Из пепла Помпей. Как появилась порнография

Из пепла Помпей. Как появилась порнография ...Шёл 18 век. Всё мировое научное сообщество было охвачено ликованием. Волею случая был обнаружен древний, совершенно нетронутый город, почти 17 веков

…Шёл 18 век. Всё мировое научное сообщество было охвачено ликованием. Волею случая был обнаружен древний, совершенно нетронутый город, почти 17 веков пролежавший под слоем вулканического пепла Помпеи. С началом раскопок, жизнь древних римлян, навсегда застывшая в день извержения, стала открываться перед археологами полной таких подробностей, которые доселе не могли быть известны никому, кроме самой погибшей много веков назад цивилизации.
Но когда быт древнего народа предстал перед учёными в почти первозданном виде, их стало охватывать беспокойство. Затем тревога. А в конце концов паника. То, что им приходилось наблюдать своими глазами, для жителя викторианской эпохи было просто немыслимым. В те времена строгость нравов была такова, что эротичной и непристойной считалась голая женская щиколотка. Но на находки невозможно было закрыть глаза, и отрицать их было бессмысленно. Практически каждый дом, как свободного и состоятельного гражданина римской империи, так и простого повара, подмастерья или раба, общественная баня или бордель абсолютно везде, на каждой стене были отчётливо видны прекрасно сохранившиеся изображения эротических сцен, не только традиционных, но и предельно извращённых. Вершиной разврата из числа найденных памятников культуры той эпохи стала мраморная статуэтка божества Пана, совокупляющегося с козой.
Данное открытие повергло научную общественность в шок. Ведь европейские государства считали великую Римскую империю колыбелью своей нынешней цивилизации. Конечно же, следовало как можно скорее оградить общественность от такого развращающего и тлетворного влияния, которое неизбежно, по мнению каждого образованного человека тех лет, оказали бы такие изображения и скульптуры на наименее нравственную, как тогда считалось, часть государства малообразованные слои населения, женщин и детей. Наибольшей угрозой, которую видели в подобных артефактах, считали распространение онанизма, считавшегося чудовищным грехом, ведущим к моральному и физическому упадку человека, болезням, деградации и антисоциальному поведению.
Разумеется, ни одному учёному не пришло бы в голову уничтожить найденные находки. Выход был один надёжно спрятать их, убрать под замок, и допускать к ним лишь избранных, зарекомендовавших себя как наиболее нравственных и достойных людей учёных, которые должны изучать данные находки. Все находки имеющие эротическое или сексуальное содержание были полностью удалены из представления древней культуры, открытого широкой общественности, и заключены в закрытые секции музеев так называемые «тайные кабинеты».
В дальнейшем, по всей Европе была развёрнута целая кампания по борьбе с непристойностью в литературе, живописи и везде, где только могли появиться изображения или тексты «смущающие помыслы людей». Делалось это силами законов и средствами цензуры. Одновременно с этим появился и сам термин «порнография» — ранее имевший совершенно иное значение. Иными словами, до этого просто не существовало слова, описывающего непристойные изображения сексуального характера, так как таковых просто не было. И «тайные кабинеты» стали восприниматься именно как место хранения порнографии прошлого, защищённое от глаз широкой общественности.
Множество археологических находок, произведений искусства, ритуальных или декоративных предметов, принадлежащих самым разным цивилизациям, признанных опасными для общественной морали, были надёжно спрятаны в таких местах и открыты лишь немногим учёным, настоящим ценителям, которым можно было доверить хранение этих «опасных» тайн. В 1865 году museum secretum появился и в Британском музее Лондона. Там хранилась коллекция оригиналов и копий различных эротических находок и произведений искусства, принадлежавшая Джорджу Витту.
Джордж Витт был богатым банкиром, путешественником и ценителем искусства. После тяжёлой болезни он решил пожертвовать музею всю свою коллекцию, накопленную за годы путешествий и поисков. Данная коллекция содержала гравюры, его личные записи, зарисовки и сами экспонаты, как из других музеев, так и из частных коллекций других коллекционеров. Была даже терракотовая копия Пана с козой, показывающая прямую связь с самыми первыми объектами порнографии, похороненными в тайных кабинетах.
Совершенно очевидно, что существовал узкий круг людей, владеющих подобными материалами, собирающих их и обменивающихся ими. Это уже были не только находки античности, коллекции пополнялись находками со всего мира и из разных исторических эпох, вплоть до наскальных рисунков и ритуальных фигурок перуанских индейцев. У последних, например, популярны были статуэтки со сценами секса, не приводящего к зачатию, также сцены онанизма и сцен как с людьми, так и с животными и скелетами людей.
Доподлинно неизвестно какой смысл имели данные предметы, многие современные учёные считают, что они были религиозно-мистического, ритуального назначения и уж точно не могли квалифицироваться как порнография в её современном понимании и понимании викторианской эпохи.
19 век был эпохой научного прогресса. Растущие объёмы всевозможных данных о древних цивилизациях, природе, людях и всём, что только могло быть изучено, требовали распределить знания на группы, дать каждому понятию определение, а каждому реальному предмету или явлению название. Необходимо было как-то осмыслить всё, что было изучено ранее, создать общее представление обо всём. Это было неизбежно для каждого, кто занимался наукой или изучением чего-либо. И для хранителей тайных кабинетов, в том числе.
И здесь возникла дилемма. Мало дать явлению название, надо также сделать так, чтобы все, кто работает в данной области, понимали, что понимается под новым термином. Это требовало опубликовать результаты исследования всего, что было скрыто от общественных глаз, однако сделать это было невозможно в силу законов, запрещающих порнографические изображения в печати. Решение было найдено в следующем удалить из всех материалов то, что делает их недопустимыми для публикации и опубликовать. Так, на всех гравюрах с античных статуй, картин, фресок, что были помещены в книги, доступные всем без ограничений, были удалены или показаны весьма схематично гениталии, для случаев, когда в оригинале их роль в композиции была большой, её искусственно приуменьшали.
Хорошим примером может стать изображение Великана из Серн-Аббаса в Англии.
Огромная фигура на склоне холма, оставшаяся, предположительно, от древних римлян, в 19 веке лишилась своей главной анатомической подробности, и хотя позднее её первозданный вид восстановили, эта символическая кастрация многое говорит о том, как в ту эпоху воспринимали подобные вещи.
Таким образом, людям чётко дали понять, что существует ряд запретных знаний и идей, причём причиной запрета является именно эротический аспект данных идей, и эти аспекты надлежит исключить из общественной жизни, в то время как сами по себе явления вроде бы всё-таки допустимы к обсуждению, хотя бы с целью борьбы с непристойностью. Иными словами, это означало всегда знать о существовании запретного рядом, однако всячески этого избегать.
К причинам для подавления «непристойных» мыслей посредством подобной цензуры помимо религиозной морали также добавлялись и классовые интересы буржуазии. Для них было крайне важно держать рабочий класс под контролем и на рабочих местах, чему, как считалось, могут помешать стимулы, взывающие к «звериной» части человека, которая, по мнению буржуазии, была определяющей для поведения низших слоёв общества. Таким образом, порнография стала уже не только чем то, противоречащим общественной морали, и закону, но и тем, что выступает участником в классовой борьбе.
И этот момент, когда совокупность материалов и идей эротического и околоэротического содержания стала социально подавляемой со стороны государства и господствующих классов стороной знания, но при этом публикуемая в свободном доступе с явным акцентом на то, что именно делает эти изображения непристойными в глазах общества (акцент заключался в отсутствии тех самых деталей на изображениях), именно в этот самый момент родилась порнография, в том виде, в каком она будет существовать до наших дней.
Что же произошло Давайте посмотрим.
Всё началось в тот день, когда культура викторианской эпохи, полная запретов и табу, столкнулась с культурой давно мёртвой римской цивилизации. Увидев быт древних римлян, викторианцы заключили, что множественные изображения сексуальных сцен говорят о том, что в Риме процветал онанизм, оргии, извращения и прочие самые страшные грехи.
Но на самом деле, эротические изображения были лишь предметами эстетики, демонстрирующие радости жизни людей той эпохи, которые были социально одобряемы и не составляли из себя никакого табу, а были абсолютно естественны и не скрываемы, что было немыслимо для людей с глубоко и болезненно развитой христианской моралью. А что касается изображений, демонстрирующих разные извращения вроде скотоложства, в случае многострадального Пана с козой, то эти сюжеты были не более чем юмором, шуткой, комическими произведениями искусства. Ничто из этого вовсе не предполагало возбуждение при виде таких картин и статуй, чего так панически боялись увидеть викторианцы в своём обществе.
Разница между римлянами и викторианцами состояла в том, что римляне не боялись картинок, не боялись что картинки дурно на кого-то повлияют, не боялись собственных эмоций и мыслей, вопрос морали для них был вопросом самоконтроля, а не вопросом запрета и табу. А для глубоко религиозных людей, у которых сами мысли могли нести «грех», страх перед выцветшими фресками и статуями был так велик, что они вынуждены были запереть это всё от людских глаз и законодательно запретить.
Постепенно, пока коллекции запрещённого пополнялись находками со всего мира, росла совокупность всего недозволенного. И это привело к тому, что огромный массив идей и явлений, многие из которых не имели цели возбуждать эротические желания у наблюдателей изначально, стали таковыми. Пан с козой Да никому в Риме и в голову бы не пришло воплощать то, что было показано на этой статуэтке, она лишь вызвала бы у него приступ хохота. Статуэтки индейцев из Перу демонстрировали ритуальные магические действия или вообще имели символический смысл, и также никакого возбуждения от собственного созерцания не предполагали. Великан из Серн Аббаса — да у кого вообще этот прообраз кругов на полях от НЛО может вызвать какую-то реакцию, кроме улыбки Ни у кого. Кроме тех, кто постоянно навязчиво стремится не думать о чём-то запретном.
Таким образом, в культуре той эпохи, и всех последующих, огромное количество факторов и феноменов, совершенно не являющихся частью недопустимого сексуального поведения, или вообще какого бы то ни было сексуального поведения, стало прочно связано с таковым, а последнее из-за особенностей этих феноменов стало ассоциироваться с непристойностью и развратом. Порнографию, именно в её извращённом смысле, а также в смысле антикультуры, контркультуры, не создали и не открыли. Её просто ПРИДУМАЛИ. Придумали из собственного страха перед собой же. Ни её, ни её предпосылок просто не существовало, её придумали на пустом месте.
В тайных кабинетах похоронили, как казалось, лишь только эротику. Но вырвалось из них нечто принципиально новое. Когда В тот момент, когда появились частные коллекции содержимого тайных кабинетов. В этот момент, когда набор разрозненных объектов эротического и околоэротического содержания, стал пониматься как нечто целостное, объединённое единым свойством, не присущим ему изначально, но созданным благодаря внешнему запрету.
Взять для примера скажем сцены борьбы. Во-первых, никому не придёт в голову, что человеку, увидевшему картинку с дерущимися людьми, захочется с кем-то подраться, избить кого то вдвоём, наносить удары самому себе и т. д. А во-вторых, нет даже одного специального слова, обозначавшего все различные виды борьбы и сражений вместе, как единый культурный феномен. Здесь все почему-то понимают, что каратэ это одно, самбо это другое, фехтование третье, а снайперская дуэль четвёртое, и это совершенно не связанные между собой явления.
А позднее, когда все эти материалы в «обезвреженном», как показалось хранителям «тайных кабинетов», виде стали достоянием общественности, поначалу не всей, в виду стоимости книг и брошюр, но, тем не менее, формирование этого явления было завершено.
Суть порнографии заключается в том, что любая борьба с ней делает её сильнее, а любые попытки изолировать идеи, имеющие в себе долю недозволенного эротизма, ведут к эволюции порнографии. Её наполнение через какое то время отходит от эротизма, и составляет из себя уже ещё и просто нарушение запретов, какими бы они ни были и в чём бы ни заключались. И спустя некоторое время, это будет доказано трудами Маркиза де Сада, продемонстрировавшего истинную природу этого явления собирать и аккумулировать всё запретное, шокирующее и недопустимое. Боль, страх, насилие, истязание, повреждение, унижение, участие детей всё это в полном составе вошло в данный культурный феномен.
Онанизм же, которого так боялись набожные викторианцы, следует за порнографией неизбежно, поскольку также является запретным, как минимум, социально. Это приводит к тому, что у каждого человека появляется свой собственный «тайный кабинет» — реальный или мысленный место сокрытия недопустимого.
В этом, на мой взгляд, и состоит разница между порнографией и эротикой. Эротика это не более чем эротика. А порнография это эротика, взявшая в полной мере все те свойства, что даёт ей её запрет и страх перед мыслями о ней. И условие её существования наличие подобного запрета на эротизм и страха перед его влиянием на общество.
Наше время. Статуэтка Пана по-прежнему находится в «тайном кабинете» музея археологии в Неаполе, коллекция Джорджа Витта в закрытой секции Британского музея в Лондоне, вход в которую разрешён лишь по предварительному письменному заявлению. В открытую экспозицию музеев они так и не попали
Похоже, мы все, несмотря на сильное падение религиозности и рост образованности, всё ещё гораздо в большей степени остаёмся похожи на людей викторианской эпохи, чем на жителей древнего Рима

Из пепла Помпей. Как появилась порнография ...Шёл 18 век. Всё мировое научное сообщество было охвачено ликованием. Волею случая был обнаружен древний, совершенно нетронутый город, почти 17 веков

Из пепла Помпей. Как появилась порнография ...Шёл 18 век. Всё мировое научное сообщество было охвачено ликованием. Волею случая был обнаружен древний, совершенно нетронутый город, почти 17 веков

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *