Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству, тяжелую мучительную борьбу кама и его сопротивление, сопровождаемое таким же мучительными физическими страданиями; так что дар шаманства есть всегда мучительное и тяжелое наследство, и всегда почти оно нежелательно, и второй момент это удивительная убежденность камов, глубокая уверенность в существовании духов и в самом акте камлания. Так, в сööке Кобоi тöсы Омске выбрали камом сына Карака Алексея, тот захворал, и лечить его стал кам Митрий того же рода. Отогнать тöсов от Алексея он не согласился, несмотря на то что родственники Алексея не хотели, чтобы в их семье появился кам, и очень его прочили. Тöсы умершего кама Омске пригрозили Митрию, что задушат его, если он своим родным тöсам (т.е. своего рода) будет препятствовать и мешать. Если в таком случае найдется очень сильный кам из чужого рода, то он может отогнать тöсов. В конце концов долго болеющий человек, слыша все время (л. 4) в бреду, что он должен камлать и тогда поправится, а в ином случае умрет, соглашается камлать. Начинает камлать, иногда его учит старший кам, иногда сам сразу повторяет те слова, которые ему говорят тöсы, и сразу же выздоравливает. Интересны рассказы самих камов о том, как они сделались камами, именно своим однообразием. Так, например, кам Алексей, сын Карак, а сööк Кобоi ал Сарыб-сутvii. Сейчас ему 35 лет. Камлает 8 лет. Перед тем как начал камлать, болел около года. Ныло все тело, руки, плечи ломило, случались припадки, «словно не свой был», во сне все время снились табуны лошадей и будто бы ездил с этим табуном в тайгу, а лошади бежали за ним. Главная лошадь, на которой он все время ездил, была совершенно белая, и был это его самый старший тöс улуғ тöс, когда потом стал камлать, тöс этот всегда является ему в виде белого коня. I ʏ i тöi а пор-ат 2 одинаковых сивых коня. Когда он сходил с ума, видел женщину тöс-ат. Постоянно каждую ночь видел ее во сне. В настоящее время во сне ее перестал видеть, она приходит к нему во время камлания. Называет ее четтi кечек кенџi ыс «с 7-ю грудямиviii маленького роста девица»ix. Во сне говорили ему тöсы, что, если не согласится камлать, все равно, умрет. Никто не учил его камлать. Сам стал говорить, тöсы велели ему сделать бубен и указали какие рисунки нарисовать. Все молитвы услышал от них. И когда начал вначале камлать без бубна, и то сразу легче стало.
Кам Митрийx сööк Кобыj устье Таjiс, сейчас ему 42 года, камлает с 22 лет, тöстеров получил от своего умершего двоюродного дяди Ачычке. Научил камлать его дядя по матери таj Оjмачы. Болел около 3-х лет. Таскали его тöсы по тайгам, по воздуху носили, под водой топили. Там, где он ходил с тöсами, была такая же земля, только светлые места, луну видел. И такая же тайга там была, а пища, которой его кормили: чай и хлеб алаш точно такие же были, как на Земле здесь ездят. И словно много людей (л. 5) все с ним разговаривали, спорили, ругались. Лиц их не видел, а одежда была словно русская и не грязная, а светлая. И уговаривали они его, чтобы согласился камлать, а иначе пугали его тем, что загрызут его. И «устал очень» и согласился, наконец, камлать.
И, наконец, самый убежденный из всех кам Феофан Акуляков из сööка Чедіберxi, в Усть-Мрас-су, 28 лет. Камлает с нынешней весны, вернее, начал камлать еще зимой без бубна, а разрешение на бубен от Ульгеня получил лишь весной. До этого времени болел целый год. Лежал без памяти, все тело болело, один день даже был совершенно без языка и руками шевелить не мог. Во сне видел все одного и того же человека, по виду как шорец, только лица своего Феофану он не показывал и имени своего не говорил, это был его тöс. Водил он Феофана с собой по тайгам, все показывал и рассказывал, и затаскивал под воду. Феофан чувствовал, как захлебывается, и душно было ему. И все этот человек уговаривал его согласиться камлать, приказывал ему, стращал. И не хотелось Феофану камлать. «Молодой еще, стыдно камлать». Долго мучился, и сказал ему, наконец, этот человек, что если не будет камлать, все равно умрет, и пришлось ему согласиться, уж очень тяжелая и мучительная была у него болезнь.
Стал камлать, и стало легче. И этот же человек велел ему сделать бубен. Тöсов получил он от своего прадеда, кама Семена, но, помимо него, у него сохранились тöсы от 9-ти чужих камов, остальных дал Ерлик. Новому каму по его указанию делают колотушку и бубен. Колотушка орбы делается из тамыл ʏ ыxii и обтягивается шкурой с ноги козы кiiк или из зайца зимнего, выходного. Кам может камлать с одной колотушкой без бубна. Во время камлания нельзя выпустить колотушку из рук (обычно она продевается на ремешке на руку и держится за ручку ее), если кам отпустит орбу во время камлания, то тöсы его очень сердятся и обвиняют его тöстер шачылапча. Ударом колотушки (л. 6) кам укрепляет своих духов, удары придают им силу, и тогда они не боятся никакого аiна. По колотушке же кам гадает «кам <>». Колотушку дает Ульгень каму на тот же срок, как и бубен. После того как кам имел уже 3 бубна, он может видеть хозяина колотушки, часто видится ему как заяц. Называется хозяин колотушки амчы шапчiң улус «ногайка, стегающая имя улус». Бубен делается из сук горного тальника, тÿÿр, обтягивается лошадиной кожей и пришивается льняной ниткой вместе с козлиной <жилой>xiii (аң тарамы). Рисунки на бубне, изображения духов-тöсов наносятся мелом шоба, клеем ырба и красным камнем, который находят на реке, ызыл таш. Бубен и рисунки на нем делаются или по указанию самого кама, который получает наставления во сне от тöсов, или по указанию старшего кама, который учит молодого. Делает бубен кто-либо из старших родственников-мужчин. Женщины не имеют права делать бубен, и даже в том случае, если начинает камлать женщина, бубен для нее делает мужчина. На бубен подвешивают обычно железные подвески, круглые сyң ʏ yр или плоские, напоминающие плоский меч ылыш. Количество подвесок различно; так, Феофану Ульгень велел повесить сразу 7 штук. На бубен навешивают ленты чалаба, количество которых прибавляется после камлания, так как пациенты вешают новые на бубен шамана. Бубен помогает каму двигаться во время камлания, он его всегда держит в руках, и камлать с бубном легче. Но кам не едет на бубне. Самое главное в бубне его ручка. Взять ручку шаманского бубна нельзя хозяин бубна задавит. Если сломать ручку от бубна умрет кам. Бубны на Мрас-су более круглые, на Томи овальные. В обычное время бубен хранится или на печке, или в амбаре.
Когда кам, измученный болезнью, согласится камлать, он должен прежде всего камлать Ерлику без бубна с одной колотушкой. (л. 7) Ерлик дает ему разрешение сделать бубен, тогда, сделав бубен, кам камлает Ульгеню. Ерлик дает ему тöсов, но велит ему вместе с ним идти к Ульгеню. Идти к Ульгеню с бубном можно только весной, почему кам и может начать камлать с бубном только весной, в то время когда распускаются на деревьях почки. Камлание это называется «взять разрешение вступить в камы или войти в камы» ам ʏ а шыча. Ульгень дает Каму хозяйку или хозяина бубна и указывает срок, на который дан ему бубен, т.е. сколько лет кам сможет прожить.
Так, Феофану бубен дан на 3 года, и указано ему 9 бубнов, каму Алексею бубен дан на срок 5 лет, всего у него должно быть 7 бубнов (если останется жить, сможет сделать и 8-й, только редко переживает кам указанные ему Ульгенем число бубнов. Покойному Каму в Ак-оле Володьке указано было 3 бубна на 3 года каждый, и прожил около 10 лет). После 5 лет тому, кому назначено 3 года, то после 3 лет бубен уносится в лес и вешается на березуxiv. (л. 8) Повесить надо к можно дальше, чтобы никто не тронул и не пошевелил. Рассказывают, что однажды один из своих бубнов Володька повесил не особенно далеко в лесу. Ребята нашли начали ударять в него, подражая камланию. Тöсы Володьки накинулись на него и принялись его душить. Он еле добежал до места, где повесил бубен, и отнял от ребят. Ребят он и бил, и ругал, из-за них он мог бы помереть, а бубен спрятал глубже в лесу. Если кам сломает бубен раньше 5-ти лет, он все-таки не имеет права сделать себе новый до указанного срока и камлает с одной колотушкой или старается как-нибудь починить Кожу перешить можно, дерева нельз. Если кам прорвет во время камлания кожу бубна, то, чтобы получить разрешение сделать заплатку на бубне, надо целый день камлать Ульгеню.
У каждого бубна существует свой хозяин тÿÿр äнäzixv. Хозяин этот, чаще всего хозяйка, никуда не отходит от бубна. Она «опоясывается бубном, как человек поясом». Когда кам поднимается к Ульгеню за бубном там Ульгень дает ему хозяйку бубна. И она, невидимая для кама, окружает бубен. Только после того, как кам имел уже 3 бубна, хозяйка бубна становится для него видимой и представляется она каму как девица четтi чылалы ʏ xvi кенџi ыс «С 7-ю гребнями маленькая ростом девица». Хорошему Каму показывается она с ожерельем на шее, на котором подвешены металлические подвески, ылыш и сыңыр, совершенно так же, как они висят у кама на бубне. Сама эта девица светлая, волосы белые, и живет с тем камом как жена, никуда от него не отходит, называется тöс-ат (Алексей кам).
Отношение к камам несколько боязливое, с камом остерегаются обходиться скверно, ему уступают обычно. Так, например, в тайге на промысле если в артели кам, да еще сердитый, то приходится с ним все время считаться. Не позвать кама также нельзя, так, например, сыновья Адоры, когда идут на промысле, с ними всегда дается идти их двоюродному брату Алексею. «А человек он вздорный, вот все время и остерегайся, как бы ему не досадить, а то рассердится и промысел будет худой, зверь не придет, а и того хуже, жаловался Григорий, сын Адоры, года два пошел он в артели да не поладил, так как сказал одному, что до дому не дойдешь, так тот по дороге и занемог, хорошо Митрий вылечил; а с другим хуже было, помер». Существуют рассказы о том, что кам может съесть человека, а также камы едят друг друга. Сейчас, говорят, таких камов уже больше нет.
Наиболее частые камлания при болезни. Больного неумытого, чтобы не причинять ему больше болезни, досадив аiна, сажают на лавку или, если очень болен, кладут. Ставят лакомую пищу для духов тут же, на скамейке, через всю юрту навешивают ленты, материи, чтобы умилостивить аiна. Перед лечением болезни кам устраивает предварительный сеанс, как бы ставит диагноз в данном случае он считает пульс больного. И после короткого камлания торжественно объявляет, какой, т.е. чем, аiна его мучает. И уже сговорившись о плате и о времени лечения, назначает второе камлание изгнание аiна. Обычно камлание совершается или рано утром, или вечером.

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. Из шаманских верований у шорцев Кузнецкой тайги. Ч.-2 В шаманстве Кузнецкой тайги, интересно отметить момент принуждения к шаманству,

.

Предыдущая запись Через прикосновения рук фотограф Анжелика Константинова показывает весь спектр взаимоотношений между влюбленными
Следующая запись Евгений Баратынский.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *