Первые плавания промышленников на Алеутские острова интересны для нас тем, что именно тогда начали складываться основы социально-экономических и культурных отношений с коренным населением, которые утвердились затем на весь русский период истории Аляски, в том числе и применительно к тихоокеанским эскимосам: использование традиционных навыков ведения хозяйства, особенно промыслов морских бобров, управление через институт тоенов (старшин), непосредственные контакты в труде и быту без расовых предрассудков и пренебрежения к традиционному образу жизни, культуре аборигенов, включая браки, которые дали начало креольскому (метисному) населению.. Период начальных контактов русских с алеутами был временем наиболее массового тесного взаимного общения, взаимовлияния русской и алеутской культур. Каждый год на Алеутские острова отправлялось по нескольку судов (иногда до пяти-шести) с командой на каждом от 40 до 70 человек. Сменявшиеся (а иногда еще раз и более приезжавшие) партии русских (часто двух и более судов) зимовали или жили там до четырех-шести лет. В некоторых случаях они строили жилища, бани и кузницы около селения алеутов или в отдалении, но чаще всего небольшими партиями устраивались жить в юртах аборигенов, воспринимали их пищу, одежду, необходимые в условиях островов хозяйственные навыки, брали себе в жены алеуток (уже в конце XVIII в. появились и венчаные браки), т. е. «входили» в жизнь коренного населения.
Добрые отношения русских с аборигенами наблюдали в то время английские мореплаватели Дж. Кук и Г. Ванкувер. После посещения о-ва Уналашка в 1778 г. Кук отметил, что «сейчас можно наблюдать картины величайшей гармонии, которая может только существовать при общении двух разных наций. На каждом острове у индейцев (так Кук называл алеутов. — P. Л.) есть свой вождь, и они, видимо, пользуются свободой, и никто их не тревожит»13. В сочинении Ванкувера читаем о русских промышленниках, обосновавшихся в заливе Кука в начале 90-х годов XVIII в.: «Я с чувством приятного удивления видел спокойствие и доброе согласие, в каком они (т. е. русские. — P. Л.) живут между сими грубыми сыновьями природы. Покорив их под свою власть, они удерживают влияние над ними не страхом победителей, но благосклонным обращением»14.
Для обеспечения своей безопасности русские широко применяли систему взятия аманатов — заложников, преимущественно детей тоенов в возрасте от 8 до 14 лет. С первых же плаваний при промышленниках жили постоянно мальчики-алеуты, сироты или освобожденные ими из плена или рабства (последнее существовало у островитян в форме потомственного военного рабства). Вместе с наиболее способными из аманатов их учили русскому языку, грамоте, крестили, давая русские имена, и вывозили ненадолго на Камчатку или в Охотск, чтобы показать Россию. Из этих мальчиков получались хорошие переводчики. С годами указанная практика применялась все шире. Таким образом среди алеутов появились воспитанники русских, знающие не только и их язык, но и грамоту, начатки христианских религиозных правил и культурных традиций. Некоторые из воспитанников стали затем тоенами, многие служили переводчиками при промышленниках. Л. С. Полонский, в частности, отметил «необыкновенную переимчивость» алеутов, «бойкость толмачей и легкость, с какою многие алеуты в короткое время выучивались русскому языку… память чрезвычайная… образование (их. — Р. Л.) не было бы напрасным трудом»15. Г. И. Шелихов подчеркивал важность введенного им на Кадьяке изучения аманатов грамоте и «благонравию», арифметике и «разным мастерствам» через организованную для них школу.
Наряду с заимствованиями в материальной культуре алеуты охотно воспринимали элементы религии и обрядности пришельцев, что наиболее четко проявилось в широком распространении среди них православия уже на первом этапе общения с русскими. Как известно, христианизация составляла важнейший элемент политики царизма по отношению к инородцам, она была призвана служить целям более успешной колонизации и объективно являлась средством сближения аборигенов с русским населением. На Алеутских островах по сравнению с Сибирью она имела свои особенности. Введение христианства среди алеутов началось еще в 50-х годах XVIII в.