Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве

Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве На протяжении веков окончание жизни воспринималось людьми как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с богом. К смерти

На протяжении веков окончание жизни воспринималось людьми как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с богом.
К смерти готовились, испрашивая в ежедневной молитве мирной кончины, взирая на образы, напоминающие о телесной смерти и бессмертии души. В христианском искусстве и Запада, и Востока изображения смерти и загробного мира давали человеку надежду на обретение вечной жизни, но имели различную трактовку. Если на Западе они часто носили отталкивающий физиологический характер, то на Востоке созерцательно-метафизический.
Один из ярких примеров, не имеющих аналогий в русской иконописи, «Христос, попирающий смерть». Икона восходит к гравюре, выполненной в первой половине XVII века в Антверпене гравером мастерской Питера Паула Рубенса Схелте Болсвертом. За основу композиции он взял работу Рубенса «Триумф Христа над смертью», ныне находящуюся в Музее изящных искусств Страсбурга. Христос там представлен в окружении ангелов попирающим смерть в образе скелета и огромного извивающегося змия. На русской иконе поверженную смерть под ногами Христа иконописец изобразил в виде скелета, который словно в скорби схватил себя за голову.
ФОТО 1. Образ предсмертного покаяния.
Смерть нередко персонифицировалась и изображалась вооруженной косой или копьем. В иллюстрациях к рукописным книгах встречаются и типично русские изображения смерти с топором в руках. Смерть не только косит и рубит, но и разит трезубцем и стреляет из пищали длинноствольного ружья, как это изображено на миниатюре из Апокалипсиса.
Ряд предметов создавался для напоминания о смерти, в частности, посмертные портреты как монашеские, так и светские. Сегодня эти артефакты рассказывают нам о забытых традициях русской повседневной культуры.
ФОТО 2. Снятие четвертой печати.
В живописи также представлена тема неизбежности конца. Так, на картине неизвестного художника, написанной в конце 1830-х, изображена кончина купеческой жены после родов. Сюжет основан на драматическом событии в жизни конкретной семьи, но полотно в целом посвящено теме неизбежности смерти в общехристианском понимании. Здесь особо подчеркнута праведность скончавшейся, так как ее душу ангел уносит на небеса. Лежащая в гробу купчиха, собравшиеся вокруг близкие и плачущий супруг, не смотря на портретность, являют собою характерные русские провинциальные типы XIX века: усопшая в розовом чепце и нянька, держащая младенца словно сошли со страниц классической русской литературы.
ФОТО 3. Христос во гробе, 1731.
Места, в которые душа попадает после смерти, изображались в христианском искусстве и в виде сада, и города (для праведников), и в виде страшной огненной преисподней (для грешников). Изображения испытаний, которые проходит душа на пути в рай, восходили к житию Василия Нового, созданному в X веке в Византии. В нем описаны видения о посмертных странствиях души преподобной старицы Феодоры, служившей Василию Новому. Когда ученик святого монах Григорий пожелал узнать о ее участи, она явилась ему во сне и рассказала о своей посмертной судьбе, о встречах с бесами и помощи ангелов, о взвешивании на весах грехов и праведных дел, которым определяется воздаяние за содеянное во время земной жизни. Текст жития повлиял на сложение иконографии страшного суда, где указывались названия мытарств, соответствующих грехам людей.
ФОТО 4. Старик и смерть, 19 в., Россия.
22 ноября 2019 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открывается выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве». Она посвящена многообразию изображений смерти в русском и западноевропейском искусстве. На ней представлено около 90 памятников различных видов и жанров: русские и греческие иконы, произведения европейской живописи и графики, старообрядческие иллюстрированные рукописные книги, предметы декоративно-прикладного искусства, объединенные общей темой смерти как перехода в вечную жизнь.

Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве На протяжении веков окончание жизни воспринималось людьми как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с богом. К смерти

Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве На протяжении веков окончание жизни воспринималось людьми как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с богом. К смерти

Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве На протяжении веков окончание жизни воспринималось людьми как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с богом. К смерти

Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве На протяжении веков окончание жизни воспринималось людьми как переход в другую реальность, где праведника ожидает встреча с богом. К смерти

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *