5 фильмов о депрессии

5 фильмов о депрессии Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили

Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили психолога Марию Падун рассказать о фильмах, герои которых живут в состоянии депрессии, и прокомментировать, насколько они правдивы с точки зрения науки.
1. «Часы» (2002) США, режиссер Стивен Долдри
Фильм рассказывает об одном дне из жизни трех героинь разных эпох. Их судьбы связаны темой явной или замаскированной депрессии. Первая героиня писательница Вирджиния Вульф (Николь Кидман). Роман Вульф «Миссис Дэллоуэй» является связующей нитью, которая проходит через весь фильм. У Вирджинии Вульф была тяжелая депрессия. Писательница показана в двух периодах ее жизни: основной отрезок, когда она в 1920-х пишет роман «Миссис Дэллоуэй» и находится в тяжелом состоянии, и момент самоубийства. Все героини, и Вирджиния Вульф в первую очередь, объединены темой отчужденности от собственной жизни.
В 1950-х американка Лора Браун (Джулианна Мур) читает «Миссис Дэллоуэй». Лора живет в комфортных условиях с довольным жизнью мужем, обеспечивающим семью, и ждет второго ребенка. При этом очевидно, что жизнь ее не затрагивает, а идеальный быт душит.
Третья героиня Кларисса (Мерил Стрип), уже в начале 2000-х годов она весь день готовит вечеринку в честь ее бывшего возлюбленного, Ричарда, сына Лоры Браун. Ричард болен СПИДом и находится в тяжелом психическом состоянии. Кларисса, внешне успешная, активная дама, давно живет со своей возлюбленной и дочерью, но в определенных сценах фильма мы понимаем, что ей абсолютно чуждо все, что она делает. Ричард кончает собой на глазах у Клариссы. Его судьба соединяется с судьбой его матери, которая после рождения второго ребенка покинула семью и бросила Ричарда и его младшую сестру. Она не смогла покончить с собой, хотя ей хотелось этого в определенный момент. Лора Браун убежала из семьи за другой жизнью.
Через фильм проходит тема непроживаемой жизни, того, как это страдание транслируется в поколениях. Человек по каким-то причинам вынужден жить не так, как он для себя выбирает, лишая себя жизненной эмоциональной основы. Это состояние отражает основную психологическую сущность депрессии и сопутствующего ей суицида.
2. «Три цвета: Синий» (1993) США, режиссер Кшиштоф Кесьлёвский
В фильме раскрыта тема депрессии вследствие утраты. Главная героиня (Жюльет Бинош) вместе со своим мужем, известным композитором, и маленькой дочерью попадает в автомобильную катастрофу, в которой муж и дочь погибают. События развиваются в 1990-е годы, и муж должен был написать яркий музыкальный концерт к объединению Европы. Синий цвет, с одной стороны, цвет объединенного Евросоюза, цвет свободы. Вместе с тем это цвет, отражающий состояние героини после потери близких.
Когда она выходит из больницы после аварии, она выбирает единственную приемлемую для нее стратегию тотального уничтожения памяти о том, что произошло, и вообще о прошлом. Она приказывает продать дом, переселяется в чужую новую квартиру. Ее основное требование чтобы в доме рядом не было детей. Если утрата не переживается, человек застревает в ней: непережитые эмоции остаются внутри в виде эмоционального оцепенения в этом суть еще одного психологического механизма формирования депрессивного состояния.
Разные люди пытаются пробиться к героине, чтобы разбудить ее: домработница, молодой человек, ставший свидетелем аварии и желающий вернуть ей крестик мужа; друг мужа, который пытается доделать его дело и закончить незавершенное музыкальное произведение. Они пытаются вернуть ее в это переживание, но она продолжает просто функционировать. Во всем, начиная от бытовых вещей и заканчивая сексуальной жизнью, она эмоционально мертва.
Случайно выясняется, что у погибшего мужа в течение длительного времени была возлюбленная, которая на момент окончания фильма ждет от него ребенка. Это событие неожиданно возвращает героиню к жизни. Идеальный образ погибшего мужа стал уязвим. Она встречается с этой девушкой и предлагает ей жить в доме, в котором они жили раньше. Это включает в героине жизнь и соединяет ее с прошлым, которое она так долго отодвигала. Фильм заканчивается на позитивной ноте, когда музыка и воссоединение с памятью о прошлом растапливают холод избегания.
3. «Меланхолия» (2011) США, режиссер Ларс фон Триер
Далеко не все фильмы о депрессии вызывают у зрителя реальные депрессивные чувства. «Меланхолия» один из них. Фильм состоит из пролога и двух частей, настолько непохожих друг на друга (как и сестры, именами которых они названы), что кажется непонятным, как они сошлись в одном фильме.
Первая часть вполне реалистичный рассказ о первой фазе депрессии. О том, как героиня по имени Жюстин, фактически потерявшая способность проживать жизнь, в которой по инерции пребывает, надевает на себя счастливую маску невесты. В конце концов она не выдерживает и впадает в депрессию. Свадебная церемония в шикарном поместье аристократического вида удачно выбрана авторами для того, чтобы показать участников этой «нежизни»: новоиспеченного мужа, самодовольного босса, гостей, полагающих, что прибыли на настоящий праздник.
Вторая часть напоминает фантастический фильм-катастрофу. На планету Земля неумолимо надвигается другая планета по имени Меланхолия, в конце концов убивающая Землю прямым попаданием. Жюстин не испытывает страха перед катастрофой (катастрофа давно внутри нее), в отличие от ее сестры Клэр, которой есть что терять.
Таким образом, связь между двумя частями фильма это меланхолия. В начале второй части показана настоящая клиническая депрессия, в которой человек живет только в собственной постели, когда нет чувств, сил, желаний. Две темы тема апокалипсиса и тема депрессии сплетены фон Триером воедино, метафорически соединяя физическую смерть и психическую «нежизнь» депрессию.
4. «Нация прозака» (2001) США, режиссер Эрик Сколдберг
«Нация Прозака» фильм, основанный на биографии автора бестселлера «Нация Прозака: молодые и депрессивные в Америке» Элизабет Вурцель. Прозак (в России этот препарат называется флуоксетин) широко используемый антидепрессант. «Нация Прозака» поколение 1980-х, золотая молодежь Америки, несущая бремя собственного интеллекта. Элизабет талантливая ученица Гарварда, лауреат премии «Роллинг Стоун».
Вместе с тем Элизабет явно имеет черты пограничной личности (borderline): ее отношение к себе и эмоциональное самочувствие сильно зависят от людей, с которыми она общается, и от внешней оценки. Это неудивительно в фильме ярко показаны значимые люди из детства Элизабет: эмоционально нестабильная, ожидающая от дочери успехов и достижений (как компенсации собственной несостоятельности) мать и рано ушедший из семьи отец. Элизабет стремится к успешности и совершенству, что сильно ограничивает свободу творчества и самовыражения. В результате героиня доходит до полного физического и психического истощения, пытаясь написать «идеальный» текст.
Находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, Элизабет начинает работать с психотерапевтом. По совету врача она принимает прозак, и напряжение спадает, сглаживаются острые углы. В конечном итоге пережитая депрессия обретает смысл: в конце фильма показано, как Элизабет работает над своей первой книгой «Нация Прозака: молодые и депрессивные в Америке».
5. «Безумная депрессия со Стивеном Фраем» (2006) США, режиссер Росс Уилсон
Стивен Фрай предстает в этом документальном фильме в несвойственном для него амплуа: с одной стороны, он рассказывает историю своего психического расстройства биполярной депрессии; с другой играет роль своего рода журналиста-исследователя, который подробно расспрашивает разных людей об их жизни с биполярным расстройством.
Личная история Стивена Фрая, являющая собой типичный пример жизни человека с биполярным аффективным расстройством (ранее называемым маниакально-депрессивным психозом), показана в фильме достаточно сдержанно, с оттенком легкой печали. Даже о суицидальных мыслях и планах Фрай сообщает как будто между делом, вскользь. Из этого сразу напрашивается вывод, который является, пожалуй, лейтмотивом фильма: переживание биполярного расстройства амбивалентно, и подавляющее большинство людей, встреченных Фраем на пути его исследования, не хотели бы прожить иную жизнь.
Фильм не очень силен и точен с научной точки зрения: в нем явно не хватает научных фактов в отношении причин расстройства и особенностей его лечения, однако, по всей видимости, авторы не ставили перед собой этой цели.

5 фильмов о депрессии Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили

5 фильмов о депрессии Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили

5 фильмов о депрессии Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили

5 фильмов о депрессии Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили

5 фильмов о депрессии Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *