Cанкт-Петербург город музеев, дворцов, храмов и разводных мостов. Таков он для большинства туристов. Здесь выставляются полотна Айвазовского, да Винчи, Сурикова, Малевича и Кандинского, и ежедневно в очереди к ним выстраиваются толпы туристов. Со временем это даже превратилось в некую традицию увидеть Эрмитаж и умереть (от усталости). Между тем Санкт-Петербург долгие годы считается колыбелью нового уличного искусства, зачастую тщательно скрытого от глаз посторонних. Оно нашло себя в виде пестрых муралов (монументальная живопись) и угрюмых маскаронов (скульптурные украшения зданий в форме головы человека или животного), в работах, выходящих за границу привычного образа Северной столицы. Стрит-арт стал символом борьбы художника за городское пространство, за право распоряжаться им как собственностью.
Если вы хотите увидеть настоящий современный Санкт-Петербург, почувствовать его дух, энергию, вам просто необходимо свернуть с протоптанных троп (а если гулять вы не любите, взять такси и поехать в единственный в стране Музей уличного искусства неподалеку от Большого Ильинского сада).
Ежегодно накануне майских праздников город «очищают» от объектов современного искусства, закрашивая муралы в пастельные тона. Летом художники расписывают город по новой, поэтому лучшее время для знакомства с уличным артом с сентября по октябрь. В ноябре питерская погода портится, выпадает первый снег и город приобретает хрестоматийный вид строгой и консервативной Северной столицы.
Максим Има, «Дед Мороз»
Има петербургский художник, работающий с текстами. Его узнаваемые остроумные надписи можно встретить, прогуливаясь по центру города. В их основе ирония над субкультурами, самим собой и показной серьезностью искусства. Эта, например, находится во дворах на улице Писарева.
Александр Демкин (DYOMA21), «Погружение», и Артем Стефанов (STFNV), «Отражение в воде»
В прошлом году фестиваль электронной музыки и современного искусства Present Perfect покинул площадку Музея стрит-арта и переехал на территорию креативного пространства «Порт Севкабель». К организаторам присоединились и художники, создавшие тут муралы. Работы Демкина и Стефанова посвящены полному «растворению» личности в электронной музыке.
Александр Блот, Blue Eye
Особняк Л. К. Эстеррейха был построен в 1710 году и сменил множество обитателей (в нем жил даже президент США Джеймс Бьюкенен). После перестройки здание превратилось в сквот. В наши дни особняк стал площадкой для неформальных художников. Одна из центральных работ в доме принадлежит пензенцу Александру Блоту. «Взгляды того, с кем ты однажды сроднился, навсегда оставляют следы внутри тебя» так трактует ее художник
Паша 183, «Аленка»
Одна из самых знаменитых работ художника, которого The Guardian сравнивала с Бэнкси, хранится в Музее стрит-арта. В «Аленке» Паша увидел образ современного человека, вынужденного с самого детства торговать собой. Нарисовав обертку на бетонной плите, он попытался создать шоколадку, которую нельзя купить. При видимой «продажности» «Аленка» оставалась для художника образцом чистоты, непорочности, в ее судьбе он видел трагедию современного мира, основанного на законах рынка. В 2013 году Паша вдруг неожиданно умер.
Слава ПТРК, «Одиночество»
В 2015 году Слава нелегально создал несколько трафаретных работ на территории Музея стрит-арта. Небольшие изображения, появляющиеся на привычных городских объектах, взаимодействуют с цветом и фактурой поверхностей. Тут синяя стена превращается в море.
Владимир Абих, работа из серии «Автопортрет»
Екатеринбургский художник разместил на фасадах исторических зданий города маскароны с собственным лицом. Попытка войти в историю вне очереди удалась городские службы не сразу заметили его работы, приняв их за элементы архитектуры.
Wais, Trun, Jovanny, Boogie, Nilo, ayo, Lst, Won abc
В скрытый от глаз двор на улице Восстания посетителей пускают только раз в год на время фестиваля хип-хоп-культуры V1. В эти дни стены там расписывают самые яркие представители российского и западного граффити: Mode 2, Won ABC, Aroe, Zebster и многие другие. Когда-то Санкт-Петербург считался столицей этой уличной субкультуры.
Покрас Лампас, «Дуализм»
Художник и популяризатор каллиграфии вывел искусство красивого письма в публичное пространство, сделав его предметом масскульта. И хотя Покрас живет в Санкт-Петербурге, здесь можно увидеть всего пару его работ, одна из которых находится во внутреннем дворе частного отеля WYNWOOD.