ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА.

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА.
21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. «МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ.»
Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал, означающий: «Англия ожидает, что каждый солдат исполнит свой долг».
В этой решающей морской битве времён Антифранцузских коалиций Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания ни одного.
Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.
С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.
Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв.
Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.
Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.
Трафальгарская битва была частью Войны Третьей Антифранцузской коалиции и главным морским противостоянием XIX века.
Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.
После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.
Предпосылки
В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании.
В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы.
Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.
Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами.
Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.
После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.
Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря.
Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.
Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.
Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции.
Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.
Наполеон готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах.
По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш.
Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: еще 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей.
Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Канал, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями.
Поэтому Бонапарт поставил перед Вильнёвым задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского бассейна. Поход состоялся, однако целей не достиг: Нельсон, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Канал. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре.
Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.
Тогда Наполеон задумал другой план. Он заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии.
После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.
Ход сражения
Маневры перед боем
Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом.
Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения Антонио де Эсканьо командующего с испанской стороны, вышла из Кадиса 19 октября.
Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure).
Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.
Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру.
Некоторое время Вильнёв колебался принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис.
Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен.
Такой маневр перед началом боя расстоил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.
В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях.
Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии.
Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.
Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»).
Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .
К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего.
Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона).
При этом у него под ветром был близкий берег материка.
Начало сражения
Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign.
Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников.
Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.
Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.
Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.
Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди.
Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.
Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан.
Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.
Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность.
Авангард союзников (командующий адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис.
Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы Heros.
Близкий бой
Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой маневр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана.
Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure .
Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.
Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике.
Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.
Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены.
Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».
Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам.
К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.
Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias.
Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge.
Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран. Впоследствии он от этих ран скончался.
Завершение битвы 21 октября
Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников.
Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель.
Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной».
За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Nertuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе.
Маневр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.
Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг.
Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы.
Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы.
За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда.
Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан.
Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.
В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.
Штормовой день 22 октября
Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки.
Monarca разбился о скалы испанского побережья.
Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.
Возобновление битвы 23 октября
Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море.
Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву.
Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шлиSan Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.
Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским.
Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.
St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.
Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

ТРАФАЛЬГАРСКАЯ БИТВА. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА. 21 ОКТЯБРЯ 1805 ГОДА. МИЛОРД ЭТОТ ДЕНЬ ЗА ВАМИ. Вице-адмирал Нельсон торжественно поднял на своем флагмане «Виктория» флажковый сигнал,

.

Предыдущая запись Африканский пастор умер после месячной голодовки — пытался последовать примеру Христа
Следующая запись А Минздрав предупреждал…

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *