Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1

 

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит… «А человек он вздорный, вот все время и остерегайся, как бы ему не досадить, а то рассердится и промысел будет худой, зверь не придет, а и того хуже, года два пошел он в артели да не поладил, так как сказал одному, что до дому не дойдешь, так тот по дороге и занемог, хорошо Митрий вылечил; а с другим хуже было, помер»
Несмотря на то что все население Кузнецкой тайги бассейнов р. Мрассу, Кондома и среднего течения р. Томи считаются христианами, шаманство в тайге сохранилось до настоящего времени. Камов и сейчас еще много. Мне лично пришлось встретиться с двумя камами из сööка Кобыj по р. Кобур-су, с камкой из сööка Кызаj на р. Пызасс, с камом из сööка Кызаj же в Усть-Кобурсу и даже в низовьях р. Мрассу, где население близко сталкивается с русскими, в 60 верстах от г. Кузнецка, молодым 28-летним камом из сööка <> пришлось слышать о 3-х камах в одном только районе Усть-Анзаса.
Первым камом был кам Атыс. Про него существует легенда: кам Атыс был человек-кам, у него была жена ревнивая, и ездил он часто камлать. Один раз камлал он, напился пьяный и высказал жене своей: «У меня, говорит он, есть жена невидимая ат-тöс (женщина-дух), но только никому она не покажется и никто ее видеть не может». Жена его стала ругать и бить: «Куда ты жену свою невидимую прятал» закричала она на Кама. «Покажи мне сейчас же ее» и стала таскать кама за волосы. Тогда сказал ей кам Атыс: «Хотел я тебе и так показать жену мою невидимую, но ты так на меня наступаешь, хочешь так сразу увидеть ее, что покажу я тебе ее сейчас, и с тобой может что-нибудь случится. Ну а теперь жди, я пойду приведу невидимую мою жену». А жена его все сердится, замахивается на кама, бить его снова собирается. Кам Атыс взял скорее свой бубен и начал камлать. Камлал, камлал, поставил бубен свой на лавку около стены. Жена опять закричала на него: «Чего же ты не показываешь мне жену твою Где она Вот ты лгал мне все о том, что у тебя существует еще какая-то жена невидимая». Тогда ответил кам: «Загляни потихоньку в бубен». Но жена кама не смотрела потихоньку, а схватила с сердцем за ручку бубна. Оттуда что-то блеснуло, как солнце. Жена кама упала. А из бубна заговорило: «Вот ты мужа своего ко мне ревновала». Больше ничего не сказала жена невидимая. А жена, что на Земле у кама была, умерла. В бубне и была у кама невидимая жена ат-тöс. Кам собрал людей и сказал им: «Хочу камлать, у него умерла моя жена». Взял в руки бубен и продолжал: «Буду камлать, вернусь или нет, не знаю. Когда после меня камы будут камлать, пускай ко мне идут, туда, куда я сейчас пойду, если вернусь назад, камлать снова стану, если другие камы станут камлать, пускай абырткоi ко мне брызгают». Когда брал бубен, сидел. Начал камлать. Когда камлал, стал на ноги: ноги на пол не наступают, поднимаются вверх постепенно. Поднялся и вышел через отверстие чувала в крыше юрты. И ушел куда-то. Голос все слыхать сначала было. Куда, куда ушел, народ не знает, то ли в землю, то ли на небо поднялся. После население, народ хворать стал. Нашлись другие камы, камлают, а лечить не могут. Помирает народ, редко кто излечивается. Те, которые слышали последнее камлание кама Атыса, когда он велел брызгать ему абырткоi, перемерли, новый народ стал. И когда дети их выросли, вспомнили они, что велел кам Атыс камлать ему и брызгать абырты. Иiii ответил он им, что люди хворают от него, что ушел он в гору и стал жить там со своей невидимой женой аттöс, и гора эта стала называется (л. 2) таj ÿ ʏ ÿсы таш орбалы ʏ ан челтек «камень колотушкой без косы ударь»iv, и стоит эта гора там, где солнце бывает в обед. И превратился кам Атыс в аiну, и стали камы всякий раз, как камлают, брызгать ему абырткой в ту сторону, где солнце бывает в обедv.
При объявлении нового кама каждый из сородичей старается привязать к его бубну тряпочку, ленту и приносит ара ʏ ы. Здесь следы некогда более широкой помощи рода при «вступлении в камы» кам ʏ а шыча, в частности при воображаемой «женитьбе кама на бубне». Шаман тесно связан со своим родом и духи-помощники шамана тöсы переходят по наследству в одном и том же роде.
Таким образом, дар шаманства у шорцев наследственен. Умершие шаманы передают своих тöсов духов-помощников в свой же род. Вот почему после смерти кама в том роде, где не хотят иметь больше шамана, стараются ничего не оставлять от шаманских принадлежностей умершего, и бубен его вешают на то дерево, которое долго не сохнет, чтобы не было нового кама. После смерти кама его духи-помощники тöсы уходят к Ерлику и живут у него до тех пор, пока не найдут себе на Земле нового кама, который бы им понравился. Тöсы ищут нового кама прежде всего (л. 3) в роде умершего шамана и очень редко, если у тех не найдется подходящего, переходят к другому роду. На него ониvi указывают Эрлику, и тот насылает на выбранного человека болезнь. Человек этот начинает серьезно и долго болеть и в конце концов принуждается согласиться быть камом и начинает камлать.

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-1 Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна удавит... «А человек он вздорный,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *