КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ.

КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ. Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских

Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских индейцев (у одного только Лонгфелло их несколько десятков встречается, но писатели приключенческой тематики обходятся двумя-тремя наименованиями) на слуху немногие. Во многом это объясняется происхождением автора и его симпатиями.
В ту эпоху, когда задавались стилевые рамки вестерна (XIX век), американский мир страдал пусть не выраженной, но существенной поляризацией политических взглядов. И те, кто симпатизировал французам, хвалили гуронов и союзные им племена. Кто ориентировался на английскую сторону, тот запросто мог восхититься миром пауни или могикан. Просто заокеанские силы в политических целях старались максимально широко привлекать коренное население страны. Отсюда и некая предвзятость в выборе местного колорита у писателей. Правда, было племя, которое обе соперничающие стороны по большей части старались окрасить в негативные тона. Не умаляя, впрочем, и сильных сторон индейского характера. Речь о команчах народе, который прославился как самый серьезный противник белых на всей территории Великих равнин. А, возможно, и всей Америки.
Собственно, считать особым народом команчей и не совсем верно. Во-первых, было бы правильно называть эту группу племенным объединением к команчам себя причисляло как минимум пять племен, среди которых известны пенатеки, консотеки, нокони, квахади, ямпарики. Хотя более подробная классификация команчей признает еще более мелкое дробление структуры. Но и тут не все гладко все эти племена являлись шошонами их частью, откочевавшей когда-то на восток. Собственно, команчи не относилось к самоназванию и было, скорее, прозвищем. Довольно обидным. Вот только сами команчи на это не обижались и вообще никак не реагировали они прекрасно понимали, что племена дали им это имя по причине сильной обеспокоенности подобным соседством эти шошоны не любили договариваться и предпочитали захватывать новые угодья силой еще до широкой экспансии белых в их устоявшийся мир. Вроде бы «команчи» отсылает к коварности змеи и переменчивости в ее характере считалось, что когда-то эта часть шошонов испугалась трудностей перехода через горы и откололась от основной массы. Не совсем красиво с позиций индейской морали. Хотя бытовала и лайт-версия этого события помешала большая масса волков, встреченная на пути. Но основная трактовка значения этого слова говорит о постоянной готовности к сражению, бою. Не зря один из белых военачальников позапрошлого века считал эту группу индейцев «современными спартанцами».
Собственно, смысла рассказывать об особенностях ритуалов, верований, культуры и языка команчей нет. Этот народ легко приспосабливался под любые условия существования, хотя предпочитал охоту на равнинах, кочуя вслед за бизонами или крупными стадами антилоп помельче. Но если требовалось, они находили пропитание и в лесу, и в долинах рек.
Куда интереснее их отличия от основной массы индейцев. Тут-то разница и сыграла важную роль в судьбе народа.
Во-первых, у команчей не имелось как такового института верховного вождя или совета общепринятой структуры у основной массы племен. Всеми делами заправляли вожди отдельных общин и военная верхушка, состав которой регулярно обновлялся воины попадали туда, как только преодолевали некий ценз ратных подвигов. Следовательно, команчи изначально страдали некоторой милитаризацией.
Во-вторых, как таковое кровное родство трактовалось невероятно широко. С точки зрения современной генетики, команчи применяли довольно эффективный способ подмешивать в свою кровь новые силы пришельцев со стороны. Собственно, технология проста: во время войны или набегов уничтожалось все мужское населения противника до определенного возраста. В плен захватывались женщины репродуктивного возраста и дети. При этом все пленные имели шанс на полную социализацию внутри племени детей усыновляла семья победившего воина, и со временем они, как янычары, становились частью местной культуры. Ну, а женщин брали в жены. Причем со временем они становились полноправными членами общины. Любопытно, что среди команчей встречались даже афро-индейцы такое не совсем уж рядовое явление для Великих равнин.
Тактика команчей на войне была почти однообразна, хотя и неимоверно эффективна. Они предпочитали колющее оружие на предельно малых дистанциях, атакуя врага в рассыпном строю. При этом легко перенималась и тактика врага. Такая гибкость позволяла команчам не только сопротивляться рекордно долгое время 170 лет белому человеку, но и брать регулярной осадой базовые форты белых. Что, стоит заметить, другим индейским воинам не удавалось максимум генеральная битва посреди чистого поля.
Команчи ели все, что казалось съедобным. В ход шли собаки, еноты, бизоны. Даже лошадей, которых другие народы воспринимали больше как союзников воина, команчи первое время ценили как самоходные консервы на черный день. Они вообще освоили верховую езду и коневодство позднее других участников процесса. А, освоив, достигли невиданных высот даже сегодня команчи занимаются разведением лошадей и крупного рогатого скота.
Также обстояло дело с огнестрельным оружием. Разжившись, как-то по случаю, партией старых кремневок у французов, команчи быстро приноровились палить из них с необычайной скоростью и меткостью, чем удивляли регулярную армию они перезаряжали ружья на скаку! Аттракцион, вероятно, из разряда цирковых. Но вполне документальный упоминание о таком трюке встречается в нескольких офицерских мемуарах.
Собственно, еще до прихода белых индейцы охотно резали друг друга гражданская война в Америке не утихала ни на минуту. И команчи в этом процессе особых прогулов не делали. А с европейцами столкнулись еще в XVII веке, как-то по случаю накостыляв испанцам. Потом с не меньшим успехом лупили голландцев, англичан, французов и даже редких немцев команчи вообще неплохо владели искусством дипломатии и регулярно заключали кратковременные союзы то против одних, то против других врагов. А врагов у них имелось море весь мир, по сути.
Долгое время на них вообще управы не находилось. Слава о жестоких пытках (команчи таким образом проверяли уровень противостоящих им сил и не видели ничего в этом плохого сами-то они готовы были к смерти в любую минуту) и разных коварных хитростях крепко будоражила белокожий мир. Но в 1830-х массово пошли револьверы, потом их дополнили усовершенствованные винтовки. В 1835 Техас присоединился к США, отчего этой территорией заинтересовались серьезные силы белых. Совсем плохо пришлось в 1840-е. Тогда в 1848 племя настигла эпидемия оспы. И из 20 тысяч попросту вымерло 8.
Еще больший эффект принесла промышленная революция. Заводам и фабрикам массово требовались ремни для приводных валов, а лучшим материалом для них являлась кожа бизонов. Начался процесс сокращения бизоньего поголовья, до того служившего основным источником пищи и материалом для жилищ племени. Сообразив, что этим правительство страны косвенно влияет на ситуацию с благополучием команчей, бизонов вообще истребили целенаправленно. И к 1874 году нависла катастрофа. Команчи подняли восстание.
К концу активной фазы команчей осталось всего тысячи полторы силы явно неравные. И спас их от окончательного истребления армейский полковник Маккензи, руководивший карательной операцией. Он уговорил их уйти в резервацию, предварительно отдав всех лошадей. Поголовье лошадей полковник продал, взамен честно купив на вырученные деньги овец, коз и коров. И передал их племени факт, достойный уважения и сегодня. Ведь большинство военных в такой же ситуации попросту оставляли весь хабар себе. Этот скот и помог команчам выжить. Кстати, даже сегодня община команчей считается серьезным поставщиком мясной и молочной продукции в регионе иногда сменить профессию оказывается полезно для здоровья.

КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ. Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских

КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ. Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских

КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ. Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских

КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ. Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских

КАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГЛА САМЫХ ВОИНСТВЕННЫХ ИНДЕЙЦЕВ. Читая вестерны и близкую к жанру литературу, сложно не обратить внимания на тот факт, что при всем племенном разнообразии североамериканских

.

Предыдущая запись Завтрак — это красиво
Следующая запись КУВШИН ДЛЯ КЛАРЕТА

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *