«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по имени Ли Краснер. «Это его жена», уточнила профессор, снимая очки. Ли была женщиной, была художницей, и она была хороша. Мужское имя в истории искусства ни у кого не вызвало удивления. А вот женское Обычно художницы жили своей жизнью, создавали прекрасные произведения и оставались в тени.
В издательстве МИФ вышла книга «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю», которая восполняет пробелы. Выбрали из нее несколько интересных фрагментов.
15 великих имен
Студентка Бриджит Куинн была на той самой лекции о Поллоке. Она решила узнать о женщинах-художницах как можно больше. Каково значение искусства, созданного ими В чем ценность их жизни Почему так часто их просто не замечали
ФОТО 1. Ли Краснер. Автопортрет. 1930
В ее список вошли Ли Краснер, Артемизия Джентилески, Элизабет Виже-Лебрен, Роза Бонёр, Ванесса Белл всего 15 имен потрясающих и очень разных художниц. Их судьбы поражали многообразием: от всепобеждающей славы до непроходимой безвестности. Их работы принимали за творения признанных гениев Жака-Луи Давида или Франса Халса. И у каждой была своя история.
Караваджистка
Профессор Американского университета Мэри Гаррад писала:
«Было много караваджистов, но караваджистка только одна».
Речь об Артемизии Джентилески. Она родилась в 1593 в семье живописца, рано потеряла мать, а в 17 лет пережила насилие. Девушка не сломалась: выиграла суд и впоследствии вышла замуж за флорентийского художника.
Артемизия владела новаторским стилем Караваджо. Ее наставником был Микеланджело Буонарроти внучатый племянник великого гения, Галилео Галилей считался ее другом, а семья Медичи оказывала ей покровительство. Она сумела добиться успеха: стала членом Академии рисунка и первой женщиной в этом заведении.
ФОТО 2. Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. 16381639
Художница писала портреты многих выдающихся женщин Эсфири, Марии Магдалины, Клеопатры, Лукреции. В этот пантеон женской силы вошла и сама Артемизия.
Таинственная монограмма
Многие слышали о знаменитой краже оригинала «Моны Лизы» Леонардо в 1911 году (через два года картину нашли). Вот не менее захватывающий, но менее известный случай. В 1893 году выяснилось, что недавно приобретенное Лувром великолепное полотно голландца Франса Халса оказалось вовсе не Халсом.
В отделе реставрации обнаружили подпись, принадлежащую другому художнику. Собственно, это даже не подпись, а странная монограмма: буква J и справа от нее яркая звезда. Лувр был взбешен. Музею выплатили символические компенсации.
ФОТО 3. Веселое общество. Деталь картины с монограммой
Автором оказалась Юдит Лейстер. Она родилась в голландской семье, не имевшей отношения к искусству. Училась у художника никто не знает какого. Уже в 20 лет написала «Автопортрет», явно свидетельствовавший об одаренности и мастерстве автора. Лейстер часто сравнивали с Халсом. Она написала немало веселых жанровых сцен с пьяницами, лютнистами и скрипачами, напоминающих его работы, но из-под ее кисти выходили и совершенно другие картины, предвосхищавшие спокойные и насыщенные интерьеры Вермеера.
ФОТО 4. Юдит Лейстер. Автопортрет. Ок. 1630
Возможно, монограмма вместо подписи была выбрана художницей с оглядкой на мир коммерции, не вполне готовый принять талантливую женщину-живописца. Подумать только: без этого уникального знака Лейстер могла бы навеки затеряться в веках.
Картины и огонь
Аделаида Лабий-Гийар с детства стремилась быть художницей. В 14 лет при любой возможности брала уроки у соседей. Масляную живопись осваивала под руководством Франсуа-Андре Венсана, друга детства и сына своего первого учителя. Наконец, в 1783 года Лабий-Гийар была избрана в Академию живописи и скульптуры, а в 1787 году на Парижском салоне к ней пришел настоящий успех.
ФОТО 5. Аделаида Лабий-Гийар. Автопортрет с двумя ученицами, мадемуазель Мари-Габриэль Капе и мадемуазель Каро де Розмон. 1785
К сожалению, революция внесла в жизнь художницы свои коррективы. Аделаида задумала работу, которая должна была возвысить ее до уровня исторического живописца «Месье, Великий магистр ордена Святого Лазаря, принимает рыцаря». Директория парижского департамента 11 августа 1793 года потребовала, чтобы она передала властям «большие и малые портреты бывшей знати и все наброски, сделанные к ним, дабы предать их огню». Пришлось подчиниться выбора не было. Все остальное обернулось бы верным самоубийством.
Сестры
Мало кто знает, что у знаменитой писательницы Вирджинии Вулф была сестра художница Ванесса Белл. Женщины казались полными противоположностями. Ванесса была сдержанна, гладила мужу рубашки и воспитывала детей. Вирджиния искрометна, капризна, эмоционально неустойчива и бездетна. Ванесса прожила долгую жизнь, Вирджиния собственноручно оборвала свою. Ванессу мало кто помнит, Вирджинию боготворят.
Обе находили друг в друге источник вдохновения. Белл рисовала обложки для книг сестры. Выведенные ее рукой абстрактные образы (обложки отличаются очаровательной буквальностью) стали отличительной чертой типографии и издательства Hogarth Press, открытых Вирджинией и ее мужем. Вирджиния писала романы с героями, похожими на Ванессу. Например, критики отмечали, что образ Сьюзен в «Волнах» списан с Белл, а произведение в целом создано под влиянием ее картин.
ФОТО 6. Ванесса Белл. Вирджиния Вулф. 1912
Писательница Жермен Грир однажды признала: «История художниц не имеет конца можно сказать, она только начинается». Бриджит Куинн в финале своей захватывающей, дерзкой, глубокой книги продолжила эту мысль: «Возьмите вместо слова художница любое другое, и смысл не изменится. Поставьте вместо него все, что вам нравится: поэт, архитектор, режиссер, актер, хирург, астронавт и действуйте. Великие жизни и великие дела бесконечны. Нужно просто уметь видеть их. И конечно, создавать». Вдохновляет, правда

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую некто по

.

Предыдущая запись Наши враги. Хирохито
Следующая запись КЕМЕР ЧАМЬЮВА ТУРЦИЯ. КАК ОТДОХНУТЬ И ПОТОМ НЕ ПОЖАЛЕТЬ О ПОТРАЧЕННЫХ ДЕНЬГАХ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *