Самый мощный в мире линкор

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».
К началу XIX века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории. В течение следующего столетия промышленная революция полностью преобразовала флот. От дерева, парусины и примитивных орудий в броню, скорость и огневую мощь. В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».
Что такое «Дредноут»
Появление в 1906 году английского линкора «Дредноут» изменило расклад сил на море. Одно это судно превосходило по мощности целую эскадру так называемых «додредноутов» (например, броненосцев). На нём было установлено десять 305-мм пушек для централизованного огня, а также несколько 76-мм противоминных пушек. Но крупнокалиберное оружие было основным. Инновационны здесь две вещи: основное оружие только крупного калибра (принцип «all big guns» закрепился окончательно), огонь вёлся централизованно. На предшествовавших «Дредноуту» кораблях было множество орудий разного калибра и каждое орудие вело огонь самостоятельно.
ФОТО 1. Родоначальник класса линкоров.
Столь же эпохальным, как и его вооружение, было также использование на столь крупном корабле паротурбинной силовой установки, что впервые в истории позволило «Дредноуту» идти полным ходом в течение многих часов подряд. Для кораблей с паровыми машинами пределом считались 8 часов постоянного полного хода, и при этом их машинное отделение «превращалось в болото» из-за распыляемой для охлаждения воды и было наполнено невыносимым шумом у паротурбоходов же даже на полном ходу «все машинное отделение было настолько чистым и сухим, как будто корабль стоял на якоре, и не слышно было даже слабого жужжания».
Каждый «Дредноут» стоил примерно вдвое больше, чем эскадренный броненосец предшествовавшего ему типа, но при этом имел над ним принципиальное превосходство по тактическим качествам скорости, защите, эффективности стрельбы и способности к концентрации огня артиллерии. В России эти новые корабли назвали «линкорами», так как единственно эффективным строем эскадры при ведении залпового огня был строй линии. Старые эскадренные броненосцы также были включены в этот класс, однако после появления «Дредноута» в любом случае могли считаться не более, чем второсортными кораблями.
ФОТО 2. «Орион» в 1921 или 1922 году.
Между тем уже через пять лет и «Дредноут», и его многочисленные последователи оказались устаревшими им на смену пришли «сверхдредноуты» с их 13,5 (343 мм) артиллерией главного калибра, впоследствии увеличенной до 15 (381 мм) и даже 16 (406 мм). Первыми сверхдредноутами принято считать британские линкоры типа «Орион», также имевшие усиленное бронирование борта. За пять лет между «Дредноутом» и «Орионом» водоизмещение увеличилось на 25%, а вес бортового залпа удвоился.
ФОТО 3. Линкор «Айрон Дюк».
Гонка вооружений
Столь привычное словосочетание в разрезе отношений между США и Россией можно также и отнести к тому, что происходило во флотах Германии и Англии в начале XX века. На появление «Дредноута» необходимо было ответить. Вслед за Англией спешно приступила к строительству дредноутов Германия. До этого английский флот по количеству линейных кораблей вдвое превосходил германский (39 против 19).
ФОТО 4. Линкор «Нассау».
Теперь же Германия могла соперничать с Англией в темпах строительства флота почти на равных условиях. После принятия в 1900 г. Германией «Закона о флоте» Англия, придерживавшаяся ранее правила «иметь численность флота, равную сумме флотов двух следующих за ней морских держав», и крайне обеспокоенная ростом германского флота, сделала ряд попыток заключить с Германией соглашение, которое предусматривало бы соотношение английского и германского линейных флотов в пределах 3:2. Переговоры между Англией и Германией по поводу ослабления гонки морских вооружений, тянувшиеся несколько лет, закончились безрезультатно. Тогда Англия объявила, что на закладку каждого нового германского линкора она будет отвечать закладкой двух дредноутов. К началу первой мировой войны соотношение английских и немецких дредноутов, а также линейных крейсеров, вступивших в строй и находившихся в постройке, составляло 42:26, то есть было близко к тому, которого добивалась Англия в процессе переговоров.
ФОТО 5. Линкор «Рейнланд» типа «Нассау».
Строительство дредноутного флота Германия начала с создания серии линкоров типа «Нассау», состоявшей из четырех кораблей. Они были спущены на воду в 1908 г. Следующие серии линейных кораблей типа «Гельголанд», «Кайзер» и «Кёниг» также включали четыре-пять единиц (19091912).
ФОТО 6. Линкор «Вестфален».
Первая серия германских линкоров была вооружена традиционной 280-мм артиллерией глав­ного калибра и скорострельными пушками калибром 150 мм, которые сохранились и на германских линкорах последующих серий. На них калибр главной артиллерии был доведен до 305 мм. Скорострельность орудий главного калибра дос­тигала 1,21,5 выстрела в минуту. Сохранение 280-мм калибра на первых четырех дредноутах типа «Нассау» объяснялось, с одной стороны, хорошими баллистическими свойствами этих германских пушек с длиной ствола 40 и 45 калибров, а с другой характерной для Северного моря малой дальностью видимости, не позволявшей вести бой на большой дистанции.
ФОТО 7. Линкор «Байерн».
Английские линейные корабли были вооружены орудиями более крупного калибра (305343 против 280305-мм), но уступали германским в бронировании. Короткие и широкие германские дредноуты выигрывали в массе бортовой брони, что позволяло делать на них броневой пояс выше и толще.
ФОТО 8. «Императрица Мария» в годы Первой мировой.
Различия между германскими и английскими типами линейных кораблей объяснялись целями их боевого применения. Германское военно-морское командование предполагало, что более сильный английский флот будет атаковать немецкие дредноуты непосредственно у берегов Германии. Поэтому такие важнейшие тактико-технические характеристики, как дальность плавания и скорость, считались в какой-то степени второстепенными, а бронированию уделяли первостепенное значение. В английском же флоте, стремившемся навязать противнику место, время и дистанцию боя, наоборот, придавали большее значение дальности плавания, скорости и калибру главной артиллерии.
ФОТО 9. Линкор «Полтава» в годы Первой мировой.
Соперничество между Англией и Германией в гонке морских вооружений создавало благоприятные условия для политических авантюр стран, экономически менее развитых. Создав эскадру из дредноутов и линейных крейсеров, они могли рассчитывать на упрочение своего положения на мировой арене, присоединяя свою эскадру к той или иной из противоборствующих сторон. Этой политики в какой-то мере придерживалась и царская Россия, построившая четыре дредноута и заложившая такое же количество линейных крейсеров дредноутного типа.
ФОТО 10. BB-35 «Техас».
Флоты других государств, участвовавших в первой мировой войне, по количеству дредноутов во много раз уступали Англии и Германии. Страны, строившие дредноуты, в той или иной степени повторяли особенности германских или английских линкоров в зависимости от тактических соображений по их предполагаемому боевому использованию. Исключение, в некотором смысле, линейные корабли типа «Техас» военно-морского флота США. Они имели как мощное бронирование, так и крупный калибр главной артиллерии (356-мм).

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Самый мощный в мире линкор В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». К началу XIX века Великобритания обладала самым

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *