АРДЕННЫ — ЗИМА 1944- 1945.

АРДЕННЫ - ЗИМА 1944- 1945. БАСТОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОДВИГ АМЕРИКАНСКИХ ДЕСАНТНИКОВ- ОНИ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫСТОЯТЬ, НО И ЗАСТАВИЛИ ВЕРМАХТ ОТСТУПИТЬ. 16 декабря 1944 года немцы начали своё последнее

БАСТОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.
ПОДВИГ АМЕРИКАНСКИХ ДЕСАНТНИКОВ- ОНИ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫСТОЯТЬ, НО И ЗАСТАВИЛИ ВЕРМАХТ ОТСТУПИТЬ.
16 декабря 1944 года немцы начали своё последнее наступление на Западном фронте, ударив через Бельгийские Арденны, держать оборону ключевого города Бастонь пришлось американским десантникам из 101-й дивизии. Окружённые врагом, находящиеся под бесконечными обстрелами, «Клекочущие орлы» из 101-й дивизии выстояли.
Зрелище колонн с техникой и боеприпасами, двигавшихся в начале декабря 1944 года к фронту во Франции и Бельгии, поднимало дух немецких солдат- было ощущение, что вернулся 1940 год.
С немецкой стороны операция называлась «Стража на Рейне» Wacht am Rhein. Это отсылало к известной патриотической песне и долгой истории борьбы с Францией за левобережье среднего течения Рейна.
Целью операции было снова пройти сквозь «непроходимые» Арденны, вырваться к Антверпену и другим портам, прекратить снабжение союзных войск по «короткому пути» и рассечь американские и британские войска. После чего попытаться повторить в Нидерландах события 1940 года и сбросить англичан в море.
Только теперь против вермахта стояли опытные и мобильные американские войска. И немцы были уже совсем не те, что в 40-м.
Когда 16 декабря наступление началось, оно захлебнулось практически сразу же.
Шестая танковая армия, наносившая главный удар, упёрлась в американскую оборону у Сен-Вита, Мальмеди и Эльзенборна. Хотя основное движение войск затормозилось, 5-я танковая армия, наносившая вспомогательный удар на юге, достигла заметных успехов, нащупав слабое место американских позиций в Арденнах.
План оперативно поменяли 5-й армии поручили продвинуться до реки Маас и взять по пути город Бастонь.
Бастонь у северной границы Люксембурга была важнейшим узлом семи дорог в сложной местности. Её обладатель существенно облегчал себе жизнь в смысле переброски войск и снабжения. Без Бастони немецкое наступление было обречено с ней в руках появлялись шансы на победу.
Примерно ту же роль в боях под Москвой в 41-42 годах играла Вязьма. Ради её взятия весной 42 года погибли 33-я армия и тысячи десантников, но если бы они преуспели вся оборона ГА «Центр» могла рухнуть.
Бастонь была не только важным транспортным узлом, но и местом хранения стратегического запаса топлива союзников, насчитывавшего более одиннадцати миллионов литров. Горючее стало бы ценным трофеем, но даже если бы его не удалось захватить, а только уничтожить, это сорвало бы американское наступление, запланированное на весну. Если взять бельгийский городок с ходу, оставался шанс развить наступление дальше Мааса, в сторону Намюра.
До этих событий район Бастони считался у американского командования довольно тихим местом. Он находился между зонами ответственности 1-й армии, продиравшейся через Хюртгенский лес, и 3-ей, ломающей зубы об укрепления линии Зигфрида к югу от Люксембурга. Арденны были местом отдыха для потрёпанных в боях дивизий и учебным полигоном для свежих подразделений, накапливавших опыт в мелких стычках с врагом.
Но для нападения на Бастонь немцы должны были подвести большое количество бронетехники через густые арденнские леса, где почти не было дорог.
Союзники считали подобный манёвр слабо осуществимым, особенно зимой. В смысле, ну кто будет ждать внезапного нападения в Арденнах Кто мог бы предвидеть подобное Конечно, именно это немцы сделали в 1940 году, но они же не станут повторять, верно
Одним из главных секретов немецкого успеха в 1940 году был прорыв там, где никто не ждал в Арденнах. Это сложная местность, покрытая холмами и старинными лесами, в неё же упирались северные объекты линии Мажино. С точки зрения стратегов союзников, это было самое неудобное место для удара на всём Западном фронте. Эту ошибку они умудрились допустить дважды.
Хотя в 44-м союзные штабы просчитали возможность удара немцев на Арденны заранее, он всё равно оказался тяжёлым и опасным. И для его остановки потребовалась не только реализация заранее составленных планов, но и отчаянная драка американских десантников с многократно превосходящими силами нацистов. Тот самый подвиг, которым приходится «затыкать» чужие просчёты.
Так что, когда немецкие танки вошли в Арденны, оборону там держали всего три американские дивизии.
Силы 5-й танковой армии вермахта быстро прорвали позиции американцев и поспешили развить успех. Немцы знали, что до прибытия союзнических подкреплений у них есть всего четыре-пять дней. Американцы не имели возможности остановить немецкое наступление в Арденнах, но могли попытаться хотя бы затупить его остриё, выиграв драгоценное время. Отступая с боями, они задерживали нацистов огнём базук и противотанковых пушек, создавали заторы, подбивая головные танки колонн на узких лесных дорогах.
У Бастони немцев пытались сдержать мобильные группы «отряда майора Десобри» батальонного размера из 10-й танковой дивизии: некоторое количество танков и пехоты.
Генерал-лейтенанту Омару Брэдли, командующему сектором, пообещали мощные подкрепления, но на их прибытие требовалось время. Единственными силами, доступными для немедленной переброски, были 82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии, восполнявшие в Реймсе потери после операции «Маркет-Гарден». 82-ю послали на север, в Сен-Вит, а 101-я «Клекочущие орлы» поспешила в Бастонь. Дивизия была опытной и закалённой в боях, но у неё не было нормального зимнего снаряжения и не хватало тяжёлого вооружения.
противотанкового оружия у десантников почти не было, кроме лёгкого. Поэтому им придали 705-й противотанковый батальон на М18 «Хеллкэт».
Рывок к Бастони и перемещения в ходе боёв в окрестностях города один из редких эпизодов, когда ходовые качества этих ПТ-САУ оказались действительно критически важны для хода сражения.
Дорога на Бастонь была открыта, а погода испортилась. Это было плохо для американцев дождь и туман мешали действиям их авиации. Бастонь начали готовить к обороне. Полевые орудия и самоходные гаубицы M7 разместили полукругом по периметру, а сапёры превратили город в крепость.
Ворваться в Бастонь немцам не дал «отряд Десобри» и прибывший ему на помощь передовой батальон десантников из 101-й вместе с четырьмя «хеллкэтами» 705-го батальона.
Внезапная контратака этой группы под Новиллем уничтожила до 30 единиц бронетехники 2-й ТД вермахта и вызвала замешательство у атакующих.
Немецкие панцеры ворвались на окраину города 19 декабря. Оставшиеся американские танки пошли в контратаку, чтобы снова задержать их. Вечером этого дня в Бастонь наконец прибыли «Клекочущие орлы», но тогда же там появилась и немецкая элитная Учебная танковая дивизия.
Несмотря на название, шедшая за «старшими камерадами» вторым эшелоном Учебная танковая дивизия считалась элитной. Своё название она получила при формировании в январе 44-го из курсантов военных училищ, но к тому времени воевала уже полгода на самых сложных направлениях и снабжалась новейшей техникой в порядке приоритета как одна из лучших. Впрочем, тяжёлые потери в предшествующих сражениях всё равно привели к её разбавлению не слишком опытными солдатами.
На следующий день десантники оказались в самой гуще сражения. Пока немецкие танки и самоходки уничтожали отступавшую американскую бронетехнику на окраине Бастони, 101-я вступила в бой с пехотой.
При поддержке артиллерии «Клекочущим орлам» удалось отбить окраину и несколько соседних деревень, после чего они засели в старом особняке, отстреливая панцергренадеров, которые пытались их выкурить оттуда. Это ещё сильнее задержало немцев, так что завершить окружение Бастони им удалось только 22 декабря. Гитлер приказал взять город любой ценой.
В тот день в штаб генерала Маколиффа, командовавшего запертыми в городе войсками, прибыли два немецких офицера из Учебной танковой дивизии. Они доставили предложение капитуляции. Услышав его, Маколифф расхохотался и крикнул «Nuts!» («Чушь!»). Бастонь, конечно, была окружена, но нацисты уже который день безуспешно пытались прорваться внутрь, а для 101-й воздушно-десантной бой в окружении являлся штатной ситуацией. Не имея более подходящих слов, Маколифф и в письменном ответе указал лишь: «Чушь».
Когда озадаченные немцы спросили, что это значит, американцы объяснили: это значит, катитесь к чёрту любой немец, попытавшийся войти в город, будет убит.
Генерал Маколифф был настолько уверен в превосходстве своих десантников, что когда узнал о предложении капитуляции, то поначалу решил, что немцы собираются сдаваться ему.
Немцам пришлось снова копить силы, им на помощь прибыли панцергренадеры из Италии, новые танки и самоходки. Но погода улучшилась, и американская авиация теперь могла снабжать окружённых.
В день Рождества 101-я окапывалась в лесах к северо-востоку от города. Ковырять промёрзшую землю было тяжело, но окопы были единственным спасением от непрерывного немецкого обстрела. Гренадеры, проникавшие в лес в белых маскхалатах, под прикрытием снега, были встречены огнём винтовок и пулемётов. Наступающие танки отбивали базуками и гаубицами.
Немцы волна за волной бросались на позиции 101-й, и раз за разом десантники отбивали атаку. Вскоре в сторону гитлеровцев полетели специальные снаряды, рассчитанные на взрыв в кронах деревьев наступающих осыпал град щепок и осколков. Рождественское наступление обернулось для немцев катастрофой, они понесли тяжёлые потери в живой силе и технике.
Американцам тоже было очень невесело. Снаряды к артиллерии кончались слишком быстро, и их пытались перебрасывать по воздуху, несмотря на погоду. Кончались и еда, и горючее.
Зимнего обмундирования тоже почти не было, и многие десантники тяжело обморозили ноги. И если бы в Бастонь не успели прорваться противотанковые «хеллкэты» с их 80 км/ч по трассе, то, скорее всего, 101-я не смогла бы удержаться, невзирая на всю отвагу её бойцов.
Осада города продолжалась, но основная угроза миновала. К 26 декабря силы 3-й армии генерала Паттона прорвали окружение, хотя им потребовалось ещё несколько дней, чтобы укрепить коридор, который немцы всё время пытались захлопнуть. Бои продолжались, но даже свежеприбывшие дивизии СС не смогли вновь замкнуть окружение.
К январю немецкое командование, опасаясь полной потери контроля над фронтом, приказало отступать, и стратегическая инициатива перешла к американцам. К тому моменту авиация США снова действовала, а 12 января пришли новости о большом советском наступлении. Последняя рискованная ставка Гитлера на западном фронте оказалась проиграна.
А почему всё же «Клекочущие орлы»
101-я дивизия сформировалась в 1918 году ещё как пехотная, а не десантная. Она считалась наследницей 8-го Висконсинского полка, сражавшегося на стороне северян в годы Гражданской войны.
У этого полка был живой талисман купленный у индейцев белоголовый орлан по имени Старина Эйб, который прошёл с ними всю войну.
При сражениях орёл расправлял крылья и угрожающе клекотал, что считалось добрым знаком, он стал всеобщим любимцем и символом до такой степени, что после войны в Капитолии Висконсина ему выделили два кабинета и создали специальный «орлиный департамент». А полк и его дивизия-преемница сделали изображение головы кричащего орлана своим символом.

АРДЕННЫ - ЗИМА 1944- 1945. БАСТОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОДВИГ АМЕРИКАНСКИХ ДЕСАНТНИКОВ- ОНИ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫСТОЯТЬ, НО И ЗАСТАВИЛИ ВЕРМАХТ ОТСТУПИТЬ. 16 декабря 1944 года немцы начали своё последнее

АРДЕННЫ - ЗИМА 1944- 1945. БАСТОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОДВИГ АМЕРИКАНСКИХ ДЕСАНТНИКОВ- ОНИ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫСТОЯТЬ, НО И ЗАСТАВИЛИ ВЕРМАХТ ОТСТУПИТЬ. 16 декабря 1944 года немцы начали своё последнее

АРДЕННЫ - ЗИМА 1944- 1945. БАСТОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОДВИГ АМЕРИКАНСКИХ ДЕСАНТНИКОВ- ОНИ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫСТОЯТЬ, НО И ЗАСТАВИЛИ ВЕРМАХТ ОТСТУПИТЬ. 16 декабря 1944 года немцы начали своё последнее

АРДЕННЫ - ЗИМА 1944- 1945. БАСТОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОДВИГ АМЕРИКАНСКИХ ДЕСАНТНИКОВ- ОНИ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО ВЫСТОЯТЬ, НО И ЗАСТАВИЛИ ВЕРМАХТ ОТСТУПИТЬ. 16 декабря 1944 года немцы начали своё последнее

.

Предыдущая запись В Египте незаконно копали под храмом бога Птаха.
Следующая запись Волшебство

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *