Каким должен быть образованный гражданин по версии Аристотеля

Каким должен быть образованный гражданин по версии Аристотеля Баланс и добродетели Чтобы видеть окружающий мир объективно, необходим баланс. Воспринимая одни цвета интенсивнее других, мы увидим

Баланс и добродетели
Чтобы видеть окружающий мир объективно, необходим баланс. Воспринимая одни цвета интенсивнее других, мы увидим искаженную картинку. То же самое касается других чувств слуха, вкуса, обоняния и осязания. В представлении Аристотеля все пять чувств, находящиеся в балансе друг с другом, составляют «здравый смысл», который помогает постигать мир во всем разнообразии.
Но объективному восприятию действительности противостоят наши чувства, желания и амбиции. Чтобы держать их под контролем, необходимо обладать добродетелями, которые Аристотель описывает в «Никомаховой этике». Любая добродетель, говорит он, становится добродетелью только в умеренности умении не идти на поводу у удовольствий и страхов. Рассмотрим, к примеру, храбрость: человек, который опасается всего на свете, конечно, будет считаться трусом, но и тот, что безрассудно кидается навстречу любой опасности, покажется скорее дураком, чем храбрецом.
Добродетели это что-то вроде фильтров или линз, которые противостоят страхам и желаниям, искажающим восприятие действительности и мешающим увидеть, чьи интересы и ценности стоят за теми или иными явлениями. О чем-то похожем писал Платон в «Государстве»: его знаменитый миф о пещере это метафора того, как на нас влияет образование. Учение не дает нам новые глаза, но помогает освободиться от оков желаний и страхов, которые держат нас во тьме стереотипов.
Знать метод
По Аристотелю, хорошо образованный человек это не тот, кто запомнил все, что известно науке о каком-либо предмете, а тот, кто может быть взыскательным судьей в как можно большем числе дисциплин.
Что же для этого нужно Наукой нельзя овладеть через запоминание истин, гораздо важнее разбираться в ее внутреннем устройстве и формальных процедурах. Образован тот, кто может отличать научную дискуссию от ненаучной независимо от истинности или ложности доводов оппонента. Аристотель был убежден, что все науки базируются на одинаковых принципах доказательства как бы говорят на одном языке, который может освоить любой образованный человек.
«Достижение даже самого простого понимания науки требует, чтобы вы различали между собой три вещи. Первая предмет изучения (например, прошлое, настоящее и предполагаемое будущее климата). Второе доказательства, которые используют при формировании гипотез о предмете (например, показатели температуры). Третье теории об этом предмете (например, гипотезы о причинах глобального потепления). Путаница в этих трех измерениях может привести к полному замешательству», считает профессор философии Оксфордского университета Тимоти Уильямсон.
Возможен ли сегодня образованный человек по Аристотелю Нет, пишет профессор философии университета Юты Элайджа Миллграм в книге «The Great Endarenment: Philosophy for an Age of Hyperspecialization» (2015). Разные сферы знаний стали настолько специализированными, что даже самый просвещенный человек не сможет разобраться в узкоспециальной терминологии, объяснительных стратегиях, инструментах, стандартах качества и т. д. Мы как будто живем в Вавилонской башне, где все говорят на разных языках, а демократический идеал гражданина, который может составить здравое суждение по любому вопросу и принять рациональное решение, оказывается лишь иллюзией. В этом мире власть принадлежит экспертам.
Об этом писал еще Артур Шопенгауэр, жалуясь на тексты Гегеля: «Легко писать так, чтобы тебя никто не понял. И нет ничего сложнее, чем выразить глубокие мысли так, чтобы их понял каждый». В усложняющейся современности необходимо переводить данные с научного языка на обыденный. Понятное изложение трудных вещей требует специальной подготовки и умений, которыми обладают популяризаторы науки и научные журналисты, они умеют говорить на языке исследователей, но не занимаются наукой, а адаптируют информацию для всех граждан.
Даже сам Аристотель пробовал себя в роли просветителя в своих «экзотерических сочинениях» (к сожалению, от них остались лишь небольшие фрагменты) и, по мнению Цицерона, добился больших успехов.
Как нам обустроить образование
По мнению Аристотеля, образование должно помочь учащимся стать свободными гражданами в том числе от своих желаний и безоговорочного авторитета экспертов. А также прожить приятную жизнь! Потому что оно позволяет овладеть навыками, без которых она оказалась бы неполноценной, вдумчивым чтением, музыкальным вкусом и т. д.
Он также полагает, что люди могут стать по-настоящему мудрыми лишь к 50 годам, когда сумеют сопоставить изученную теорию с практикой. Образование по-аристотелевски длится почти всю жизнь благодаря рабам, которые трудились, пока граждане (конечно, только мужчины) учились постигать истину. Образование не готовило студентов к работе и «продуктивности», как сегодня. Но вполне возможно, что в будущем места рабов займут роботы и мы сможем вернуться к античному идеалу просвещения.

.

Предыдущая запись РУКОТВОРНЫЕ ПЕЩЕРЫ БАРАБАР В ИНДИИ — БОМБОУБЕЖИЩЕ ДРЕВНОСТИ
Следующая запись Рождённые в СССР

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *