
Психолог Ричард Уайзман десять лет изучал везение с помощью научных методов. Результаты исследования ученый представил в статье под названием «Фактор удачи». Оказывается, для некоторых счастливые случайности обычное дело, прочим же не фартит да и все. Вот только ничего сверхъестественного здесь нет: удачу можно приманить, осваивая и развивая определенные навыки.
Когда Ричард Уайзман решил выяснить, почему некоторым людям постоянно везет, а другим нет, он разместил объявление в газете и отобрал 400 участников эксперимента: мужчин и женщин, часть из которых считали себя счастливчиками, а часть были уверены в собственном хроническом невезении. Уайзман просил их проходить тесты и вести дневники. И его исследование показало, что люди становятся удачливыми благодаря четырем вещам.
Четыре принципа удачи
1. Везучие люди умеют замечать новые возможности
Например, это сумел бизнесмен по имени Барнетт Хельцберг. В свое время у него была крупная сеть ювелирных магазинов, которую он хотел продать, потому что собирался уходить на пенсию. И вот однажды он гулял по Нью-Йорку и услышал, как женщина крикнула «Мистер Баффетт!». Хельцберг сразу же подумал: «А вдруг это Уоррен Баффет крупнейший инвестор США» Как выглядит миллиардер, мужчина не знал, однако воспользовался случаем и подошел представиться. И незнакомец действительно оказался Уорреном Баффеттом, который некоторое время спустя купил сеть магазинов Хельцберга.
И здесь дело не только в том, что человек оказался в нужном месте в нужное время, считает психолог Хельцберг мог бы стоять на этой улице, но не обратить внимание на выкрик женщины или побояться подойти к одному из самых богатых людей мира.
В рамках эксперимента Уайзман раздал «везучим» и «невезучим» людям газеты и попросил их сосчитать количество фото в номере. У неудачливых людей на это в среднем уходило две минуты, у удачливых несколько секунд.
Дело в том, что на второй странице газеты была огромная надпись «Не считай! Здесь 43 фотографии».
Проводя эксперимент во второй раз, психолог заменил текст про фотографии на такой: «Перестаньте считать, скажите экспериментатору, что вы увидели этот текст, и выиграете 250$». И снова тот же результат: везучие сообщение видели, невезучие нет, потому что были слишком заняты тем, что считали фотографии.
Психолог делает вывод, что неудачливые люди, как правило, очень напряжены, и эта напряженность мешает им замечать то, что происходит вокруг. Удачливые люди более расслаблены, потому видят не только то, что ищут.
Показательная жизненная ситуация: «невезучий» человек мечтает найти любовь, для этого ходит на вечеринки, любовь не находит и при этом упускает возможность завести друзей, потому что у него нет такой цели. «Счастливчик» открыт всем людям, и одна из его дружб со временем перерастает в нечто большее.
2. Везучие люди пробуют что-то новое
По словам Ричарда Уайзмана, шансы поймать удачу за хвост возрастают, когда люди выходят за рамки привычного. Психолог предлагает представить, что вы находитесь в центре большого яблоневого сада. Каждый день вам нужно собирать большую корзину яблок. Сначала не имеет значения, где именно вы решили их рвать яблоки повсюду. Но со временем собрать нужное количество яблок в том месте, куда вы ходите каждый день, будет все труднее. Однако если вы пойдете в те части сада, в которых раньше не были, то с большей вероятностью соберете полную корзину.
Точно так же и с удачей.
Если вы продолжаете разговаривать с одними и теми же людьми в одной и той же манере об одних и тех же вещах, если вы всегда ходите одной и той же дорогой, если отдыхаете в одних и тех же местах, то ваша жизнь будет похожа на замкнутый круг без шансов на счастливые перемены.
Так, один из участников исследования Уайзмана заметил, что всякий раз, находясь в тусовке, общается с одним и тем же типом людей. Чтобы отучиться от этого и сделать свою жизнь более насыщенной, он, перед тем как куда-то пойти, загадывал: допустим, сегодня он будет знакомиться только с женщинами в красном или только с мужчинами в сером. Эта привычка помогла ему завязать много новых и интересных знакомств.
Другой респондент поступал аналогично: каждый раз, когда ему нужно было принять важное решение, он шел из дома на работу непривычным маршрутом. Новые впечатления, новые визуальные образы помогали ему избавиться от зашоренности и автоматизма мышления, что позволяло рассмотреть вопрос с неожиданных сторон.
3. Неудачные моменты счастливчики умеют воспринимать как удачные
По словам психолога, серебряные медалисты более несчастны, чем бронзовые, потому что первые думают, что им чуть-чуть не хватило до победы, а вторые радуются, что они вообще получили призовое место.
Этот пример описывает два типа людей: одни радуются, что все случилось именно так, а не хуже, а другие переживают, что ситуация не вышло лучше.
Уайзман попросил счастливчиков и неудачников представить, что они находятся в банке, туда вламывается вооруженный грабитель и начинает стрелять, и одна из пуль попадает им в руку. Затем он спросил: такое развитие событий удачное или нет Люди из группы «невезучих» сказали, что это был бы ужасный день, что только они со своим счастьем могли бы оказаться в банке в такое неподходящее время. Люди из группы «везучих» смотрели на ситуацию куда более позитивно. Один из участников прокомментировал это так: «Это счастье, что все так сложилось, ведь пуля могла прилететь мне в голову. Кроме того, я могу продать свою историю прессе и заработать денег».
Удачливые люди склонны думать, что жизнь может обойтись с ними куда хуже, чем обходится по факту то есть они выигрывают на заниженных ожиданиях. Как итог они ощущают себя более счастливыми, даже если попадают в передряги.
4. Везучие люди реализовывают свои планы, потому что считают, что все получится
Об этом пункте Ричард Уайзман ничего не говорит, вместо этого психолог рассказывает про «Школу везения», в которой пытается научить невезучих людей мыслить и действовать, как везучие: ломать рутину, обращать внимание на жизнь вокруг, представлять, что все сложилось хорошо и так далее.
Около месяца добровольцы выполняли его упражнения, и 80% участников начали ощущать себя счастливее и удачливее.