Семь устных игр, развивающих мышление

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли.
На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Для команды «Думалогии» это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.
Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.
1. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Условия игры:
Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем»
Например: стул
Чем этот предмет был в прошлом
Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).
Чем он может стать в будущем
Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.
В этой игре ребёнок:
Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.
2. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ
Условия игры:
Представляем любой предмет и называем его составляющие
Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)
Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:
— Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
— Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
— Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.
3. ВКЛЮЧИ ВАРИАТИВНОСТЬ
(от Анатолия Гина)
Условия игры:
Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения
Например: пластиковый стаканчик
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать костюм…
Что развивает:
— Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
— Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.
4. ПОЛЕЗНО/ВРЕДНО
Условия игры:
Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.
Например:
Дождь полезный, потому что растут растения.
Дождь вредный, потому что может затопить что-то.
Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть…и т. д.
Что развивает:
Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
5. ДА/НЕТ
Условия игры:
Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например: дом
Это живое
Нет.
Это сделано человеком
Да.
Это больше тебя
Да.
Несёт пользу для человека
Да.
Что развивает:
— Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
— Классифицировать. Такая игра своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое Это неживое Сделано человеком» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
— Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
6. ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ
Условия игры:
Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.
Например: знакомство
Как люди знакомились в древности
Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.
Как знакомятся теперь
На улицах, в кафе, в интернете и т. д.
Как будут знакомиться в будущем
Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.
Что развивает:
Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.
Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.
Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.
7. ВИДНОЕ-НЕОЧЕВИДНОЕ
Условия игры:
Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.
Например: ботинок и летающий корабль
1) оба могут пахнуть;
2) оба могут взлететь;
3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;
4) оба могут быть твёрдыми;
5) могут быть одного цвета…
Что развивает:
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.
Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком… Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет это ещё одна новая игра!

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

Семь устных игр, развивающих мышление Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры

.

Предыдущая запись Из интервью с Олегом Басилашвили.
Следующая запись ЕВГЕНИУШ ЛОКАЙСКИЙ. ЛЕТОПИСЕЦ ВАРШАВСКОГО ВОССТАНИЯ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *