Магнитогорск 1930-е гг. Город стали. Часть 1

Магнитогорск (Магнитка) – крупнейший центр металлургической промышленности в России. Рождение Магнитки пришлось на конец 20-ых — начало 30-ых годов, время когда страна становилась на индустриальные рельсы, время правления Сталина.

Город застраивался практически с нуля, в «чистом поле» если так можно выразиться про сложный предгорный рельеф. И в этом «поле» было где разгуляться фантазии сталинских архитекторов. Старой части Магнитогорска позавидуют даже столичные города, ведь сплошной ансамблевой неоклассики в Москве и Санкт-Петербурге не так много. В отличии от Москвы, где архитекторы должны были считаться с прошлой застройкой, градостроители Магнитки могли нарисовать город на чистом листе бумаги. Замечательные ансамбли Минска, Киева, Волгограда и некоторых других городов возникали на месте руин, а Магнитка возводилась на месте без истории.Строительство и развитие Магнитогорска связано с разработкой железных руд горы Магнитной, близ которой в 1743 году была построена казачья крепость Магнитная – один из опорных пунктов Оренбургской пограничной линии. Современный Магнитогорск расположен в двух частях света – Европе и Азии, по обе стороны реки Урал. Второй город в Росии, расположенный в двух частях света — Оренбург.

Официальной датой рождения города принято считать 30 июня 1929 года день прибытия на Магнитострой первого поезда от станции Карталы. Но статус города Магнитогорск приобрел только в 1931 году. Выжженная солнцем степь стала постепенно превращаться в город начиная с 1935 года. На месте обширных пустырей, где до этого гулял только ветер строились новые кварталы и цветущие скверы. Но все это было потом, а поначалу, в 1930 году были проекты. Были среди них и весьма странные, неадекватные градостроительным задачам.

Одним из первых был проект «социалистического расселения» под названием «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. Эта «кампания» навязывала абстрактную, нереальную и дезурбанистическую схему. Город должен был представлять из себя не просто поселение, а своеобразный город – дорогу. Город Магнитогорск мыслился авторами в виде узкой полосы, тянущейся на десятки километров от металлургического завода. Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Никакой выгоды, по сравнению с существующими до этого, подобная компоновка не давала. Скорее как раз таки наоборот. В молодой стране Советов новизна и небывалый размах был в почете. Поэтому данный проект рассматривался на полном серьезе.

Вложенная в курьезный проект «Магнитогорье» идея была подхвачена бригадой архитекторов во главе с Леонидовым. Этот проект уже детализировал идеи предшественников. Так протяженность города – дороги была ограничена 25 километрами. Появилась конкретика: будущий город должен был состоять не из одной полосы, а из трех параллельных. В центре располагаются общественные здания, отгороженные двумя шоссе от двух боковых полос, где размещались жилые дома. Очевидно, что общественные здания, по замыслу архитекторов, должны быть увешаны красными флагами и кумачовыми транспарантами. Все в духе того времени, революционный размах, как говорится, в действии.

Правда, подробные детали проекта, в частности этажность жилых домов и общественных зданий не уточняется. Шоссе должны были служить основными транспортными магистралями, по которым рабочие должны были добираться до работы и обратно домой. Архитекторы нового времени даже не предусмотрели расширения магистралей по мере приближения к промзоне. А это было бы неизбежным, при осуществлении пассажирских перевозок автобусами. В случае пуска трамвайной линии, так же понадобились бы дополнительные развязки и кольцевые остановки. Но подобным «мелочам» не было места. Как и самой основной «мелочи», отправившей проект «Магнитогорье» на свалку истории. В проекте «Магнитогорье» отсутствовала привязка к местности. Такая особенность Уральских предгорий, как сложный рельеф, делала реализацию проекта невозможной.

Тем временем в Магнитогорске началось строительство. В камне воплощался «первый квартал» нового города Советской России. Закладка фундамента первого капитального дома Магнитогорска была произведена летом 1930. Угрозой для города были так же иностранные архитекторы, которые в самом начале 30 – х годов пользовались непререкаемым авторитетом. На строительных площадках нового Магнитогорска трудились Американцы, Голландцы, Китайцы. Но особенно утопическими выглядели идеи немецкого архитектора Эрнст Май. Главный архитектор Франкфурта-на-Майне, вдохновленный перспективами воплощения своих задумок в социалистических городах, покидает Германию. Май был сторонником дезурбанизации. Он предлагал превратить Москву в деревню. По его замыслу нужно было оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты — города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались зеленые и сельскохозяйственные зоны. В целом его проект развития был довольно типичен для европейских городов, но, никак не подходил для Москвы.

— Капиталистические постройки бесперспективны, а тут я увидел, что у меня будет работа, направленная на улучшение жизни людей, -говорил он в одном из своих интервью. – В коллективной жизни рабочих есть один общий интерес, а потому нельзя допустить, чтобы один человек делал великолепный фасад, а другой – бедный. По-моему, дома должны быть стандартными. Но тогда мы не знали, во что выльется социалистический город. Мы знали, что должна быть принципиальная разница между капиталистическим и социалистическим городами. Этот стиль обязательно должен быть новым. Типовые дома – это функциональный стиль…

 

В Магнитогорске Э. Май предложил чередовать жилые кварталы и промышленные объекты. При такой застройке рабочие должны были жить в квартале при цехе. Немецкие архитекторы почти убедили тогдашнее руководство города в экономической целесообразности проекта. Такая затратная часть, как городской транспорт, в случае его реализации, была бы попросту не нужна. С точки зрения экологии жилых кварталов – проект был катастрофой. Этот проект не предусматривал возможности дальнейшего развития города. Подобная ситуация не устраивала советскую верхушку.

В усло­ви­ях огра­ни­че­ний Май по­стро­ил «Соц­го­род» — су­перк­вар­тал пря­мо­уголь­ных трех- и че­ты­рех­этаж­ных жилых домов к югу от за­во­да. Боль­шие от­кры­тые про­стран­ства между зда­ни­я­ми, при­вер­жен­цем ко­то­рых был Май, счи­тав­ший, что каж­дая квар­ти­ра долж­на по­лу­чать мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство света, ока­за­лись не слиш­ком умест­ны в усло­ви­ях вет­ре­ной ураль­ской степи. Впро­чем, хотя этим зда­ни­ям много лет, квар­ти­ры в них по-преж­не­му поль­зу­ют­ся спро­сом — в от­ли­чие от более позд­не­го па­нель­но­го жилья, они по­стро­е­ны из кир­пи­ча. Сей­час квар­тал яв­ля­ет­ся кан­ди­да­том на вклю­че­ние в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕ­СКО. А в то время безыс­кус­ные стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные дома Мая стали объ­ек­том кри­ти­ки — за про­сто­ту.

Когда нар­ком про­мыш­лен­но­сти Серго Ор­джо­ни­кид­зе в 1933 году по­се­тил эти места, он остал­ся недо­во­лен квар­та­лом Мая — из-за от­сут­ствия во­до­про­во­да во­круг домов были по­стро­е­ны рас­про­стра­няв­шие зло­во­ние нуж­ни­ки — и за­явил: «Вы на­зва­ли со­ци­а­ли­сти­че­ским го­ро­дом кучу на­во­за». Ор­джо­ни­кид­зе при­ка­зал пе­ре­не­сти стро­и­тель­ство жилья на за­пад­ный берег реки, но в со­вет­ской си­сте­ме, где ни­ка­кое ре­ше­ние не могло быть при­ня­то без одоб­ре­ния Моск­вы, ге­не­раль­ный план для но­во­го стро­и­тель­ства не мог по­явить­ся быст­ро. В итоге со­вет­ский гра­до­стро­и­тель­ный идеал все же был ре­а­ли­зо­ван: на за­пад­ном бе­ре­гу реки про­тя­ну­лись ши­ро­кие про­спек­ты, пло­ща­ди по сетке и со­еди­нен­ные с фаб­ри­кой трам­вай­ной ли­ни­ей и че­тырь­мя мо­ста­ми. Но ос­нов­ная часть стро­и­тель­ства на за­пад­ном бе­ре­гу раз­вер­ну­лась уже после войны.

В 1931 году был открыт инженерно-строительный институт- филиал Уральского строительного. В мае здесь уже обучалось 113 студентов-металлургов. В 1932 году в Магнитке дала чугун первая домна, открылась первая школа, педагогический институт, кинотеатр, театр, аэроклуб. В июле 1933 года мартеновская печь № 1 выпустила первую сталь, в августе 1934 года был пущен стан 500, первый на Магнитке. 18 января 1936 года была открыта первая трамвайная линия Щитовые — заводоуправление, был заложен первый капитальный дом на правом берегу. В апреле 1937 года были закрыты донные шлюзы на плотине № 2, при заполнении водохранилища первая плотина и большая часть станицы Магнитной скрылись под водой. В 1934—1936 годах Магнитогорск был центром Магнитогорского округа Челябинской области. К 1939 году население Магнитогорска составляло 146 тысяч человек, открылось музыкальное училище. В апреле этого года в Нью-Йорке открылась международная выставка, на которой была представлена продукция Магнитогорского металлургического комбината.

В середине 30 – х годов в Магнитогорске побывали делегаты Международного геологического конгресса. Ученые из США, Канады, Франции и других стран назвали темпы строительства «Русским чудом». Но мы то знаем: что чудес не бывает! – только экономическая целесообразность. Иностранцы просто не могли поверить, что здесь еще весной 1929 года была почти безлюдная степь и только ковыль колыхался на ветру. «Русское чудо» состояло в том, что в течении каких то 5 лет, то есть к 1934 году на этом месте вырос один из крупнейших в Европе металлургических заводов с полностью завершенным циклом производства. На западе в те времена так быстро еще не строили.

Во время войны ММК принял и освоил на своей территории оборудование эвакуированных заводов прифронтовых районов, а это немного-немало — 34 предприятия. Это ряд заводовов Украины: Металлургический завод им. Дзержинского (Днепропетровск), Днепропетровский коксохимический завод, «Запорожсталь» и некоторые другие. Московские заводы: «Серп и молот», «Пролетарский труд», «Электросталь», заводы Ленинграда, Тулы, Харькова и много других.

С 1945 года началась застройка правобережья, в основном капитальными домами, часть из которых строилась немецкими военнопленными, военнопленными стран – союзниц Германии. Левобережная и правобережная части города связаны четырьмя магистральными мостами. Работавший в Магнитогорске в годы перестройки американский учёный Стивен Коткин в своей книге «Город стали» назвал Магнитогорск «мавзолеем Сталина». Действительно, город уникальный архитектурный идеологический образец эпохи.

В от­ли­чие от мно­гих со­вет­ских про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, «Маг­нит­ка» до по­след­не­го вре­ме­ни оста­ва­лась при­быль­ной. Впро­чем, в IV квар­та­ле 2015 года на фоне эко­но­ми­че­ско­го спада в Рос­сии и ре­корд­но низ­ких ми­ро­вых цен на сталь про­из­вод­ство по­нес­ло убыт­ки, и в этом году си­ту­а­ция вряд ли улуч­шит­ся. Мно­гие опа­са­ют­ся по­вто­ре­ния си­ту­а­ции 2008 года, когда кри­зис при­вел к уволь­не­нию 3 тыс. ра­бо­чих. Тем не менее мест­ные жи­те­ли оста­ют­ся от­ча­ян­ны­ми пат­ри­о­та­ми и верят в бу­ду­щее сво­е­го го­ро­да. Олег Фро­лов, глав­ный ре­дак­тор спон­си­ру­е­мой ком­би­на­том га­зе­ты «Маг­ни­то­гор­ский ме­талл» го­во­рит: «Да, кри­ти­ко­вать есть за что, но я кри­ти­кую его с лю­бо­вью, так что он будет ста­но­вить­ся все лучше. Он де­ла­ет свой вклад в ВВП, в мощь всей стра­ны. Не зря нас на­зы­ва­ют сталь­ным серд­цем Ро­ди­ны».

 

Предыдущая запись Данг Ти Тан Хьюен сумела выжить после того, как бывший муж из мести облил ее кислотой
Следующая запись Ось кишечник мозг: как микробы влияют на наше настроение, разум и многое другое

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *