
Ресторанная Москва времён Хрущёва и Брежнева. Дорогие блюда и богемная публика. Какие заведения были наиболее дорогими и пафосными Как можно было попасть в самый известный ресторан «с улицы» И чем кормили в известных московских заведениях
Пафос и элитная публика
Одним из самых статусных ресторанов тех времён был «Националь». Попасть туда простому человеку было почти невозможно. Только если было много денег. А если они имелись, то это уже были непростые люди. Поэтому основными посетителями заведения являлись иностранные гости, а также советская номенклатура или очень известные деятели искусства (писатели, актёры и художники).
Любил это место, например, поэт Михаил Светлов. Тем более, что жил он недалеко, в современном Камергерском переулке. Любимым блюдом у писателя были яблочные пироги. Он их иногда даже разносил друзьям на дом. Светлов ходил в ресторан «Националь» практически каждый день. У него был «собственный» столик. Слева от входа у второго окна. Как только поэт за него садился, официантки сразу же приносили ему графинчик коньяка (примерно 200 мл). Отменными в «Национале» были и завтраки. Знаменитые гости очень любили заказывать здесь омлеты.
Несмотря на то, что простые советские граждане попасть в ресторан не могли, для них существовала лазейка. Можно было заплатить швейцару 25 рублей, и тогда он мог человека пропустить. Если день был удачным, а желающих попасть с улицы много, то швейцары зарабатывали до 150 рублей за смену. Поэтому за эту должность держались. А устроиться на неё можно было только по блату.
«Грузинская» Москва
Был в Москве ресторан и по-проще. Чуть выше по улице Горького (ныне Тверской) располагался «Арагви». Заведение грузинской кухни. Названное так в честь реки, которая впадает в Куру. В ресторан можно было попасть с улицы без всяких взяток. Правда, скорее всего, пришлось бы отстоять большую очередь. Гостей в зал пускали до 3 часов ночи.
Несмотря на более демократичную политику заведения, среди его посетителей также были знаменитые гости. Например, поэт Евгений Евтушенко, писатель Василий Аксёнов, актёр Владимир Высоцкий и в своё время даже Лаврентий Берия. У последнего для обедов был в заведении свой отдельный кабинет. Как правило, Берия заказывал суп-харчо и шашлык по-карски.
Чем же ещё можно было побаловать себя в ресторане «Арагви» Помимо всевозможных шашлыков, в меню были: осетрина на вертеле, суп чанахи в глиняном горшочке (это блюдо из баранины и овощей), капуста по-гурийски (мариновалась со свёклой), котлеты «Сулико» (из курицы и куриной печени), цыплята по-чхмерски, куриные потроха с луком и много чего ещё.
Запить это разнообразие можно было многочисленными грузинскими винами. Стоило поужинать в «Арагви» в среднем 25 рублей на двоих. Поэтому ресторан считался признаком достатка. Не зря даже есть сцена в фильме «Служебный роман», когда Калугина в разговоре с Новосельцевым отчаянно привирает, говоря, что ужинала в «Арагви» с очень богатым и знаменитым авиаконструктором.
Советское разнообразие
Для тех, кто искал чего-нибудь новенького, в Москве было много других ресторанов, не менее вкусных. Например, «Пекин» около современной Триумфальной площади. Это было первое заведение китайской кухни в столице. Его очень любила театральная публика, так как располагался он рядом с многочисленными театрами и концертным залом им. Чайковского.
Популярными были рестораны «Советский» на Ленинградском проспекте, «Салют» на Ленинском, «Украина» в одноимённой гостиничной высотке на Кутузовском, «Арбат» на углу бывшего Калининского проспекта и Садового кольца (он больше всего прославился своими размерами — там вмещалось одновременно до двух тысяч гостей). И, конечно, «Седьмое небо», наверху Останкинской телебашни. Комплексный обед с «Дикторскими» котлетами там, кстати, стоил 6 рублей.
В 1960-1970-х годах появилось много новых ресторанов при гостиницах. Например, «Галактика» и «Лунный» в «Космосе» около ВДНХ. «Звездное небо» в «Интуристе на улице Горького (ныне Тверской). Целых пять ресторанов было в гостинице «Россия». Также она славилась своим кондитерским цехом. Там готовили лучший торт «Птичье молоко», достать который было непросто. Кстати, посетители концертного зала тоже могли приобщиться к знаменитым кондитерским изделиям. В перерывах можно было купить в буфете пирожные. Некоторые даже приносили с собой пакетики, чтобы унести приобретенные лакомства домой.





