ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес!
Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу, понес нас по степным дорогам. Путь наш лежал в охраняемые государством «Черные земли» заповедник в Прикаспийской низменности. Откуда это название Потому что так называется вся местность, простирающаяся на юге и юго-востоке республики Калмыкия вплоть до Астраханской области, Ставропольского края и Дагестана. А почему земли черные Потому что из-за сильных ветров зимой в этих местах почти не образуется устойчивого снежного покрова, и если посмотреть на степь с высоты птичьего полета, то станет понятно, что общий тон почв здесь темный. Плюс к тому черная полынь, в изобилии произрастающая в степи. Вот я и думала, собираясь в Калмыкию: «Поздняя осень. Цветы все давно отцвели. Птицы улетели. Ну что там можно сейчас увидеть Может, не ехать». И нисколько не пожалела о том, что поехала: за три дня Калмыкия открыла мне свои чудеса.
Чудо первое: пустыня в степи
Мы ехали по степи, и вдруг море трав расступилось и открыло перед нами довольно большую кучу песка тонкого, жёлтого, чистого. Эта живописная «песочница» называется Поющим барханом, потому что в сухую погоду, говорят, пески здесь словно поют. Мы, правда, ничего такого не услышали, но ветер там хлестал приличный. Кстати, эта мини-пустыня свидетельствует о том, что когда-то здесь было дно древнего моря, объединявшего нынешние Черное, Каспийское и Азовское моря.
Туристам бархан нравится: еще бы, 150 километров от Элисты, и ты в пустыне экзотика!
Но на самом деле, пески свидетельство серьезной проблемы, с которой сталкивается Калмыкия. И случилась она не в одночасье: еще пять тысяч лет назад племена скотоводов начали занимать этот степной район. Кочевники слишком активно выпасали лошадей и овец, почвы не успевали восстанавливаться, и началось их засоление, а затем и опустынивание. В середине XX века в Калмыцкой АССР начали развиваться колхозы: резко выросло поголовье скота животных пригоняли сюда на зимовку со всего Северного Кавказа и даже из Грузии. Все это привело к перевыпасу и быстрой деградации земель. В 1980-е годы ученые забили тревогу: на площади более трехсот тысяч гектаров начала стремительно расползаться пустыня, угрожающая поглотить треть пастбищ республики и населенные пункты. Черные земли объявили зоной экологического бедствия. Для восстановления экосистем и был создан заповедник «Черные земли».
Чудо второе: огненная вода
А вы когда-нибудь пили огненную воду Не «Столичную», конечно, а природную Мы рискнули и попробовали. Весь световой день мы ездили по степи, а когда совсем стемнело, поехали к необычному источнику. Он находится в Меклетинском заказнике и напоминает маленький вулкан: вода бьет волнами прямо из-под земли, через скважину.
Этот источник удивляет не только целебной водой, по вкусу напоминающей Ессентуки-17, но и эффектным фокусом, который можно с ним проделать: если поднести спичку, вода воспламеняется. Она имеет уникальный химический состав, а горение происходит из-за высокого содержания метана. На вкус вода солоноватая, и это очень нравится сайгакам, которые приходят сюда на водопой, чтобы восполнить содержание соли в организме. Для них здесь и сооружен этот артезиан. Впрочем, лучше смотрите сами.
Чудо третье: розовые озера
Я никак не думала, что в это время года, в октябре, увижу в степи какие-то цвета, кроме жёлтого и коричневого. А тут на тебе розовый! Мы подъехали к берегу ничем не примечательного с виду озерка в заказнике Меклетинский. Кругом кусты полыни и перекати-поля. К воде не подойти черный ил затягивает по щиколотку. Но сотрудники заповедника «Черные земли» знали, куда привезти нас, ведь им был знаком секрет этого озера. Для его разгадки мы подняли в воздух квадрокоптер. И увидели сверху, что озеро переливается удивительными пастельными красками будто кто-то рисует картины эбру на воде.
Необычный розовый цвет озеру придают рачки артемии, обитающие в солёной воде. Потому что сами они розовые или красноватые. Как правило, кроме них ни одно другое животное не может выдержать столь высокую, до 300 промилле, концентрацию соли. В зависимости от угла падения солнечных лучей, ракурса, с которого смотришь на озеро, и времени суток, оттенки розового цвета меняются.
Чудо четвертое: степь
Чего не хватает нам, жителям больших городов Не столько самой дикой природы, сколько горизонта. Того бесконечного простора, свободы для глаз, бескрайнего небосвода, словно предназначенного для того, чтобы невидимый художник мог рисовать на нем все новые, неповторимые полотна из света и цвета, из облаков и лучей. За этим горизонтом я охочусь прежде всего, оказавшись на природе. Эту свободу для глаз и сердца я нашла и в степях Калмыкии этой осенью.
В середине осени цвет у степи преимущественно бурый. Тем эффектнее выглядят посреди этого однотонного фона пурпурные куртинки солероса травы, растущей на засоленных почвах. Считается, что солерос, или солянка, самое выносливое к соли растение.
Степи Калмыкии до сих пор хранят в своих недрах предметы далекого прошлого. Там, где травы уступили место песку, мы легко, можно сказать, гуляючи, нашли остатки древних глиняных черепков и кремниевых орудий труда и наконечников стрел! По этой земле прошли орды древних монголов и гуннов, на ней хазары строили свои города. Для многих народов степь была родным домом.
Чудо пятое: верблюды
Мы мчались на УАЗиках к границам заповедника «Черные земли», как вдруг увидели посреди степных трав большой бурый холм. Да это же верблюды! Жители Москвы, вырвавшиеся на природу, мы жаждали встретить сайгаков и торопились до наступления сумерек к смотровой вышке, с которой надеялись увидеть этих животных. Но все равно не выдержали, остановились, вывалились гурьбой из машин. Верблюдов в заповедник, конечно, не пускают: они пасутся за его границами на вольном выпасе весь год. Так что не удивительно, что у этих двугорбых созданий такой холеный вид.
Как раз накануне нашей поездки я узнала, что верблюдов, оказывается, используют не только в хозяйстве, но и в армии. И не только в арабских странах: боевые верблюды были даже в российской истории. Осенью 1942 года в 28-ю резервную армию, базирующуюся в Астрахани, пришел необычный приказ: солдатам поручили отлавливать в степях верблюдов и забирать в войска в качестве тягловой силы. Большинство животных привезли из казахских, калмыцких и туркменских степей. Так появились верблюды-артиллеристы. Самые известные из них Машка и Мишка перевозили 76-миллиметровую пушку в составе 902-го стрелкового полка, который был сформирован в Астраханской области. В бою под Ростовом фашисты уничтожили 90% верблюжьего подразделения. А Машка и Мишка не только выжили, но и прошли Сталинградскую битву и дошли до Берлина почти 3000 километров! Пушка, которую они везли, в числе первых выстрелила по Рейхстагу. В 2010 году в Ахтубинске в честь этой парочки и их командира Григория Нестерова установили памятник «Мы победили».
Чудо шестое (главное!): сайгаки
В Калмыкию мы ехали в надежде увидеть сайгаков. Судя по тому, что не все отчетливо представляют себе эту антилопу, советую посмотреть любое фото из интернета. Потому что хорошую картинку я вам не покажу в этой поездке сайгаков мы видели ну ооочень издалека. А все дело в том, что сейчас, осенью, сайгаки не так нуждаются в воде, как жарким и сухим летом. И именно летом, в августе, эти носатые создания приходят на водопои. Вот там-то и можно понаблюдать за ними, причем совсем близко. Но только в заповедных местах, по разрешению и в сопровождении сотрудников особо охраняемых природных территорий.
В октябре огромные стада сайгаков, из нескольких сотен голов, перемещаются по степям Калмыкии, кормятся, набираются сил перед ответственным периодом гона, и увидеть их вблизи нереально. Гон проходит в ноябре, и самцы бьются за самок, но тоже не подпускают близко. В нашей поездке мы наблюдали сайгаков в бинокли и подзорную трубу с вышки.
Но мне повезло чуть больше: несмотря на душевный вечер в кругу друзей, с песнями, я все же нашла в себе силы подняться с первыми лучами солнца, вместе с госинспектором заповедника «Черные земли» Юрием Бабичевым вскочить в «буханку» и пуститься по утренней степной прохладе на поиски сайгаков. И они появились: 10 раз, ровно 10 раз мы видели большие группы этих быстроногих созданий, пролетавших по степи со скоростью гоночного автомобиля. А один раз стадо пересекло степную дорогу впереди нашей машины, метрах в двухстах. В это время из плотных туч на мгновение блеснуло солнце, и вот получились такие кадры. На них видно, как высоко подскакивают сайгаки, видны самцы-рогачи и самки.
Для сохранения этой редкой антилопы и был создан заповедник «Черные земли», вот уже почти 30 лет назад. Сайгаки сегодня живут в Казахстане и у нас в России в степях на Нижней Волге. Еще в начале 90-х их ареал был очень обширным, охватывая Калмыкию и Астраханскую область, а в период миграции огромные стада сайгаков заходили в Ростовскую область и Дагестан. Но начиная с 90-х годов численность популяции упала катастрофически, до 3,54 тысяч особей. Виной тому массовое браконьерство. Сайгаков истребляли и ради мяса, и ради рогов, из которых в Китае делают якобы чудодейственные лекарства. И теперь задача заповедника и соседствующих с ним заказников возродить этот редкий вид.
Чудо седьмое: озеро Маныч
Наше знакомство с заповедником «Черные земли» завершилось на берегах соленого озера Маныч-Гудило. Само слово «Маныч» татарское, обозначает «соленый» или «горький». А «Гудило» связано с ветрами, которые проносятся над озером: в особо ветреные дни над водой слышен гул.
Мы подошли к берегу, к самому краю, и вдруг в глаза будто кто-то плеснул из ведра с краской. В лучах закатного солнца песчаный берег играл всеми оттенками охры, а красные кустики солероса поделились своим цветом с небом. У меня был и дрон, и Кэнон, и смартфон. И я очень торопилась поймать эту красоту на все три гаджета, пока солнце не село и краски не погасли. Кстати, сотрудники заповедника «Черные земли» потом говорили, что после публикации этих фотографий им стали звонить люди и проситься приехать в заповедник, чтобы увидеть такую красоту.
Маныч рай для любителей птиц. Осенью на озере останавливаются отдохнуть многочисленные птицы, летящие на зимовку. Кого здесь только нет утки всех мастей, гуси, лебеди, кулики, чайки, крачки… Вот-вот должен был появиться из Сибири эндемик нашей фауны краснозобая казарка. Мы немного поглядели в бинокль за пернатыми путешественниками, подышали запахом воды и свободы, я полетала на дроне. Хотелось бы сюда вернуться по весне, засесть в скрадок и пофоткать птичек, переночевать в палатке, с костром, под хор лягушек.
Во время нашей поездки в Калмыкию по всему миру проходил флешмоб Tetris Challenge: полицейские, пожарные, спасатели, сотрудники аварийных служб раскладывали свой инвентарь как элементы «Тетриса» и дополняли композиции своими телами. Мы подбили на это дело и наших коллег из заповедника «Черные земли».
Чудо восьмое: монгольская раса и буддистская вера
Как я убедилась, не все россияне хорошо представляют себе карту нашей страны и место Калмыкии на ней. И, возможно, кто-то удивится, что Калмыкия это не Азия. Это Европа. Несмотря на азиатский тип внешности калмыков. Так вот, Калмыкия уникальна тем, что здесь живет единственный в Европе народ монгольской расы и буддистской веры, почти четыре столетия назад пришедший сюда из Азии.
В столице республики, Элисте, мы побывали в храме со впечатляющим названием Золотая обитель Будды Шакьямуни. Храм выдающийся, как и сама Калмыкия: он самый крупный из всех буддистских храмов Европы. Стоит на горе, хорошо виден издалека, возвышаясь над невысокими зданиями города. Можно сказать, что Элиста это наш, российский и даже европейский Катманду.
Вокруг храма разбит сад роз. О, что это за розы крупные, душистые, всевозможных цветов! Ходишь среди них и думаешь о своей жизни, слушаешь, как где-то тихо позвякивают колокольчики. А в беседках сидят буддийские святые не живые, конечно, а золоченые изваяния. Нужно обойти вокруг храма непременно по часовой стрелке, загадать желание и обязательно покрутить барабаны «кюрде» с молитвами, чтобы все хорошее сбылось.
Заходили мы и внутрь храма, немного послушали службу. Было воскресенье, внутри полно народу. Я пристроилась на краешке скамейки рядом с молящимися. Слушала, как монахи, сидящие в центре, вторят мантрам, доносящимся из динамиков, и рассматривала убранство храма красиво! В центре зала сидит золотая статуя Будды Шакьямуни.
Интересно, что главного скульптора статуи зовут просто и по-русски Владимир Васькин. Заслуженный художник РФ, между прочим! Кстати, Золотая обитель постройка современная, 2005 года.
В Калмыкии живут буддисты, отсюда и буддийская символика молитвенные флажки Лунгта.
Цвета флажков символизируют пять элементов мироздания: красный огонь, синий воду, желтый землю, зеленый дерево, белый железо (а иногда воздух и ветер). Всюду, где нам встречались лунгты, мое внимание привлекало изображение коня. Сначала я думала, что это, наверное, Будда скачет на крылатом скакуне, но потом узнала, что это, оказывается, символ ветра, конь Лунгта (отсюда и название флажков). Он несет на своей спине кристалл, исполняющий желания, и символизирует удачу и процветание.
Чтобы Лунгта отнес все человеческие мольбы на небеса, нужно много ветра. Потому-то во всех буддистских странах гирлянды молитвенных флагов развешивают на вершинах гор и продуваемых всеми ветрами перевалах. А в Калмыкии конечно, в степи. От столь яростного трепания ветром и постоянных солнечных лучей флажки постепенно приходят в негодность и тогда их меняют. Обычно это происходит на тибетский новый год.
До свидания!
Вот ведь как бывает: поедешь куда-нибудь на три дня, а впечатлений насобираешь на годы. Так со мной произошло и в Калмыкии вольном, притягательном краю. У калмыков и монголов есть героический эпос «Джангар». В нем повествуется о стране счастья и благоденствия Бумбин Орн и подвигах ее богатырей во главе с ханом Джангаром. Побывав однажды в Калмыкии, хочется возвращаться сюда вновь и вновь. И пожелать республике, ее людям и природе, счастья и благоденствия.
Юлия Калиничева

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

ВОСЕМЬ ЧУДЕС БУМБИН ОЙР Что можно увидеть в Калмыкии за три дня Как минимум 8 чудес! Заповедный УАЗик-«буханка» резво выскочил за пределы Элисты и, словно необузданный конь, почуявший свободу,

.

Предыдущая запись Художник Damian Lechoszest
Следующая запись Императорская корона Священной Римской Империи

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *