Народы Севера. Нивхи.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Способы заготовки рыбы.
Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу. Заготавливают рыбу посредством вяления. В связи с этим возле каждого летнего жилища стоят сушила. Без них представить себе летнее селение нивхов невозможно. В селениях Тыми узнал одну дополнительную деталь, касающуюся вяления. Имеются два вида жердей: музьр для сушки юколы из горбуши и кеты на еду людям и х’ускияс для сушки корма для собак. Первые тоньше, вторые значительно толще и длиннее. Кроме жердей, стоящих возле сушил стоймя в виде шатра, имеется еще и длинная развилина в»ашк»ам, при помощи которой укладывают жерди с юколой на сушила.
Всю работу по очистке рыбы и изготовлению из нее юколы делают женщины. Очистка и разрезание рыбы на пласты производится ими при помощи специального ножа, имеющего длинное узкое лезвие с чуть загнутым концом. Режут рыбу на специальной доске. Во время работы женщины обычно надевают на себя передник.
С первого взгляда на висящую юколу может создаться впечатление, что процесс изготовления ее весьма несложен. Между тем при всей его несложности у нивхов выработалась специальная техника обработки рыбы для сушки.
Нивхи говорят, что в жаркие дни пласты рыбы плохо вялятся, и поэтому одну кету разрезают на семь тонких пластов: шесть из них предназначаются людям, а седьмой собакам.
Направление среза пласта от головы к хвосту. Каждый пласт имеет свое наименование. Первый наружный пласт называется мандьирма (от мандь «рыбья кожа» и ма «юкола»). При его срезании почти полностью удаляется вся кожа с одной боковины рыбы. Небольшой ее кусочек оставляют лишь у хвоста, для того чтобы он был срезан со вторым пластом юколы. Второй пласт юколы макрма (макырд «прямой») срезается с кусочком кожи у хвоста, нужного для поддержания юколы при ее подвешивании. Третий пласт рыбы, совершенно чистый от кожи, называется пыкима.
Когда одна боковина рыбы обработана указанным способом, ее переворачивают на другую сторону и срезают с нее те же три пласта.
В результате подобной обработки остается костный хребет рыбы с неотделенной от него головой. Голову, не отрезая ее от хребта, разрезают на две половины. Эти пласты предназначаются для кормления собак. На Тыми они называются машк, на Татарском побережье ыс, а па Амуре харк».
Чтобы нанизать на жерди сырые пласты горбуши или кеты, предназначенные для еды людям, в хвостовой части рыбы делают по одному прорезу. На каждую жердь нанизывают строго определенное количество пластов только одной разновидности. Это позволяет в дальнейшем связывать юколу одного вида в связки и подсчитывать их.
В юколе, предназначенной на корм собакам, делают два прореза по обеим сторонам хребта у самого хвоста. Сквозь них продевают лыко, связывают им две юколы, которые теперь удобно перевешивать через жердь и сушить таким образом вместе.
Таковы способы изготовления юколы из кеты.
Юкола из горбуши изготовляется аналогичным образом, но из нее получается меньшее количество пластов.
Женщина не только чистит и разрезает рыбу на пласты, но и нанизывает их. Мужчина лишь поднимает жерди с юколой на сушила.
Очень крупная юкола изготовляется иногда из целого тайменя. Тайменя разрезают вдоль брюха до спины, но спинка остается целой. Затем рыбу разворачивают и из нее удаляют костяк и голову. Развернутая таким образом рыба, говорили мне нивхи, похожа на доску. Называется она ч’амс.
В прохладные дни рыба лучше вялится. Тогда ее режут на более толстые пласты, и с каждой боковины срезают не по три, а по два пласта (без пыкима). Первый пласт можно дорезать до хвоста, но не отделять его от рыбы. Затем режут второй пласт, который отделяют от рыбы полностью вместе с первым. Получаются два пласта рыбы, соединенные кожей у хвоста. Этот вид юколы называется н»акиравма. Его легко и удобно накладывать на жердь.
В более холодные дни с кетой поступают иначе. Пласты рыбы не отделяются от нее. Первый пласт режется от головы к хвосту. Этой разрезанной частью рыба накладывается потом на жердь для сушки корма. Второй пласт, отрезанный от хвоста к голове, свисает вниз. Свисает также вниз и рассеченная вдоль голова рыбы. Такая юкола называется ларк»ам.
Если рыба рассекается только пополам от головы до хвоста и навешивается прямо на жердь для сушки корма с разрезанной пополам головой, то такая юкола называется п’ытма (букв.: «расколотая юкола», от фытуд «раскалывать», «расщеплять» и п’ытд «треснуть»).
Рыболовное хозяйство нивхов очень организованно. Ими учитывается даже количество заготовленной юколы.
Как я понял из бесед с нивхами, рядом религиозных предосторожностей только весенний лов рыбы сопровождается. В летнее же и осеннее время они не требуются, но все же с рыбой необходимо обращаться осторожно, «Нельзя говорил мне нивх, колоть и резать живую рыбу ножом. Это очень большой грех. Надо прежде ударить рыбу колотушкой по голове, а потом резать. Когда мы ударяем рыбу по голове, то прогоняем ее душу техн», а если режем ее живой, то ее душа уходит к тайгн»анду и жалуется на нас. Мы рыбу, хотя съедаем, но ее душа не умирает. Нынче рыбу убьешь, она домой идет, а на другой год снова приходит. Почему рыба всегда в одно место ходит Это потому, что она тут была. Потому рыба и на другой год приходит сюда метать икру».
Если ход рыбы был малый, то нивхи доискиваются причины этого. Они, в частности, могут объяснить это тем, что женщина во время месячных или после родов переехала через реку, не приняв при этом необходимых предосторожностей. Могло это произойти и вследствие того, что устье реки, по их мнению, засорилось. Тогда они производят религиозно-магический обряд, называемый тв»ах» паг»ваг»д «налаживание устья, пролива».
В устье р. Арково он совершается так. Старик раздевается догола. В руку он берет переднюю лапу росомахи (либо коготь росомахи) и «входит в реку. Если река неглубокая, он заходит на середину реки и скребет ее дно когтями росомахи по направлению течения реки сверху вниз. Если же дно глубокое, то он заходит в воду сначала с одного берега и скребет дно реки около него, а затем переправляется через реку на лодке, входит в реку с другого берега и снова скребет дно. Это он якобы счищает лапой росомахи грязь со дна устья. Другой старик в это время делает инау, которыми первый старик «моет воду», проводя ими по воде по направлению течения реки. Затем он скоблит над водой серебро и медь, как бы делает «новое дно» реки. Потом из бузины изготовляют инау с символическими изображениями зверей самца и самки. Такие инау втыкают в устье реки, чтобы вода вынесла их в море и отлив унес с собой.
Рыба снабжала нивхов не только едой, но и кожей для одежды и обуви. До ознакомления с тканями, которые они получили от народов с более высокой культурой, нивхи изготовляли одежду и обувь из кожи рыбы, тюленя, и собак. Форма одежды тогда тоже была иная. Верхняя одежда из рыбьей и тюленьей кожи была спереди не сплошной, а имела небольшой разрез вверху. Поэтому се надевали через голову, а разрез на груди завязывали тесемками. Одежду шили из двух тюленьих шкур шерстью наружу и внутрь. Головки обуви изготавливали из кожи тайменя, а голенища к ним из кожи кеты. Халаты на Амуре шили из кожи сазана.
Нивхинки любят украшать свою одежду орнаментом (таг»р) преимущественно таких разновидностей: н»ашк»отдельная спираль; шун»ашк спирали следуют одна за другой; шавн»ашк из центра одной спирали выходит параллельно ей другая спираль; виль орнамент, образованный одной непрерывной извилистой линией; этапрр кайма из длинных цветных полосок, нашиваемых на края одежды (ворот, полы, концы рукавов и наколенников). Так как нивхи употребляют украшения для одежды, то у них естественно имеются слова для обозначения цветов: пагд «красный», н»ыюр-пагд «темно-красный», т’ыйыд «синий», хиюуд «темно-синий», к»онуд«белый (о тканях), ч’ан»д «белый» (о собаке), тлэулад «белый» (об олене, горностае), к»алгалыд«белый», «светлый» (о бумаге), пиуд «черный» (о тканях), ыг»рд «черный» (о собаке), вулвулыд «черный», «темный» и др. Примечательно, что в нивхском языке нет слов для обозначения абстрактных понятий «белый» и «черный», но есть отдельные слова, которыми обозначаются конкретные носители этих цветов.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Народы Севера. Нивхи. Способы заготовки рыбы.Основные виды рыбы, которые нивхи заготавливают на зиму, кета и горбуша. Подсобную роль играют породы мелких рыб, из которых изготовляют юколу.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *