Эсминец «Новик»

Эсминец «Новик» Эскадренный миноносец «Новик» стал головным кораблем серии эсминцев, служивших в составе всех флотов России и СССР. Самый быстроходный корабль После Русско-японской войны к

Эскадренный миноносец «Новик» стал головным кораблем серии эсминцев, служивших в составе всех флотов России и СССР.
Самый быстроходный корабль
После Русско-японской войны к классу эскадренных миноносцев предъявляются новые требования. Увеличивается водоизмещение, мореходность, усиливается артиллерийское и торпедное вооружение кораблей, которым в дальнейшем придется показать себя в Первой мировой войне. В российском флоте закладка нового корабля, по образцу которого предполагалось построить целую серию эсминцев, состоялась 19 июля 1910 г. Свое имя «Новик» эсминец унаследовал от известного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры, погибшего в августе 1904 г. у берегов Сахалина.
ФОТО 1. Общий вид эсминца «Новик»
Корабль имел водоизмещение 1360 тонн, максимальная скорость (правда, без установленного вооружения) составила 37,3 узла. На момент испытаний «Новик» являлся самым быстроходным судном в мире. Высокую скорость обеспечивали паровые турбины германской фирмы «Вулкан». Мощность энергетической установки составляла 41910 л. с. Артиллерийское вооружение эсминца состояло из четырех 102-мм орудий Обуховского завода длиной ствола 60 калибров и дальностью стрельбы до 88 кабельтовых. Первоначально столь мощное вооружение должен был получить лишь «Новик». Однотипные с ним эсминцы предполагалось вооружить двумя-тремя подобными орудиями. Но ход военных действий заставил пересмотреть состав вооружения. Пулеметное вооружение «Новика» состояло из двух 7,62-мм пулеметов Максима. Корабль нес четыре двухтрубных торпедных аппарата. Кроме того, эсминец мог принимать до 50 мин заграждения. Экипаж состоял из 8 офицеров, 5 кондукторов и 104 нижних чинов.
Начало Первой мировой: морская война на Балтике
К началу Первой мировой войны «Новик» являлся на Балтике единственным эсминцем данного типа, превосходя по скорости и вооружению любой аналогичный по классу корабль как русского, так и германского флотов. С первых дней войны «Новик» был задействован для прикрытия постановки минных заграждений. В октябре 1914 г. «Новик» произвел несколько минных постановок в районе Мемеля и Данцига. Позднее на этих минах подорвались миноносец S-149 и пароход «Бреслау». Новая минная постановка в ноябре 1914 г. оказалась роковой для парохода «Латона» и тральщика противника.
ФОТО 2. Бой «Новика» с германскими эсминцами
Особое место в биографии русского эсминца занимает артиллерийский бой «Новика» с двумя германскими эсминцами V-99 и V-100, которые должны были атаковать линкор «Слава». Каждый из германских эсминцев нес по три 88-мм орудия против четырех 102 мм орудий «Новика». В ходе завязавшейся артиллерийской дуэли «Новик» выпустил за 17 минут 233 снаряда, 11 из которых попали в цель. V-99 получил серьезные повреждения, выбросился на берег и впоследствии был уничтожен собственным экипажем, а его «товарищ по несчастию» спасся, благодаря дымовой завесе. Потери среди экипажей германских кораблей составили 17 человек убитыми, 6 пропавшими без вести и 39 ранеными. На «Новике» потерь не было, а повреждения от осколков оказались минимальны (немцы не добились прямых попаданий). Из этого небольшого боевого столкновения обе стороны сделали соответствующие выводы. Русское командование приняло решение об установке дополнительных 102-мм орудий на всех «новиках», а на кораблях последней серии их число выросло до пяти. В свою очередь немцы приступили к перевооружению своих эсминцев с 88-мм на 105-мм орудия.
Активные набеговые операции русские эсминцы типа «Новик» проводили как на Черном море, так и на Балтике. Так, 31 мая 1916 г. «Новик» и однотипные эсминцы «Победитель» и «Гром» атаковали крупный немецкий конвой, двигавшийся с грузом руды из Швеции в Германию. Всего конвой насчитывал четырнадцать транспортов, а также вспомогательный крейсер «Герман» и два вооруженных судна охранения. Результатом скоротечного боя, в котором русские корабли применили артиллерию и торпедное вооружение, стало уничтожение немецких судов охранения. Транспортам, пользуясь темнотой и близостью территориальных вод нейтральной Швеции, удалось ускользнуть. Последней операцией «Новика» в ходе Первой мировой войны стало участие в Моонзундском сражении, отмеченном первой потерей эсминца класса «новик», когда от огня немецкого линкора серьезно пострадал, был оставлен экипажем и затонул эсминец «Гром». В дальнейшем корабль был поставлен на ремонт и участия в Гражданской войне на Балтике не принимал.
Эсминец «Яков Свердлов»
В межвоенный период родоначальник знаменитой серии эсминцев был модернизирован. Менялись навигационное вооружение и радиосвязь. Двухтрубные торпедные аппараты эсминца были заменены трехтрубными. В 1926 г. «Новик» был переименован в «Яков Свердлов». Немного отвлекаясь от темы, отметим, что некоторые из «собратьев» «Новика» переименовывались чуть ли не рекордное количество раз. Так, например, эсминец «Капитан Кинсберген» в 1915 г. был переименован в «Капитан 1-го ранга Миклуха-Маклай», в 1918 г. в «Спартак», в эстонском флоте носил имя Wambola», а заканчивал службу во флоте Перу под именем «Almirante Willar».
ФОТО 3. «Новик» у Английской набережной Петербурга, 1913
Во время Зимней войны «Яков Свердлов» проходил ремонт и в боевых действиях не участвовал. В 1940 г. «Яков Свердлов» был выведен из боевого состава как учебный эсминец, но с началом Великой Отечественной войны эсминец вновь включен в состав боевых кораблей Балтийского флота. За два первых месяца войны эсминец выполнил целый ряд боевых задач постановка минных заграждений, сопровождение крупных кораблей и транспортов из Таллина в Кронштадт. С приближением немецких войск к Таллину корабль был включен в систему обороны города, нанося артиллерийские удары по позициям противника. Во время печально известного Таллинского перехода эсминец входил в состав главных сил, сопровождая крейсер «Киров». 28 августа 1941 г. в 20:47 «Яков Свердлов» подорвался на мине и затонул в 10 милях от острова Мохни. Погибли 114 человек из числа находившихся на борту корабля. В советское время получила распространение легенда о том, что «Яков Свердлов» погиб, закрыв корпусом от торпеды немецкой подводной лодки крейсер «Киров». Во время Таллинского перехода на минах погибли и другие остававшиеся в составе Балтийского флота «новики». Пережили Великую Отечественную войну по два эсминца-«новика» в составе Черноморского и Тихоокеанского флотов и три на Северном флоте. Еще два эсминца типа «Новик» оставались до 1950-х годов в составе флота Перу. Они в ходе Гражданской войны были захвачены коварными англичанами и подло переданы Эстонии, которой военный бюджет не позволил содержать крупные корабли и в итоге эсминцы были проданы и оказались в Южной Америке, где успели поучаствовать в двух войнах.
Подводя итог, отметим, что «Новик» и однотипные с ним эсминцы успешно действовали в ходе Первой мировой войны, прошли модернизацию и применялись в Зимней, Великой Отечественной и Советско-японской войнах, оказавшись универсальными кораблями. Высокая скорость, хорошие мореходные качества и мощное для своего времени вооружение делало эти корабли незаменимыми при решении ряда боевых задач.

Эсминец «Новик» Эскадренный миноносец «Новик» стал головным кораблем серии эсминцев, служивших в составе всех флотов России и СССР. Самый быстроходный корабль После Русско-японской войны к

Эсминец «Новик» Эскадренный миноносец «Новик» стал головным кораблем серии эсминцев, служивших в составе всех флотов России и СССР. Самый быстроходный корабль После Русско-японской войны к

Эсминец «Новик» Эскадренный миноносец «Новик» стал головным кораблем серии эсминцев, служивших в составе всех флотов России и СССР. Самый быстроходный корабль После Русско-японской войны к

.

Предыдущая запись Сталинградская Мадонна.
Следующая запись Цена ошибки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *