«Красный Кавказ»

«Красный Кавказ» Крейсер «Красный Кавказ» - веха отечественного кораблестроения. Во время Великой Отечественной войны - один из первых гвардейских кораблей советского ВМФ. После поражения в

Крейсер «Красный Кавказ» — веха отечественного кораблестроения. Во время Великой Отечественной войны — один из первых гвардейских кораблей советского ВМФ.
После поражения в русско-японской войне принимается обширная программа восстановления флота. Помимо строительства линейных кораблей она предусматривала постройку восьми легких быстроходных крейсеров. Наряду с высокой скоростью каждый крейсер должен был нести мощное вооружение из пятнадцати дальнобойных 130-мм орудий. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны ни один из этих кораблей так и не был введен в строй. К достройке крейсеров приступили лишь в советское время. Из восьми крейсеров в строй удалось ввести лишь три: «Профинтерн, «Червона Украина» и Красный Кавказ» И если первые два достраивались без радикальных изменений, то «Красный Кавказ» получил совершенно иной внешний вид и вооружение. Кроме того, два крейсера были перестроены в танкеры «Азнефть» и «Грознефть». «Азнефть» погиб в декабре 1937 г. во время шторма в Туапсе, а «Грознефть» был затоплен в октябре 1941 г. в Мариуполе (впоследствии поднят и служил в качестве бункеровочного судна).
ФОТО 1. Общий вид крейсера «Красный Кавказ», 1939 г.
Достройка «Красного Кавказа» велась в чрезвычайно сложных экономических условиях. Крейсер вступил в строй лишь в 1932 г. через 16 лет после спуска на воду. Тем не менее, «Красный Кавказ» стал свое рода этапной вехой советского кораблестроения, с целым рядом новых элементов, которые в дальнейшем позволили СССР строить крейсеры, не уступающие по ряду характеристик аналогичным по классу кораблям других стран. Так, «Красный Кавказ» первым в советском флоте получил 180-мм орудия, которые в дальнейшем в трехорудийных башнях устанавливались на крейсерах типа «Киров». В 1930-х годах корабль был оснащен катапультой и мог нести два самолета-корректировщика. Но еще в предвоенный период катапульта с крейсера была демонтирована.
В конечном итоге внешний вид и вооружение «Красного Кавказа» оказалось совершенно иным в сравнении с первоначальным дореволюционным проектом. Корабль имел водоизмещение 7560 тонн и развивал максимальную скорость в 29 узлов. Вооружение состояло из четырех 180-мм орудий в одноорудийных башнях. Зенитная артиллерия включала восемь 100-мм и четыре 45-мм пушки. Экипаж состоял из 878 человек. В 1933 г. крейсер с эсминцами «Шаумян» и «Петровский» совершил поход в Средиземное море. На борту «Красного Кавказа» в походе приняли участие писатели Илья Ильф и Евгений Петров.
Первый гвардейский крейсер
Война застала «Красный Кавказ» в Севастополе. Впервые по позициям противника крейсер открыл огонь 11 сентября 1941 г., подавив румынскую батарею на подступах к Одессе. Принял участие «Красный Кавказ» и в десантной операции у Григорьевки 21 сентября 1941 г. Осуществив высадку десанта, крейсер поддерживал наступление артиллерийским огнем. В дальнейшем корабль совершил несколько походов в осажденную Одессу, а в период эвакуации гарнизона города одним из последних кораблей покинул порт приняв на борт около 1800 человек из числа защитников города.
ФОТО 2. Модель крейсера «Красный Кавказ». ЦМВС, Москва.
Самыми тяжелым испытанием для экипажа крейсера стало участие в высадке десанта на Керченский полуостров. 29 декабря в порту Феодосии «Красный Кавказ» попал под артиллерийский и минометный огонь, получив несколько прямых попаданий. 4 января 1942 г. следуя с десантом из Туапсе в Феодосию крейсер подвергся атаке немецких бомбардировщиков. Несмотря на то, что прямых попаданий удалось избежать, пять бомб разорвались в непосредственной близости от борта и корабль получил серьезные повреждения и с трудом вернулся в Туапсе. Корабль был поставлен на ремонт, который занял более семи месяцев. По опыту боевых действий было усилено зенитное вооружение крейсера. 3 апреля 1942 г. экипаж крейсера был удостоен звания гвардейского. К моменту присвоения гвардейского звания крейсер совершил 30 боевых походов, провел 32 стрельбы по позициям противника, отразил 67 авианалетов. перевез более 25 тыс. человек.
После завершения ремонта в августе 1942 г. «Красный Кавказ» принял участие в обороне Туапсе. К тому времени, наряду с Поти и Батуми, Туапсе служил одной из трех основных баз Черноморского флота. Так, только в период с 11 по 17 сентября 1942 г. крейсер совершил три похода из Поти в Туапсе, осуществляя переброску стрелковых частей. В октябре крейсер так же привлекался к перевозке войск и грузов. 20 октября корабль подвергся атаке четырех немецких торпедных катеров, выпустивших восемь торпед, которые прошли мимо цели. Всего за время обороны Туапсе «Красный Кавказ» осуществил транспортировку 9718 человек, доставил значительное число вооружения и других грузов.
ФОТО 3. «Красный Кавказ» в Севастополе, конец 1940-х гг.
В феврале 1943 г. «Красный Кавказ» был привлечен к огневой поддержке десанта под Новороссийском, выпустив по позициям противника 75 180-мм и 299 100-мм снарядов. В мае 1945 г. после очередного ремонта крейсер был переведен в Севастополь. 24 июня 1945 г. на Параде Победы в Москве среди знамен наиболее отличившихся частей гвардейский флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесен по Красной площади сводным полком наркомата ВМВ. В 1947 г. «Красный Кавказ» был переклассифицирован в учебный корабль, а осенью 1952 г. разоружен и превращен в корабль-цель. 21 ноября 1952 г. крейсер был потоплен у берегов Крыма при испытании противокорабельной ракеты.
Несколько иначе сложилась судьба двух других крейсеров. «Профинтерн», переименованный в «Красный Крым» прошел всю войну, был удостоен звания гвардейского и исключен из состава флота в 1957 г. Гораздо короче оказалась «биография» крейсера «Червона Украина», который погиб при отражении вражеского авианалета в Севастополе в ноябре 1941 г.

«Красный Кавказ» Крейсер «Красный Кавказ» - веха отечественного кораблестроения. Во время Великой Отечественной войны - один из первых гвардейских кораблей советского ВМФ. После поражения в

«Красный Кавказ» Крейсер «Красный Кавказ» - веха отечественного кораблестроения. Во время Великой Отечественной войны - один из первых гвардейских кораблей советского ВМФ. После поражения в

«Красный Кавказ» Крейсер «Красный Кавказ» - веха отечественного кораблестроения. Во время Великой Отечественной войны - один из первых гвардейских кораблей советского ВМФ. После поражения в

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *