ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ.

 

ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий

БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД
Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий тяжёлый крейсер( «карманный» линкор) «Адмирал граф Шпее», осуществлявший рейдерские операции, был обнаружен эскадрой, состоявшей из британских крейсеров HMS Exeter, HMS Ajax и новозеландского HMNZS Achilles.
Граф Шпее Скорость 26 узлов. Вооружение: 6 орудий калибра 283 мм в трёхорудийных башнях; 8 орудий калибра 150 мм в одноорудийных установках; 6 зенитных орудий калибра 105 мм. Дальность стрельбы орудий главного калибра 27,4 км.
Эксетер Скорость 31,25 узла. Вооружение: 6 орудий калибра 203 мм в двухорудийных башнях; 4 зенитных орудия калибра 102 мм. Дальность стрельбы орудий главного калибра 24,7 км.
Аякс Скорость 31,25 узла. Вооружение: 8 орудий калибра 152 мм в двухорудийных башнях; 8 зенитных орудий калибра 102 мм. Дальность стрельбы орудий главного калибра 22,85 км.
Ахиллес Скорость 31,25 узла. Вооружение: 8 орудий калибра 152 мм в двухорудийных башнях; 4 зенитных орудия калибра 102 мм. Дальность стрельбы орудий главного калибра 22,85 км.
Бой в устье реки Ла-Плата.
Радиограмма, переданная ранним утром 13 декабря 1939 года английским легким крейсером «Аякс», заканчивалась словами: «Я полагаю, что перед нами «карманный» линкор…». Так начиналась одна из драматических страниц Второй мировой войны морское сражение, которое вошло в историю как бой в устье Ла-Платы.
Именно здесь эскадре капитана I ранга Г. Харвуда, состоящей из одного тяжелого и двух легких крейсеров, удалось обнаружить немецкий рейдер «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее», который в течение трех месяцев сумел уничтожить девять английских торговых судов общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.
С самого начала войны коммодору Харвуду поручили особую задачу охраны английского судоходства у Ла-Платы и у Рио-де-Жанейро. Он был убежден, что рано или поздно «Граф Шпее» подойдет к Ла-Плате, где он мог рассчитывать на крупную добычу. Коммодор Харвуд тщательно разработал тактику на случай такой встречи.
Выиграть предстоящий бой англичанам было непросто. По своей огневой мощи «Адмирал граф Шпее» превосходил все три английских крейсера, вместе взятые.
В 6 часов 18 минут немецкий рейдер открыл огонь первый залп лег между английскими крейсерами. Спустя четыре минуты заговорили орудия английского тяжелого крейсера «Эксетер». Командир «Адмирала графа Шпее» капитан 1 ранга Г. Лангсдорф принял легкие крейсера за эсминцы, поэтому по ним вела огонь артиллерия вспомогательных калибров, а весь огонь артиллерии главного калибра капитан приказал сосредоточить на тяжелом крейсере.
За последующие двадцать минут «Эксетер» получил несколько попаданий, в результате которых у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями.
Командир английского корабля перешел в кормовую боевую рубку и приказал дать по немецкому линкору торпедный залп. Практически в это же мгновение корабль сотрясли еще два тяжелых взрыва. Окутанный дымом, избитый, осевший на нос и накренившийся на борт «Эксетер» в 7.40 вышел из боя.
Тем временем легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», обстреливаемые только вспомогательной артиллерией немецкого линкора, решительно проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда рейдер развернулся, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера ринулись ему на помощь, ведя при этом точный и эффективный огонь.
Двумя снарядами они вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на немецком линкоре. «Адмирал граф Шпее» не остался в долгу один из его 280-мм снарядов вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снес его мачту, но англичане продолжали неотступно преследовать немецкий корабль.
После того как «Адмирал граф Шпее» укрылся в бухте Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес» разделились и перекрыли оба выхода из устья реки Ла-Плата.
Повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, но он нуждался в ремонте, который невозможно было сделать в течение трех дней, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права. Лангсдорф находился в затруднительном положении.
В это время английская агентура в Монтевидео активно распространяла слухи, будто «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает мощная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял».
Линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» находились
еще в тысяче миль от Монтевидео.
В действительности на помощь крейсерам «Аякс» и «Ахиллес» смог подойти только тяжелый крейсер «Кумберлэнд». Тем не менее дезинформация англичанам удалась. В ответ на запрос в Берлин Лангсдорф получил приказ: боя не принимать, корабль уничтожить…
Рано утром он разбудил артиллерийского офицера и приказал срочно приступить к разрушению системы управления огнем. Точные приборы уничтожались ручными гранатами и молотками, замки орудий отнесли в башни ГК, которые предполагалось затем подорвать более основательно. К вечеру закончились подготовительные работы, состоявшие в размещении многочисленных зарядов по всем помещениям корабля. Основную часть команды (900 человек) перевели на судно Такома. Около 18.00 на мачтах взвились огромные флаги со свастикой, и Шпее отошел от причала. За его последним выходом в этот теплый летний воскресный вечер с набережной Монтевидео наблюдала огромная толпа, состоявшая, по сведениям очевидцев, из 200 тыс. человек.
Корабль прошел фарватером и свернул на север, как бы собираясь идти в Буэнос-Айрес, однако примерно в 4 милях от берега он бросил якорь. Около 20.00 прозвучало 6 взрывов основных зарядов. Пламя и дым поднялись высоко над мачтами; их было видно даже из города. Корабль сел не грунт, на нем начались сильные пожары, но прочная конструкция сопротивлялась довольно долго. Взрывы и пожары продолжались в течение 3 дней.
Лангсдорф ненадолго пережил свой корабль. Все 1100 человек (за исключением похороненных и оставшихся в госпиталях в Монтевидео моряков) благополучно прибыли в Буэнос-Айрес, и командир был просто обязан заняться их судьбой. Тщетные попытки избежать интернирования команды как потерпевших кораблекрушение не удались. Лангсдорф в последний раз созвал команду и обратился к ней с речью, в которой проскальзывали намеки на принятое им решение.
Честь офицера.
Уинстон Черчилль:
«Лангсдорф не мог пережить потери своего корабля. Несмотря на то, что его поступок был полностью санкционирован правительством, 19 декабря он написал следующие строки: «Теперь только своей смертью я могу доказать, что боевые силы Третьей империи готовы умереть за честь своего флага. Я один несу ответственность за потопление карманного линкора Адмирал граф Шпее. Я счастлив искупить своей жизнью какую-либо тень, падающую на честь флага. Я гляжу в лицо своей судьбе с твердой верой в будущее нации и моего фюрера». Той же ночью он застрелился.
Так закончился первый вызов со стороны надводных кораблей, брошенный английской торговле на океанах. Ни один рейдер не появлялся больше до весны 1940 года, когда была начата новая кампания с использованием замаскированных торговых судов. Такие суда было труднее обнаружить, но, с другой стороны, с ними можно было справиться меньшими силами, чем те, которые были необходимы для уничтожения карманного линкора.»

ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий

ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий

ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий

ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий

ПЕРВОЕ КРУПНОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. БОЙ У ЛА-ПЛАТЫ (АРГЕНТИНА) 13 ДЕКАБРЯ 1939 ГОД Бой в устье реки Ла-Платы был первым крупным морским сражением Второй Мировой Войны. Немецкий

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *