СПОСОБНЫ ЛИ МАШИНЫ МЫСЛИТЬ

СПОСОБНЫ ЛИ МАШИНЫ МЫСЛИТЬ Способна ли машина мыслить Не вычислять траектории движения по формулам, не прогнозировать погоду согласно многолетним метеорологическим исследованиям, а именно

Способна ли машина мыслить Не вычислять траектории движения по формулам, не прогнозировать погоду согласно многолетним метеорологическим исследованиям, а именно мыслить столь нестандартно, чтобы ее нельзя было отличить от человека Над этим вопросом задумывались многие философы прошлых веков, а в 20 веке проблема из философской категории преодолела грань насущной жизни. К этому переходу привело создание современных ЭВМ.
В 1936 году английский математик Алан Тьюринг создал логический прообраз современных вычислительных машин. Это был чисто вычислительный алгоритм, вошедший в математическую логику под названием «машина Тьюринга». На тот момент англичанину было всего 24 года.
Начавшаяся в 1939 году вторая Мировая война потребовала от англичан создания специального центра, в котором были собраны лучшие математики страны. Их целью было взломать немецкую шифровальную машину «Энигма». Ранее эта машина уже была взломана польскими специалистами, но немцы совершенствовали свой механизм и задача перед британцами была непростая.
Английские математики смогли решить поставленную перед ними программу, причем одной из первых скрипок был Алан Тьюринг.
В то же время математик вплотную занялся созданием компьютеров. Особенно Алана интересовало не создание компьютеров, а машинный интеллект и его развитие в принципе. В 1947 году Тьюринг выступил с докладом на тему «Интеллектуальные машины». В этом докладе он обрисовал ситуацию, которая впоследствии привела к созданию теста Тьюринга.
Британец утверждал, что возможно создать машину, которая будет играть в шахматы приличном уровне (и оказался абсолютно прав!). Дальше он предлагал двоих игроков разместить по комнатам изолированно один от другого. Непременным условием был невысокий уровень игроков, ведь в то время не предполагали, что компьютеры будут обыгрывать ведущих гроссмейстеров. Есть еще человек, который будет передавать между комнатами ходы. Вместо первого участника может играть машина, а может и он сам. Второму игроку сообщают о возможных вариантах соперничества, но не сообщают, какую конкретно партию против него играет человек, а какую машина. В этой ситуации у второго игрока могут появиться сложности с определением, против кого он конкретно играет человека или машины в данный момент.
Эти размышления Алан Тьюринг развил в своей статье «Вычислительные машины и разум», увидевшей свет в 1950 году. В самом начале этой статьи ученый поставил перед читателями вопрос «Могут ли машины думать». Первоначально Тьюринг указал на то, что необходимо ввести полнообъемные исчерпывающие определения понятий «машина» и «интеллект». На интуитивном уровне вроде все понятно, но математика и математическая логика строгие науки, а не состязание в интуиции.
Здесь автор статьи позволит себе ремарку. Понятие «человек» на обыденном уровне известно всем. Но попробуем подойти к вопросу более строго можно ли считать человеком неандертальца питекантропа рамапитека синантропа И где проходит грань отделяющая животное от человека Автор статьи признается сразу лично ему эта грань неизвестна.
В своей статье Тьюринг предложил представить имитационную игру, в которой ушедшие в разные комнаты женщина и мужчина через посредника (приносящего ушедшим вопросы остальных игроков и передающего им ответы), пытаются убедить остальных игроков что они существа противоположного пола. Игра была обычной для английского общества, но Тьюринг внес коррективу вместо женщины в комнате находится машина. Сразу возникает вопрос почувствуют ли остальные игроки неладное
В 1952 году тест Тьюринга обрел вид приближающийся к нынешнему его варианту. Жюри задает компьютеру различные вопросы, на которые машина отвечает через посредника. Задача умной машины состоит в том, чтобы значительная часть участников жюри поверила в то, что беседует с настоящим человеком. Для зачета необходимо было ввести в заблуждение минимум 30% членов судейского комитета. Сам Тьюринг полагал, что компьютеры смогут успешно преодолевать его тест к 2 000 году.
За прошедшие годы было проведено довольно много экспериментов в той или иной степени имитирующих тест Тьюринга. Ощутимых результатов достигнуто не было, хотя раз за разом пресса взрывалась сообщениями, что тест Тьюринга пройден. Подобный случай был объявлен в 2014 году, когда «Индепендент» объявила, что 33% общающихся с программой «Юджин Густман» поверили в то, что общаются с 13 летним мальчишкой из Одессы. Все неправильные ответы программы поверившие респонденты списывали на безграмотность иностранного подростка в английском языке, да еще, по их мнению, парень был не особо мозговитым.
Однако сами респонденты заранее настраивались на общение именно с человеком, что уже серьезный аргумент против результата. А теперь главное любой научный эксперимент (в том числе и тест Тьюринга) считается достоверным, если в аналогичных условиях получается схожий результат. А этого экспериментаторам добиться не удалось. Так что вопрос «Может ли машина мыслить» остается открытым.

.

Предыдущая запись ОБОЗВАТЬ, ТАК ЛИТЕРАТУРНО.
Следующая запись «Поздняя осень»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *