БИТВА «НА ПОЛПУТИ».

БИТВА НА ПОЛПУТИ. ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ В ВОЙНЕ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ. 6 июня 1942 года завершилась битва за Мидуэй одно из крупнейших сражений на Тихоокеанском театре военных действий (самым масштабным

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ В ВОЙНЕ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ.
6 июня 1942 года завершилась битва за Мидуэй одно из крупнейших сражений на Тихоокеанском театре военных действий (самым масштабным морским сражением в истории человечества была битва в заливе Лейте, октябрь 1944) . Потеряв в битве свои мощнейшие авианосцы и лучших пилотов палубной авиации, японский флот потерпел сокрушительное поражение, от которого уже не сумел оправиться.
Тихоокеанский атолл Мидуэй («На полпути») получил своё название из-за того, что действительно находится на полпути между Японией и Калифорнией. В 1941 году американцы наскоро оборудовали там свою военно-морскую базу. Которая, впрочем, по своему значению и близко не стояла рядом с Пёрл-Харбором.
Сказать, что сражение за Мидуэй было легендарным, значит ничего не сказать. Совершив нападение на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года, морская авиация Императорского флота Японии задала высокую планку в организации и планирования действий авианосного флота. Однако спустя всего семь месяцев мощнейшие японские авианосцы уже лежали на дне Тихого океана к северо-востоку от небольшого атолла под названием Мидуэй.
Потеря ведущих авианосцев непобедимой, казалось, элиты японских сил стала настоящим шоком для командования Императорского флота. Именно они всего полугодом ранее атаковали Пёрл-Харбор, участвовали в захвате военной базы США на острове Уэйк и разбили британские ВМС в Индийском океане. И вот за считанные часы три японских авианосца были уничтожены, а четвёртый ушёл ко дну позже в тот же день. Битва за Мидуэй стала последней крупной наступательной операцией Японии в центральной части Тихого океана.
Подготовка к битве.
В апреле 1942 года престижу японского флота был нанесён серьёзный удар: в ходе налёта Дулиттла американские авианосцы Hornet и Enterprise подошли на опасную дистанцию и провели успешные, хотя и незначительные бомбардировки различных целей (включая Токио) на основных японских островах. Командованию Императорского флота стало очевидно, что для окончательной победы нужно любой ценой уничтожить американские авианосцы.
Для этих целей адмирал Исороку Ямамото разработал план под кодовым названием «Операция MI». Его суть заключалась в проведении внезапной атаки на атолл Мидуэй, где размещалась достаточно важная передовая база США. В перспективе сами японцы могли бы использовать её для регулярных нападений на Пёрл-Харбор. Согласно задумке, после захвата атолла авианосцы США выдвинутся к Мидуэю и в пути будут перехвачены мощной эскадрой японских кораблей, состоящей из четырёх авианосцев (Aagi, aga, Sōryū и Hiryū), а также 11 линкоров (включая Yamato), 14 крейсеров и десятков эсминцев. Тем самым Япония рассчитывала нанести сокрушительный удар по американскому флоту.
Однако японцы не предполагали, что план их операции уже известен США. Ещё в мае возглавляемая Джозефом Рошфором группа криптоаналитиков из управления военно-морской разведки ВМС США добилась больших успехов в расшифровке японского военного кода JN-25. Подразделение Рошфора понимало, что Мидуэй, является ближайшей целью нападения со стороны Японии. Адмирал Честер Нимиц не мог упустить случая организовать ловушку для японцев. Крошечный мидуэйский гарнизон был усилен десятками самолётов из состава ВМС, армейской авиации и Корпуса морской пехоты.
Помимо этого, адмирал Нимиц сформировал два оперативных соединения, в которые вошли три оставшихся авианосца. Первым в поход отправилось 16-е оперативное соединение под командованием адмирала Рэймонда Спрюэнса, в состав которого вошли авианосцы Enterprise и Hornet. Днём позже выступило 17-е оперативное соединение под командованием адмирала Фрэнка Флетчера. Причиной задержки послужил ремонт авианосца Yortown, пострадавшего в ходе сражения в Коралловом море.
Японские авианосцы под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо вышли на позицию к северо-востоку от Мидуэя 4 июня. На рассвете они нанесли первый удар по атоллу. Спустя два часа, в 6:20, японские самолёты встретились в небе с дислоцированной на атолле 221-й истребительной эскадрильей Корпуса морской пехоты США. В результате непродолжительного воздушного боя японцы в пух и прах разбили эскадрилью противника, а затем атаковали сам атолл Мидуэй, успешно поразив при этом большинство целей.
Мидуэй наносит ответный удар.
Несмотря на почти полную потерю 221-й эскадрильи, гарнизон Мидуэя оставался вполне боеспособным. Прежде чем японские главные силы начали нападение на атолл, приближающиеся авианосцы противника обнаружил американский патрульный бомбардировщик Catalina. В ответ с Мидуэя был нанесён ряд массивных авиаударов, в которых принимали участие бомбардировщики B-26 Marauder, торпедоносцы TBF из состава 8-й торпедоносной эскадрильи, а также пикирующие бомбардировщики Vindicator и Dauntless. Кроме того, американцы перенаправили против японских авианосцев тяжёлые бомбардировщики B-17. В течение 45 минут они совершили три налёта на японские корабли.
Хотя им не удалось нанести серьёзный урон противнику, американцы сбили несколько японских самолётов группы воздушного прикрытия и внесли сумятицу в действия авианосной группы. Отражая всё новые атаки, японские авианосцы оказались скованы боем и не могли нанести новый удар по атоллу.
Американские авианосцы вступают в бой.
Получив донесение экипажа патрульного бомбардировщика об обнаружении авианосцев противника, адмирал Флетчер отдал своим авианосцам приказ немедленно приготовиться к атаке силами 16-го оперативного соединения под командованием адмирала Спрюэнса. Тот, в свою очередь, приказал начать массированную атаку противника с авианосцев Enterprise и Hornet. В течение часа 17-е оперативное соединение нанесли ещё один удар по вражеским авианосцам.
Первой с японскими кораблями столкнулась 8-я торпедоносная эскадрилья с авианосца Hornet под командованием Джона Уолдрона, атаковавшая Aagi. К сожалению, атака не увенчалась успехом: торпедоносцы TBD Devastator оказались слишком тяжёлыми и медленными для использования в начале атаки, да и наличие на борту 1000-фунтовой торпеды (453 кг) лишь усложняло ситуацию. Почти сразу после этого японские авианосные силы были обнаружены пилотами 6-й торпедоносной эскадрильи с авианосца Enterprise. Торпедоносцы под командованием Юджина Линдси предприняли попытку атаки по принципу «Молот и наковальня», но были обнаружены противником и не сумели нанести врагу серьёзных повреждений.
Незадолго до начала серии атак торпедоносцев 16-го оперативного соединения адмиралу Нагумо доложили об обнаружении американских авианосцев в той части акватории, где их быть не должно. Это неожиданное известие нарушало все его планы. К тому же, несмотря на все усилия, аэродром на атолле Мидуэй не был полностью уничтожен. Конечно, японский флот по-прежнему не уступал свои позиции, но и не выглядел явным победителем. Нагумо верно определил, что основная угроза исходила от авианосцев. Он немедленно отдал приказ перевооружить резервные самолёты, оснащённые полубронебойными авиабомбами, для атаки американских кораблей.
«Маккласки! Атаковать немедленно!»
Ударная группа 16-го оперативного соединения флота США была организована из рук вон плохо. После отбытия 8-й торпедоносной эскадрильи оставшиеся самолёты с авианосца Hornet блуждали в тщетных поисках противника, пока не были вынуждены вернуться на авианосец из-за нехватки топлива. Да и основные силы ударной группы Enterprise: 6-я бомбардировочная и 6-я разведывательная эскадрильи также безуспешно пытались найти вражеские цели. При этом свои рискованные поиски они производили даже без сопровождения истребителей.
Как нарочно, пикирующие бомбардировщики SBD обнаружили противника как раз в тот момент, когда достигли рубежа разворота. Командир авиагруппы Кларенс «Уэйд» Маккласки заметил японский эсминец Arashi, который направлялся в сторону расположения авианосцев Нагумо. Посчитав, что ему особо нечего терять, он принял решение немного понаблюдать за вражеским кораблём. Как оказалось, игра стоила свеч: совсем скоро Маккласки увидел в бинокль четыре авианосца и без промедления получил разрешение атаковать противника.
Почти тотчас прибыла ударная группа с авианосца Yortown. К сожалению, атака ударной группы корабля столкнулась с серьёзной проблемой: направление их атаки проходило через путь следования японской группы воздушного прикрытия. Японские истребители A6M бросились в атаку на 3-ю торпедоносную эскадрилью лейтенанта Месси и 3-ю истребительную эскадрилью лейтенанта-коммандера Тэча. В результате воздушного боя уцелело только два торпедоносца. У истребителей дела шли лучше: им удалось сбить несколько A6M, но этого было явно недостаточно для того, чтобы спасти большую часть торпедоносной эскадрильи.
Несмотря на творившийся хаос, перевес в битве совсем скоро оказался на стороне американцев. Пикирующие бомбардировщики с Enterprise достигли японских авианосцев и приступили к атаке. Маккласки с 30 пикировщиками из 6-й бомбардировочной и 6-й разведывательной эскадрилий приготовились сбросить бомбы на авианосец aga. Не удалось избежать нападения американских бомбардировщиков и авианосцам Aagi и Sōryū.
aga принял на себя первый и, несомненно, самый сильный удар. В него предположительно попали четыре 500-фунтовые и одна 1000-фунтовая бомбы. Крепко досталось и авианосцам Sōryū и Aagi. В считанные минуты большая часть славного японского авианосного флота полыхала огнём, а в строю остался лишь Hiryū.
Hiryū бьётся в одиночку
Несмотря на то что адмирал Нагумо был вынужден переместить свой флаг с повреждённого Aagi, он был полон решимости продолжать бой. Японским разведчикам удалось обнаружить расположение 16-го и 17-го оперативных соединений и представить Нагумо полную информацию о присутствии противника. Хотя японские силы понесли большие потери, адмирал считал, что сможет повернуть исход сражения в свою пользу. Примерно через час с авианосца Hiryū в воздух было поднято 18 пикирующих бомбардировщиков под командованием Митио Кобаяси, а ещё через час 10 торпедоносцев B5N лейтенанта Томонага.
На перехват ударников Кобаяси была отправлена 3-я истребительная эскадрилья. Несмотря на высокую эффективность и манёвренность американских истребителей Wildcat, нескольким японским бомбардировщикам удалось проскользнуть и сбросить бомбы на авианосец Yortown. Попадания вывели из строя котлы и привели к пожару, однако аварийной команде корабля удалось в кратчайшие сроки вернуть его в строй.
Торпедоносцы Томонаги атаковали двумя часами позже. И снова истребители 3-й эскадрильи вылетели на перехват. Хотя самолёт самого Томонаги и ещё четыре бомбардировщика были сбиты почти сразу же после начала атаки, две японские торпеды попали в цель, навсегда выведя Yortown из строя. Авианосец дал большой крен и потерял мощность, и уже спустя 30 минут команде был отдан приказ покинуть корабль.
Финал битвы
Несмотря на серьёзные повреждения Yortown, исход битвы был в целом ясен. В 17:01 американские самолёты с авианосцев Enterprise и Hornet атаковали Hiryū и нанесли ему тяжелейший урон. Четыре 1000-фунтовые бомбы попали в носовую часть корабля рядом с надстройкой. Взрывы разорвали на части лётную палубу и уничтожили несколько самолётов, стоявших в подпалубных помещениях.
Потеря Hiryū, Aagi, aga и Sōryū стала катастрофическим ударом для Японии. Операция MI была завершена, а кораблям Нагумо было приказано покинуть воды атолла Мидуэй. Поражение было столь унизительным, что Императорский флот скрыл от общественности масштаб потерь. В прессе битву преподносили как великую победу.
После Мидуэя японский флот прекратил наступательные операции в центральной части Тихого океана, и инициатива в войне перешла к США. Для американского ВМФ победа при Мидуэе стала чем-то невероятным. Она не только подняла боевой дух солдат, но и проложила путь к Гуадалканальской кампании, ставшей поворотным моментом боевых действий в Тихоокеанском регионе. 6 июня 1942 года завершилась битва за Мидуэй одно из крупнейших сражений на Тихоокеанском театре военных действий. Потеряв в битве свои мощнейшие авианосцы и лучших пилотов палубной авиации, японский флот потерпел сокрушительное поражение, от которого уже не сумел оправиться.
P.S.Первым американским летчиком совершившим таран, стал капитан Флеминг, командир эскадрильи бомбардировщиков «Виндикейтор» морской пехоты США.
Во время Битвы при Мидуэе 5 июня 1942 г он возглавил атаку своей эскадрильи на японские крейсера. На подходе к цели его самолет был поражен зенитным снарядом и загорелся, однако капитан продолжил атаку и произвел бомбометание. Увидев, что бомбы его подчиненных не попали в цель (эскадрилья состояла из резервистов и имела плохую подготовку), Флеминг развернулся и вновь спикировал на врага, врезавшись на горящем бомбардировщике в крейсер «Микума». Поврежденный корабль потерял боеспособность, и вскоре был добит другими американскими бомбардировщиками.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *