Многослойная броня из особых сортов стали и композитов, системы активной защиты и высокая маневренность: современный танк на поле боя неприступная крепость. Но так было не всегда. На заре развития бронетанковой техники «картонные» борта некоторых машин с легкостью прошивались даже из пулемета, а мощности двигателей не хватало, чтобы уверенно двигаться по пересеченной местности…
Британский родственник
Перед началом Великой Отечественной войны Т-26 был самым массовым танком Красной армии. На вооружении стояли более десяти тысяч таких бронемашин в различных модификациях. Танк разработали еще в начале 1930-х на базе английского Vicers 6-ton. Первые образцы имели две башни с пулеметами калибра 7,62. Один из них можно было заменить на 37-миллиметровую пушку. Некоторые машины оборудовались зенитными пулеметами и огнеметами. Позже Т-26 оставили одну башню с 45-миллиметровым орудием.
Танк активно применяли в гражданской войне в Испании, в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а в 1939-м в советско-финском конфликте. Уже тогда танкисты жаловались на слабую бронезащиту, хотя в последних модификациях толщина брони достигала 20 миллиметров. Финские артиллеристы без особого труда пробивали борта Т-26 из противотанковых орудий. Проблему попытались решить просто: навесить дополнительные бронелисты. Но значительно возросшая масса ухудшила и без того скромные ходовые характеристики. В результате советские войска потеряли порядка тысячи машин по боевым и техническим причинам.
С началом Великой Отечественной недостатки Т-26 проявились еще сильнее. В первые месяцы войны Красная армия лишилась почти всего парка этих танков.
Хрупкий панцирь
Не лучшим образом дела сначала обстояли и в панцерваффе. Основу танковых войск Германии до конца 1930-х составлял легкий Pz.pfw.I. Эта машина тоже не отличалась мощной броней лобовая часть прикрывалась листом толщиной всего 13 миллиметров. На вооружении только пара 7,92-миллиметровых пулеметов. Броня Pz.pfw.I относительно эффективно выдерживала винтовочный или пулеметный огонь. Но против бронебойных пуль, не говоря уже о противотанковых орудиях, была бессильна стенки башни и корпуса с легкостью прошивались снарядами.
Немцы начали массово терять эти машины уже во время польской кампании. При оккупации Франции танкистам рейха пришлось еще тяжелее кроме слабой защиты, остро чувствовалась нехватка мощного вооружения. С пулеметами сложно было противостоять даже бронетехнике времен Первой мировой, например тяжелому французскому танку Char 2C. К моменту нападения Германии на СССР в составе панцерваффе оставалось порядка четырехсот Pz.pfw.I. Практически все они были уничтожены или выведены из эксплуатации по техническим причинам до конца 1941-го.
Трехэтажный генерал
Американский М3 и его английский вариант «Грант» один из самых причудливых танков Второй мировой войны. Эта трехэтажная бронемашина скорее напоминает технику начала XX века. Американские инженеры разработали ее в кратчайшие сроки, не обладая большим опытом создания танков. М3 получился слишком высоким а в бою это существенный недостаток.
Танк был крайне неустойчив на пересеченной местности, сильно возвышающийся над землей силуэт служил отличной мишенью для противника. Основное вооружение 75-миллиметровая пушка, расположенная в спонсоне. Ствол двигался по вертикали в пределах всего 30 градусов, по горизонтали — 10 градусов. Для более точной горизонтальной наводки на цель приходилось разворачивать весь танк. В башне повыше размещалось 37-миллиметровое орудие, на третьем ярусе в еще одной небольшой башенке 7,62-миллиметровый пулемет. Пару пулеметов в придачу разместили в передней части. Для управления этим арсеналом и самим танком требовалось семь человек экипажа.
«Ли» неплохо справлялись с немецкой бронетехникой в Северной Африке, однако на Восточном фронте советские танкисты, получавшие М3 по ленд-лизу, отзывались о них не лучшим образом. Дошло до того, что М3 за уязвимость в бою и ограниченные возможности прозвали братской могилой на семерых. Броня танка не выдерживала попаданий из появившихся у немцев мощных противотанковых орудий. Авиационные двигатели, устанавливаемые на первые модификации, были очень капризны и сложны в ремонте, а топливо легко воспламенялось даже при легком обстреле. Танк выгорал изнутри, как спичечный коробок. Производство М3 завершили к концу 1942-го, а на смену ему пришел более совершенный М4.
Итальянский опыт
Итальянская армия к концу 1930-х вооружилась танком М11-39, созданным, как и советский Т-26, на базе все того же устаревшего английского Vicers 6-ton. Инженеры с Апеннин к тому времени еще не разработали вращающуюся башню с погоном, поэтому 37-миллиметровое орудие разместили почти неподвижно прямо в лобовой части корпуса. По вертикали пушка двигалась в пределах лишь 12 градусов, а по горизонтали тридцати.
В июле 1940-го машинами М11/39 вооружили танковую бригаду в Ливии, которую англичане подчистую разгромили уже в декабре в ходе операции «Компас». Танкисты дуче оказались бессильны перед более мощными, хорошо бронированными и вооруженными «Матильдами».
Позже итальянцы выпустили модернизированную версию танка М13-40. Однако и его характеристики оставляли желать лучшего. Машину оснастили 47-миллиметровой пушкой, установленной во вращающейся башне, и спаренным восьмимиллиметровым пулеметом. Большинство этих танков воевали в Северной Африке, но их, как и предыдущие модели, также сотнями жгли английские «Матильды».
Железные самураи
Японским инженерам не сразу удалось достигнуть высоких результатов в танкостроении. В 1935-м на вооружение поступил легкий танк Тип 95 «Ха-Го». Недорогая, простая в эксплуатации и ремонте машина оснащалась 37-миллиметровой пушкой и надежным дизельным двигателем. Однако ее боевые характеристики не дотягивали до конкурентов. Так, бои на реке Халхин-Гол с Красной армией показали все недостатки этой машины. «Ха-Го» не хватало бронирования и мощности орудия в борьбе с советскими БТ-5, обзор изнутри машины был крайне узок, командиру порой приходилось выглядывать из люка прямо на поле боя.
«Ха-Го» массово применялись на Тихоокеанском театре военных действий. Первые танковые сражения японцы еще вели вполне достойно, но с появлением у союзников американских «Шерманов» «Ха-Го» оказался практически бесполезным. Японские танки даже в упор не пробивали броню «американца» и в то же время выходили из строя от одного ответного выстрела из 75-миллиметрового орудия. А иногда «Шерманы» просто таранили «Ха-Го», используя преимущество в массе. «Ха-Го» сражались до самой капитуляции Японии в 1945-м и оставались на вооружении только из-за отсутствия достойной замены.