Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья. Некрополь из 29 насыпей высотой от 0,5 до 7 м и диаметром до 120 м расположен в сотне километров к западу от Оренбурга и в нескольких километрах от с. Филипповка. Могильник всегда впечатлял очевидцев и исследователей масштабностью земляных насыпей. Курганы несколько раз подвергались разграблению, как в древности, так и на современном этапе. Спасательные раскопки, с точки зрения научной атрибуции памятника, были начаты только в 1986 г. экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством к.и.н. Анатолия Харитоновича Пшеничнюка. В течение четырех лет экспедицией были исследованы 17 курганов, в том числе «царский» курган 1, вскрытый в 1988 году.
В фондах Музея археологии и этнографии Уфы хранится коллекция находок, насчитывающая 5231 предмет, из которых 2484 представлены уникальными золотыми и серебряными изделиями.
Среди многочисленных предметов вооружения, конского снаряжения и украшения одежды выделяется посуда, к числу которой относятся импортные серебряные ритоны и кувшин, инкрустированный золотой нитью, а также золотой кувшин с ручками в виде архаров. Помимо них в тайнике были обнаружены золотые накладки, оковки и ручки от деревянной посуды. Их количество позволило определить вероятное число деревянных сосудов 100110. Рядом с деревянной посудой в тайнике I находился импортный серебряный кувшин без ручки высотой 24 см, тулово которого горизонтально инкрустировано золотой уплощенной проволокой.
Сверка предметов коллекции, а также изучение научного отчета раскопок 1988 г. «царского» кургана 1 показало, что в одном серебряном ритоне «находилась, возможно, какая-то густая жидкость сохранилась ссохшаяся, пористая масса». Данное содержимое представлено двумя видами веществ. Первый из образцов имеет темно-серый плотный комковатый вид размерам фрагментов от 1 до 4 см. Второй образец имеет бурый цвет и пористый, крупно комковый, рыхлый вид с внешним сферическим диаметром стенок около 11 см. Очевидно, что данный образец является содержимым другого сосуда, вероятнее всего, золотого кувшина.
Для двух образцов характерен сладковатый восковой запах, причем у первого образца он выражен слабо, а у второго сильно. Для выявления пыльцы медоносных растений, а также продуктов меда был произведен палинологический анализ двух образцов из двух сосудов.
В образце из кувшина выявлены единичные пыльцевые зерна сосны, ольхи, горца птичьего, злаков, папоротника и др. В пробе из ритона выявлена пыльца пихты, злаков и споры папоротника. Идентифицированные пыльца и споры, вероятно, характеризуют фоновую растительность, представленную синантропизированными лугово-степными сообществами. Пыльца хвойных (сосна и пихта) и мелколиственных (ольха) пород, скорее всего, имеет заносный характер. Кроме палиноостатков в образцах в большом количестве встречены обрывки эпидермиса с устьицами и другие элементы древесины, а также споры грибов. Причем следует отметить, что во втором образце преобладают обрывки эпидермиса (хвои пихты), а в первом элементы древесины. Возможно, содержимое сосудов было представлено производным, полученным из хвои и веток пихты. Результаты исследований дают основание предполагать, что в ритоне находилась смесь трав со значительным содержанием древесины пихты, что, вероятно, является производным для получения смолистой массы со слабо выраженным благовонным запахом. В золотом кувшине, в свою очередь, находилась смесь разнотравных растений с незначительным содержанием фрагментов смолистой пихты с ярко выраженным ароматическим запахом.
В свете полученных результатов стоит сказать о сообщениях Геродота, где упоминается о похоронно-погребальном обряде родственного сарматам племени скифов. Античный автор пишет следующее:
«когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером, благовониями и семенами селерея и аниса. Потом желудок снова зашивают и везут на телеге к другому племени После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам, и к царским могилам В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют)».
Можно предположить, что содержимое ритона и золотого кувшина использовалось для бальзамирования тела в период между смертью и погребением тела. Полученные сведения, возможно, объясняют наличие двух тайников в кургане 1.
Таким образом, появление в «царских» погребениях сарматов Южного Приуралья импортной посуды в качестве даров либо подношений элите кочевой знати свидетельствует об их исключительном влиянии и роли в кочевом обществе. Несмотря на сообщения Геродота об отсутствии серебряных сосудов в скифских погребениях, наличие их в «царских» погребениях сарматов свидетельствует о знаковой роли данного типа посуды, возможно, инициирующие власть. По мнению М.В. Кривошеева, поступление импорта к сарматам в первую очередь происходило путем дипломатических даров, которые позже и попадали в могилы вместе со своими владельцами. Новые данные палинологического анализа содержимого сосудов кургана 1 заставляют обратиться к вопросу об использовании данной посуды в период жизни его владельца. Наличие растительного содержимого в золотых и серебряных сосудах в двух статусных погребениях Филипповских курганов, вероятно, свидетельствует об их ритуальном назначении. Вполне вероятно, что импортные ритоны и кувшины являлись важной частью погребального обряда и преподносились сарматам только для использования в этих целях, знаменуя переход в хтонический мир.
(с) к.и.н. Э.В. Камалеев, «Новые данные о погребальном обряде сарматов Южного Приуралья: по материалам курганного могильника I» (выпуск 2 журнала «Известия Уфимского научного центра РАН» за 2018 год).

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

Что хранилось в драгоценных сосудах, найденных в сарматских курганах Курганный могильник Филипповка I, несомненно, является одним из наиболее ярких памятников сарматов Южного Приуралья.

.

Предыдущая запись Завоевание Крыма Российской империей
Следующая запись Кружки-тоби и кушинчики-тоби

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *