Средневековые диалоги о животных

Средневековые диалоги о животных Средневековые авторы «одухотворяли» представителей фауны, но приписывали им не самые лучшие качества. Боязнь братьев наших меньших Бог сотворил человека и

Средневековые авторы «одухотворяли» представителей фауны, но приписывали им не самые лучшие качества.
Боязнь братьев наших меньших
Бог сотворил человека и окружающую его природу. Божья милость распространялась на всех его созданий. Роду людскому изначально полагалось жить с животными в гармонии и согласии. Библейская традиция знала историю о грехопадении одного из представителей фауны, который подтолкнул человека поддаться искушению. Змей стал символом зла. Позднее, благодаря стараниям средневековых мыслителей, эту негативную роль стали играть и другие опасные хищники. Яркий пример волк. Апостол Павел считал, что животные, безусловно, божьи твари, но они бездушны. Бог наделил человека властью над животным миром: для службы роду людскому зверям достаточно и чувств с инстинктами. Об этом свидетельствует деятельность св. Франциска Ассизского, который поучал волка, наводивший ужас и страх на жителей города Губбио.
Средневековые авторы часто занимались «одухотворением» представителей фауны, но приписывали им как правило не самые лучшие качества. Эта была форма сатиры и юмора, в которой трудяги пера и пергамена иллюстрировали не столько пороки общества, а уничижительное отношение к животным. Мы можем наблюдать подобное и по сей день, когда в словесной перепалке используем ругательства или клички, основанные на названиях зверей. Средневековье видело петухов самодовольными, гусей глупыми, свиней грязными и прожорливыми, козлов и баранов упёртыми и похотливыми, волков и кошек злыми и коварными.
ФОТО 1. Иисус едет на осле.
Особое место в этой «бранной» плеяде занимает осёл. Он, конечно, хоть и возил Христа и в Египет, и в Иерусалим, а также был важным помощником в хозяйстве крестьянина, но ему не удалось избежать неприятных характеристик. Уродливый и крикливый, тупой и ленивый, прожорливый и упрямый таким рисовали образ осла в литературе. Да и в общественной жизни Средневековья он не был в почёте: на осле возили голых любовников или прелюбодеев. У ландскнехтов существовало особое наказание трусов и отступников сажали на деревянную фигуру осла и прогоняли через строй палок.
Конечно, основой всего был страх людей перед миром зверей. Он не был необоснованным: в быту случались столкновения с дикими зверями, когда те нападали на стада, очищали сараи и амбары, портили урожай. Рептилии и насекомые кусались, грызуны переносили инфекции, да и домашние животные вели себя не всегда смирно.
Главной «страшилкой» средневековой фауны был волк. Коварство и хитрость, смелость и прозорливость сочетались в фигуре этого санитара леса. Его жертвами могли стать не только травоядные, но и люди, которые блуждали по лесам, охраняли стада и сбивались с дорог. Вплоть до XVIII века во французских землях существовало большое количество актов и законов, которые одобряли истребление волков.
Страх присутствовал всегда, но откровенное непонимание и отвращение у людей той эпохи вызывали насекомые, рептилии и рыбы. Человек, как известно, млекопитающее и он может найти сходства в физиологических процессах у животных. Все эпидемии и болезни до начала прогрессивного развития науки связывали с укусами ползучих гадов и беспозвоночных.
Поклонение или любопытство
Средневековая Европа в разные века была полем мультикультурных столкновений. Нельзя отрицать влияние античности, германских и кельтских традиций, а также роли Великого переселения народов в этом процессе. Иранские и тюркские племена в V-VII вв. также внесли свою лепту. Христианство столкнулось с мощным пластом верований, в которых роль фауны и флоры была сакральной. Тотемные животные гермацев или кельтов были связаны с волевыми качествами, которые пригодились бы в охоте. Кто отказался бы от силы медведя, неистовства вепря и хитрости волка Зооморфные практики были просто необходимы для распространения вероучения: орёл, бык, рыба и лев фигурировали в апостольских и божественных символах.
ФОТО 2. Лев.
Любопытство людского рода к животному миру не всегда находило такой отклик. Зачастую это было похоже на простое восхищение красотой и изяществом отдельных существ. Отсюда и изображения на барельефах и украшениях из драгоценных металлов в виде фигур животных и т. д.
Были звери, о которых простые люди могли знать только по рассказам. А у рассказчиков было огромное поле для деятельности: животным приписывались невероятные свойства и внешние характеристики. Слоны в представлении людей несведущих слыли верными и мудрыми, верблюды были выносливы и верны, а львы великодушны и благородны. И, конечно же, единорог чистый и сдержанный, но его никто и никогда не видел. Человек в данном случае видел в живом существе определённый символ.
Но если говорить о практичности и привязанности, то тут на ум приходят два млекопитающих собака и лошадь. Их функции и сакральное значение вполне понятно: это надежные товарищи, которые помогают человеку в быту. Верные и послушные, надежные и смелые.
Как же их понять
Такие великие мыслители эпохи, как Исидор Севильский, Брунетто Латини и Хильдегарда Бингенская полагали, что животные делятся на две категории: опасные и те, которые служат. Примерно к XIV веку к фауне стали относиться более внимательно, но это было связано с культурными трансформациями. Маститые герцоги и князья увидели в содержании зверинцев способ развлечения гостей.
Простой народ наблюдал за ними и подмечал интересные особенности. Как ведёт себя лошадь, какой корм лучше для работоспособности быка, какой породы собака лучше подходит для охраны стада об этом знали жители обычной деревеньки. Люди не смогли принять и познать повадки только одного зверя кошки.
Более понятным языком в XII-XIII вв. о животных говорили энциклопедисты своими «бестиариями», которые были доступны всем грамотным людям.
Правда, оставались заблуждения и незаполненные знаниями лакуны в отношении фауны. К примеру, люди долгое время полагали, что собака не уживается с кошкой, так как они олицетворяют мужчину и женщину, что лосось это самец форели, пчелы начинают трудиться на рассвете, а медведь добрый и милый, потому что ест мёд. Экзотические звери вызывали у европейских путешественников удивление и их рассказы создавали мифические образы драконов, единорогов, сирен, вервольфов.
ФОТО 3. Суд над свиньёй.
Но тем не менее, существовали практики, которые подтверждали неоднозначное отношение к животному миру. Средневековье знало настоящие судебные процессы над животными: с арестами, обвинениями и защитой, приговорами и казнями через повешение. Мышей судили за съеденные запасы, барсуков за разорение виноградников, свиней за убийства людей. Знаменитый случай в Нормандии с «фалезской свиньёй»: в 1386 году в городе Фалез изуродованную свинью, одетую в человеческие одеяния, тащили по городу и в конце концов повесили за то, что она съела маленького ребёнка. Известны были процессы над майскими жуками и саранчой, причём в судебных протоколах сохранились записи о признании подсудимыми вины.

Средневековые диалоги о животных Средневековые авторы «одухотворяли» представителей фауны, но приписывали им не самые лучшие качества. Боязнь братьев наших меньших Бог сотворил человека и

Средневековые диалоги о животных Средневековые авторы «одухотворяли» представителей фауны, но приписывали им не самые лучшие качества. Боязнь братьев наших меньших Бог сотворил человека и

Средневековые диалоги о животных Средневековые авторы «одухотворяли» представителей фауны, но приписывали им не самые лучшие качества. Боязнь братьев наших меньших Бог сотворил человека и

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *