Раубриттер или Робин Гуд для себя

Раубриттер или Робин Гуд для себя Раубриттер - рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского

Раубриттер — рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского происхождения, участвующих в нападениях на проезжающих поблизости от их замков купцов и путешественников.
С точки зрения современного человека эти люди были самыми настоящими бандитами и грабителями. Но исходя из практики средневековья, в первую очередь локальных средневековых войн между феодалами, различия местных законов, касающихся права взимания налогов и таможенных пошлин при пересечении границ феода, показания очевидцев, свидетельствуют о том, что многое зафиксированное хроникерами в летописях и носящее, по сегодняшним понятиям, признаки грабежа, в период средневековья было осуществлением рыцарем своих законных прав или общепринятым методом ведения войны.
Впрочем, это не оправдывает их, ведь в таком случае грань между законностью (пусть даже и средневековой) и грабежом была столь тонка, что зачастую они занимались откровенным, чистой воды бандитизмом. Причём некоторые из них объединялись в союзы, как сегодня бы их назвали «организованными преступными группами».
Действия раубриттеров осуществлялись, в основном, в гористых районах, возле оборонных сооружений (замков), там где, обычно, не действовали законы центральной власти и хорошо вооружённые рыцари способствовали этим процессам. Поэтому большинство исторически зафиксированных случаев нападений раубриттеров известно в горных районах средневековой Германии на Рейне, Баварии, Тироля, Италии, Чехии, Польши, Силезии (Нижней и Верхней), Шотландии.
Наибольшее количество сообщений о них появляется после гуситских войн в XV веке, периода когда царил политический и правовой хаос. Кстати, именно прочитав «Сагу о Рейневане» Сапковского я и узнал о них. Там так же описываются и «союзы» сиих благородных исключительно по происхождению персонажей. А теперь о парочке из них.
Еппелейн (или Эппелейн) фон Галлинген был небогатым рыцарем, и перманентно был не в ладах с местной властью, так как из-за близлежащего города Нюрнберга, в который стекались все богатства окрестностей, труд его собственных крестьян был не в чести, что приводило к обеднению и неспособности вооружиться самому и вооружить своих людей, что как не трудно предположить и стало причиной всех его дальнейших злодеяний.
Начиная с 1360-х годов Эппелейн нападал на караваны торговцев перевозящих товары из города и в город. В 1369 году Нюрнбергский суд, чашу терпения коего переполнили лихие рейды Эппелейна, признал его преступником. Со всеми вытекающими. Он потерял все свои владения, до которых могли дотянуться горожане. Тем не менее он честно выполнял свой долг и выступал во всех заварушках на стороне своего феодала, гордый, покоцанный, но непобеждённый!
В 1372 году он настолько достал нюрнбергцев, что те собрались и напали на его замок, цитадель страха и ужаса горожан, разрушив со злости его до основания. Эппелейну удалось скрыться, но не на долго. Его всё же схватили, и с задорным гиканьем, радостными смешками и криками типа: «Не кисни, на бревне зависни!» приговорили к виселице. Легенда гласит, что он, в свою очередь, злорадно усмехнувшись, сбежал, просто прыгнув на своего коня и перепрыгнув ров Нюрнбергского замка снова скрылся.
Кстати, поговорка, высмеивающая нюрнбергцев по этому поводу существует до сих пор. Вот так вот, по глупости опростоволосишься, а потом ржут над тобой и твоими потомками 600 с гаком лет. Так что если будете в тех краях, не упоминайте о нашем благородном скользком негодяе… Впрочем, порой грех не поглумиться и не блеснуть знаниями…
Затем наш герой попадает в пучину интриг королей, в результате которых оказывается у разбитого корыта: его владения конфискуют. Он взял меч, надел латы, сколотил банду став «работником ножа и топора, романтиком с большой дороги». Его приютили в Кронхайме дальние родственники.
Его «веселье» внезапно оборвалось в 1381 году, после очередного рейда. А ведь ничего не предвещало беды. После удачного «дела» он решил отпраздновать в таверне деревеньки Постбауэр, где его и нашли. Ради поисков его персоны сколотили целую группу профессиональных наёмников, убийц и головорезов похлеще самого Эппелейна. Кто бы вы думали сколотил и оплатил Правильно. Нюрнбергцы! После нехилой потасовки (во время которой, наверняка местные жители прятались под лавками в самых дальних закоулках) его, вместе с подельниками победили и посадили в замке Тханн.
Через пару дней (потому, что нужно было сколотить помост, вызвать палача, соблюсти формальности…) его казнили через колесование (жуткая, медленная и мучительная казнь). Его судьбу разделили родственнички, а слуг просто обезглавили. Всё это веселье стоило почти 1000 гульденов. И кто бы вы думали их заплатил Правильно! Обиженные нюрнбергцы, желая смыть свой прежний позор.
Однако, им не забыли, ибо вплоть до XIX века в романтизме, как ни парадоксально, стал эдаким франконским Робин Гудом, чему немало способствовали его потомки.
Дело в том, что то время было расцветом городов и началом заката рыцарства. Рыцарь был зажат рамками новой действительности и вынужден совершить преступление. Так сказать жертва обстоятельств и просто эпичный красавчик!
Следующий из «славной братии» раубриттёров уже из Польши.
Чёрный Кшиштоф этот редкостный негодяй и отморозок жил в конце XV начале XVI веков в Легницком княжестве (Силезия) и ставший героем польских легенд. Наиболее распространённая и достоверная версия гласит о следующем:
Чёрный Кшиштоф родился во второй половине XV века в семье из знатного, но обедневшего рыцарского рода фон Райзевиц .
В 1490-х годах он стал наместником в замке Гриф во львовском районе, правителем которого был Ульрик Готше, присутствовавший при коронации Владислава II Ягеллона как короля Венгрии. За время отсутствия Шоффа Кшиштоф занялся откровенным грабежом. В городах и деревнях, которые были на землях замка Гриф, Кшиштоф ввёл дополнительные налоги: так, Грифув-Слёнский платил ему 120 золотых талеров, Мирск 80. Наполнив быстро свой кошелёк, Кшиштоф даже создал отряд вооружённых телохранителей, которые и занялись грабежом на дорогах, ибо негоже «хозяину жизни» самому грабить честной народ!
«Кшиштоф и Ко» придумал дьявольский стартап и грабил купеческие караваны весьма изощрённым образом: сначала он вынуждал купцов платить пошлину за все провозимые ими товары, узнавал содержимое их каравана и отправлял своих людей в погоню за купцами, которые подкарауливали караван и нападали на него, забирая всё ценное и убивая всех, кто подворачивался под руку бандитам.
Однажды банда Кшиштофа фон Райзевица напала на город Любомеж и разграбила бенедиктинский монастырь: разбойники, забрав всё ценное, бросили в темницу священника и изнасиловали всех монахинь. О Кшиштофе прокатилась дурная слава, особенно в княжестве Свидницко-Яворском. Запахло жареным. Даже горелым! Польский бунт, как показывает история, беспощаден. Опасаясь за свою (нет, не душу, ибо была она чернее души палача) драгоценную тушку, Кшиштоф сбежал из замка и скрылся в Верхней Лужице, но и там не прекратил свои чёрные делишки.
Банда Кшиштофа объявлялась в Лужице, в Стлежине, Зембице, Цешине и других силезских городах (чаще в пределах Легницкого и Свидницко-Яворского княжеств), а масштабы его набегов сравнивались с походами гуситов (САМИХ МАТЬ ИХ ГУСИТОВ, КАРЛ!!!), и да простит мне благородный Ян Жижка за сравнение с таким негодяем! Кшиштоф отправлял многим польским феодалам письма с угрозами, нападая на купцов и путешественников из разных городов: злосчастный Нюрнберг (видимо по традиции, каждые пару сотен лет к ним наведывался какой-нибудь раубриттёр), Шлёнск, Ниса, Намыслов, Любань и т.д.
Особый размах злодеяния Чёрного Кшиштофа приобрели с 1500 по 1512 годы. Летопись гласила о серии ограблений в Хойнеце: в 1506 году в понедельник (вот почитайте и после этого не жалуйтесь что у вас тяжёлый понедельник!) во время Великого Поста бандиты напали на львовских горожан, ехавших с ярмарки во Вроцлаве. Согласно летописи, 18 рыцарей отобрали 1400 гульденов, убив трёх горожан Георгена фон Цедлица из Брунова, градоначальника Львовка-Слёнснского Чёртнера и львовского горожанина Томаша Хомса (последний был смертельно ранен, но успел добраться до Львова). В том же году по возвращению с церковной службы, проведённой епископом Вроцлавским Яном Турзо, группа горожан опять стала жертвой банды Чёрного Кшиштофа: те отобрали 2200 гульденов, привязав раненых горожан к лошадям, дотащив до самого Львовка-Слёнского и бросив их там умирать.
Это был не единственный случай жестокой расправы Кшиштофа с теми, кто вставал на его пути: многих он убивал на месте или отрубал им кисти рук (в основном этими несчастными становились торговцы).
В 1509 году недалеко от Болеславца он искалечил молодую женщину и убил на её глазах гулявшего с ней мужчину. Сохранял жизнь он только тем, кто соглашался помочь делу Кшиштофа. Не брезговал он и похищениями людей, требуя за них большой выкуп. Летописцы сообщали, что Кшиштоф даже врывался в большие города и нападал на своих же людей, но в основном на тех, кого схватили горожане и готовили повесить: своевременная смерть бандита от руки своего же главаря считалась спасением от унизительного повешения. Летописец Бартломей Штейн высказывал сожаление от того, что львовские купцы и горожане, которых постоянно грабят, всё время ходят без защиты.
Во Вроцлаве объявили награду в 500 гульденов за схваченного Чёрного Кшиштофа живым и 250 гульденов за его голову. Однако поймать Кшиштофа не удавалось: историки предполагают, что бандит пользовался поддержкой благородных семейств фон Редер, фон Нимпч, фон Чирн (особенно интересно будет тем кто читал «Сагу о Рейневане») и фон Райбниц.
Летописец Тебесиус писал, что 10 ноября 1506 года Кшиштоф похитил летописца Греогра Моренбергера из Вроцлава и нескольких знатных людей, требуя выкуп за их жизни. Князь Карл фон Мюнстенберг отправился с оружием на выручку и схватил Кшиштофа 19 декабря, но вынужден был его отпустить 7 января 1507 года. Это был один из редких моментов, когда Чёрный Кшиштоф был близок к тому, чтобы попасться с поличным.
И только 25 сентября 1512 года удача от бандита отвернулась: в тот день польские войска (!) взяли штурмом его особняк. Поводом для похода послужил поджог дома старосты Ежи Кунта, который постоянно твердил о неуловимом грабителе, похищении его дочери (видимо хотел осуществить право первой брачной ночи) и расправе с её женихом, которого прибили к воротам дома и оставили умирать. Горожане, уловив, что лучшего момента для мести не будет, напали на пьянствовавших грабителей в тот день, перебив почти всю банду. Кшиштоф и его оруженосец были тяжело ранены и попали в плен (как их не прикончили тут же на месте, ума не приложу, то ли человеколюбие, то ли надежда на суд и жестокое наказание). Самого бандита бросили в темницу в Башне рыцарей в Легнице, а 5 октября (по другим данным, 13 апреля) раубриттера повесили. Князь Фредрик II не ответил на просьбы о помиловании, хотя сам же своим бездействием не раз спасал ему жизнь. Вот такая размазня.
В польской культуре имя Чёрного Кшиштофа стало нарицательным для обозначения лжеца и бандита: в польском языке появилась даже поговорка «Врёшь как Чёрный Кшиштоф».
После смерти Кшиштофа появилась легенда, что он якобы спрятал награбленные им сокровища в родной деревне, что подтверждалось историками XVIII и XIX веков. Награбленное Кшиштоф якобы разделил на три части: одна часть досталась князьям и дворянам, которым он платил за молчание, другая соратникам, третья бесследно исчезла. Поисками занимались даже немецкие «копатели» перед Второй мировой войной. Археологи обнаружили во время раскопок 2003 года развалины дома Чёрного Кшиштофа, предметы быта, но никакого клада не нашли.
Кшиштоф стал героем народных преданий, многие из которых были изменены до неузнаваемости и даже смешаны с другими. Так, по одной из версий, Кшиштоф был негром (!), которого выкупил из неволи князь Людовик II во время своего паломничества в Иерусалим, а в леса сбежал из-за конфликта со двором. Собранный им отряд занимался грабежом, нападая на купеческие караваны и забирая все товары и золото, но Кшиштоф якобы раздавал всё награбленное нищим, став таким образом «благородным разбойником». Возможно, что эта история была основана на крестьянском восстании против городских властей Легницы в середине XV века; особую популярность эта легенда в годы Тридцатилетней войны.
В общем по сравнению с ним Эппелейн просто душка и божий одуван!
Катажина (Катаржина) Скриньска (Слупска) (так, спокойно! Хватит смеяться! Поляки наверняка тоже ржут над нашими Ф.И.О.) ох самому бы успокоитьсяXD происходила из богатой купеческой семьи. Она вышла замуж за Влодека Сжижинского (не Сжиженного, а Сжижинского!), члена богатой благородной семьи, которая перехала из Сжинии в Мазовию.
Благодаря свойству с королём, её семья приобрела крупные поместья с богатыми землями за 3.000 венгерских золотых. Так как в то время раубриттёрство как раз было распространено, её муж не брезговал таким промыслом, грабя церкви, сёла и попавших под руку купцов и путников. Катя всегда была рядом, что позволило ей после смерти мужа (в 1451 году) возглавить его отряд. Её описывают как бесстрашную и опасную женщину с необычайной физической силой, использовавшей меч и арбалет, и прекрасную наездницу.
Якобы она прекращала свой «промысел» только для того чтоб родить детей, после чего сразу же возвращалась на «тропу наживы».Самый интересный момент её деятельности относится к 1457 году. Тогда группа из восьми разбойников, заключённых в тюрьме (кстати в Освенциме), освободилась и захватила замок! Совершенно обескураженный владелец замка пообещал их выпустить с миром и дать немалую сумму золотом.
Разбойники, разумеется согласились, получив все гарантии. Катерина же, узнав об этом, напала со своими подельниками на освобождённых убила и ограбила их. Интересно так же то, что, несмотря на раубриттерство, она имела очень хорошие связи с королевским двором и даже сумела добиться полного освобождения от податей и налогов!

Раубриттер или Робин Гуд для себя Раубриттер - рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского

Раубриттер или Робин Гуд для себя Раубриттер - рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского

Раубриттер или Робин Гуд для себя Раубриттер - рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского

Раубриттер или Робин Гуд для себя Раубриттер - рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского

Раубриттер или Робин Гуд для себя Раубриттер - рыцарь-разбойник или барон-разбойник. Определение впервые появилось в немецких рыцарских романах XVIII века и означало рыцарей или особ рыцарского

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *