем правдоискательстве. Человек системы, он истово отстаивает справедливость и силу закона, пусть и ценой своей свободы или низведением статуса других участников системы. Пикар представлен как бесстрашный рыцарь, единственным недостатком которого, пожалуй, является многолетняя любовная связь с женой министра иностранных дел.
Дрейфус же (в великолепном исполнении Луи Гарреля) вызывает скорее неприязнь, чем сочувствие. Впрочем, прототип действительно не отличался дружелюбием, не был популярен среди товарищей. Офицер воплощает классический тип униженного и оскорбленного героя Достоевского.
Роман Полански и сам находится в состоянии многолетней судебной тяжбы. Обвиненный в 1978 году в изнасиловании несовершеннолетней, он покинул Штаты. Дело в отношении него до сих пор не закрыто. Мягко говоря неоднозначное отношение к себе режиссер трактует как травлю и преследование, что использует в параллели с гонениями евреев. Эта тема звучит и в «Я обвиняю».

«Я обвиняю» Романа Полански Для своего нового фильма, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции, скандальный режиссёр выбрал не менее скандальную историю - дело Дрейфуса. На 76-м

«Я обвиняю» Романа Полански Для своего нового фильма, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции, скандальный режиссёр выбрал не менее скандальную историю - дело Дрейфуса. На 76-м

.

Предыдущая запись Горячий кофе на вершине горы
Следующая запись Скука, усталость и вредные привычки: признаки эмоционального выгорания, которые легко пропустить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *