Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:
«Церковка эта интересна во многих отношениях: во-первых, она дает понятие о тех микроскопических церквах, которые описывает Олеарий и которые, по его словам, вмещали не более 56 человек…».
О древности постройки говорят многие элементы в её конструкции, например, припазовка брёвен: паз находится сверху. В более поздних постройках пазы делали снизу, чтобы вода не попадала и не портила дерево.
Ещё одна деталь — волоковые окна: небольшие отверстия, которые задвигались дощечками.
Конструкция двери «на пятах» предшествовала появлению знакомых «петельных» дверей. Именно такой конструкции дверь у Лазаревой церкви.
Церковь относится к простейшему клетскому типу построек. Она состоит из трех разношироких клетей с двускатными крышами разных уклонов и высот. Клетские сооружения — самые древние. С них начинается русская деревянная архитектура.
Средняя клеть собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом.
Церковь очень проста, в ней есть пропорциональность и гармония. Три крыши разной высоты и крутизны имеют своё значение и придают сооружению своеобразный ритм, делая выразительным силуэт.
Единственное декоративное украшение — ажурное завершение свесов кровли.
В скромном интерьере церкви сохранил двухъярусный иконостас, представляющий большой интерес как один из древнейших иконостасов миниатюрных церквей Севера (16 — 18 века).
В чём секрет гармонии церкви Воскрешения Лазаря
Заворожённые великолепием многоглавых храмов комплекса, туристы часто проходям мимо чудесного памятника человеческому мастерству.
«…глаз отдыхает на изящной простоте маленькой церкви, её бесхитростной и вместе с тем утончённой красоте», — отметил А.В. Ополовников, составивший проект реставрации церкви в 1954 году.
Из Дополнительной описи церквей, ризницы и книгохранилища Муромского монастыря Пудожского уезда, составленной в 1872 г., указано:
В длину церкви с алтарём две сажени (213 см) 5 вершков (4,45 см), в ширину алтарь 2 аршина (71,12 см), 11 вершков, церковь 1 сажень 13 вершков.
Существует несколько преданий об этой церкви, связанных с восстановлением здоровья больных. Известно, что сам преподобный Лазарь жил 105 лет. Вполне можно предположить, что пропорции данного строения обладают гармонизирующим действием на физическое и психическое здоровье людей.
Способности архитектурных форм влиять на состояние человека сейчас не вызывает сомнений. Б. А. Рыбаков в своей книге «Архитектурная математика древнерусских зодчих» пишет: «Методы архитектурных расчетов до 14 века нам почти неизвестны, но они восхищают продуманной соразмерностью, удивительной гармонией своих частей, строгой логикой. Строили наши предки, до гениальности просто!» .
Нельзя называть их исключительно русскими, так как большинство этих мер, легко воспроизводимых человеком (размах рук, поднятие руки и т. п.), было распространено и у других народов.
Ле Корбюзье (1887-1965), один из наиболее значимых архитекторов XX века, имея опыт работы в СССР, изобрёл «революционную» систему пропорций, соразмерную масштабам человека, применимую к архитектуре и механике — Модулор. Альберт Эйнштейн, которому автор Модулора рассказал о своей работе, пишет ему: «Это гамма пропорций, которая делает плохое трудным и хорошее легко достижимым».
Пример тому, церковь Лазаря Муромского, строитель которой, судя по целительским свойствам здания, по тому, что он сам прожил более 100 лет, а церковь из дерева сохранилась до сей поры (от 500 до 650 лет по разным оценкам), владел секретами древних зодчих, что и продемонстрировал своей работой.
«Там монашкой церковь Лазаря вышла к стогу наугад,
Тихая, смиренноглазая, как и шесть веков назад».
Б.Шмидт

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (18341878) писал:«Церковка эта интересна во многих отношениях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *