Магнитогорск (Магнитка) – крупнейший центр металлургической промышленности в России. Рождение Магнитки пришлось на конец 20-ых — начало 30-ых годов, время когда страна становилась на индустриальные рельсы, время правления Сталина.
Город застраивался практически с нуля, в «чистом поле» если так можно выразиться про сложный предгорный рельеф. И в этом «поле» было где разгуляться фантазии сталинских архитекторов. Старой части Магнитогорска позавидуют даже столичные города, ведь сплошной ансамблевой неоклассики в Москве и Санкт-Петербурге не так много. В отличии от Москвы, где архитекторы должны были считаться с прошлой застройкой, градостроители Магнитки могли нарисовать город на чистом листе бумаги. Замечательные ансамбли Минска, Киева, Волгограда и некоторых других городов возникали на месте руин, а Магнитка возводилась на месте без истории.Строительство и развитие Магнитогорска связано с разработкой железных руд горы Магнитной, близ которой в 1743 году была построена казачья крепость Магнитная – один из опорных пунктов Оренбургской пограничной линии. Современный Магнитогорск расположен в двух частях света – Европе и Азии, по обе стороны реки Урал. Второй город в Росии, расположенный в двух частях света — Оренбург.
Официальной датой рождения города принято считать 30 июня 1929 года день прибытия на Магнитострой первого поезда от станции Карталы. Но статус города Магнитогорск приобрел только в 1931 году. Выжженная солнцем степь стала постепенно превращаться в город начиная с 1935 года. На месте обширных пустырей, где до этого гулял только ветер строились новые кварталы и цветущие скверы. Но все это было потом, а поначалу, в 1930 году были проекты. Были среди них и весьма странные, неадекватные градостроительным задачам.
Одним из первых был проект «социалистического расселения» под названием «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. Эта «кампания» навязывала абстрактную, нереальную и дезурбанистическую схему. Город должен был представлять из себя не просто поселение, а своеобразный город – дорогу. Город Магнитогорск мыслился авторами в виде узкой полосы, тянущейся на десятки километров от металлургического завода. Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Никакой выгоды, по сравнению с существующими до этого, подобная компоновка не давала. Скорее как раз таки наоборот. В молодой стране Советов новизна и небывалый размах был в почете. Поэтому данный проект рассматривался на полном серьезе.
Вложенная в курьезный проект «Магнитогорье» идея была подхвачена бригадой архитекторов во главе с Леонидовым. Этот проект уже детализировал идеи предшественников. Так протяженность города – дороги была ограничена 25 километрами. Появилась конкретика: будущий город должен был состоять не из одной полосы, а из трех параллельных. В центре располагаются общественные здания, отгороженные двумя шоссе от двух боковых полос, где размещались жилые дома. Очевидно, что общественные здания, по замыслу архитекторов, должны быть увешаны красными флагами и кумачовыми транспарантами. Все в духе того времени, революционный размах, как говорится, в действии.
Правда, подробные детали проекта, в частности этажность жилых домов и общественных зданий не уточняется. Шоссе должны были служить основными транспортными магистралями, по которым рабочие должны были добираться до работы и обратно домой. Архитекторы нового времени даже не предусмотрели расширения магистралей по мере приближения к промзоне. А это было бы неизбежным, при осуществлении пассажирских перевозок автобусами. В случае пуска трамвайной линии, так же понадобились бы дополнительные развязки и кольцевые остановки. Но подобным «мелочам» не было места. Как и самой основной «мелочи», отправившей проект «Магнитогорье» на свалку истории. В проекте «Магнитогорье» отсутствовала привязка к местности. Такая особенность Уральских предгорий, как сложный рельеф, делала реализацию проекта невозможной.
Тем временем в Магнитогорске началось строительство. В камне воплощался «первый квартал» нового города Советской России. Закладка фундамента первого капитального дома Магнитогорска была произведена летом 1930. Угрозой для города были так же иностранные архитекторы, которые в самом начале 30 – х годов пользовались непререкаемым авторитетом. На строительных площадках нового Магнитогорска трудились Американцы, Голландцы, Китайцы. Но особенно утопическими выглядели идеи немецкого архитектора Эрнст Май. Главный архитектор Франкфурта-на-Майне, вдохновленный перспективами воплощения своих задумок в социалистических городах, покидает Германию. Май был сторонником дезурбанизации. Он предлагал превратить Москву в деревню. По его замыслу нужно было оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты — города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались зеленые и сельскохозяйственные зоны. В целом его проект развития был довольно типичен для европейских городов, но, никак не подходил для Москвы.
— Капиталистические постройки бесперспективны, а тут я увидел, что у меня будет работа, направленная на улучшение жизни людей, -говорил он в одном из своих интервью. – В коллективной жизни рабочих есть один общий интерес, а потому нельзя допустить, чтобы один человек делал великолепный фасад, а другой – бедный. По-моему, дома должны быть стандартными. Но тогда мы не знали, во что выльется социалистический город. Мы знали, что должна быть принципиальная разница между капиталистическим и социалистическим городами. Этот стиль обязательно должен быть новым. Типовые дома – это функциональный стиль…
В Магнитогорске Э. Май предложил чередовать жилые кварталы и промышленные объекты. При такой застройке рабочие должны были жить в квартале при цехе. Немецкие архитекторы почти убедили тогдашнее руководство города в экономической целесообразности проекта. Такая затратная часть, как городской транспорт, в случае его реализации, была бы попросту не нужна. С точки зрения экологии жилых кварталов – проект был катастрофой. Этот проект не предусматривал возможности дальнейшего развития города. Подобная ситуация не устраивала советскую верхушку.
В условиях ограничений Май построил «Соцгород» — суперквартал прямоугольных трех- и четырехэтажных жилых домов к югу от завода. Большие открытые пространства между зданиями, приверженцем которых был Май, считавший, что каждая квартира должна получать максимальное количество света, оказались не слишком уместны в условиях ветреной уральской степи. Впрочем, хотя этим зданиям много лет, квартиры в них по-прежнему пользуются спросом — в отличие от более позднего панельного жилья, они построены из кирпича. Сейчас квартал является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в то время безыскусные стандартизированные дома Мая стали объектом критики — за простоту.
Когда нарком промышленности Серго Орджоникидзе в 1933 году посетил эти места, он остался недоволен кварталом Мая — из-за отсутствия водопровода вокруг домов были построены распространявшие зловоние нужники — и заявил: «Вы назвали социалистическим городом кучу навоза». Орджоникидзе приказал перенести строительство жилья на западный берег реки, но в советской системе, где никакое решение не могло быть принято без одобрения Москвы, генеральный план для нового строительства не мог появиться быстро. В итоге советский градостроительный идеал все же был реализован: на западном берегу реки протянулись широкие проспекты, площади по сетке и соединенные с фабрикой трамвайной линией и четырьмя мостами. Но основная часть строительства на западном берегу развернулась уже после войны.
В 1931 году был открыт инженерно-строительный институт- филиал Уральского строительного. В мае здесь уже обучалось 113 студентов-металлургов. В 1932 году в Магнитке дала чугун первая домна, открылась первая школа, педагогический институт, кинотеатр, театр, аэроклуб. В июле 1933 года мартеновская печь № 1 выпустила первую сталь, в августе 1934 года был пущен стан 500, первый на Магнитке. 18 января 1936 года была открыта первая трамвайная линия Щитовые — заводоуправление, был заложен первый капитальный дом на правом берегу. В апреле 1937 года были закрыты донные шлюзы на плотине № 2, при заполнении водохранилища первая плотина и большая часть станицы Магнитной скрылись под водой. В 1934—1936 годах Магнитогорск был центром Магнитогорского округа Челябинской области. К 1939 году население Магнитогорска составляло 146 тысяч человек, открылось музыкальное училище. В апреле этого года в Нью-Йорке открылась международная выставка, на которой была представлена продукция Магнитогорского металлургического комбината.
В середине 30 – х годов в Магнитогорске побывали делегаты Международного геологического конгресса. Ученые из США, Канады, Франции и других стран назвали темпы строительства «Русским чудом». Но мы то знаем: что чудес не бывает! – только экономическая целесообразность. Иностранцы просто не могли поверить, что здесь еще весной 1929 года была почти безлюдная степь и только ковыль колыхался на ветру. «Русское чудо» состояло в том, что в течении каких то 5 лет, то есть к 1934 году на этом месте вырос один из крупнейших в Европе металлургических заводов с полностью завершенным циклом производства. На западе в те времена так быстро еще не строили.
Во время войны ММК принял и освоил на своей территории оборудование эвакуированных заводов прифронтовых районов, а это немного-немало — 34 предприятия. Это ряд заводовов Украины: Металлургический завод им. Дзержинского (Днепропетровск), Днепропетровский коксохимический завод, «Запорожсталь» и некоторые другие. Московские заводы: «Серп и молот», «Пролетарский труд», «Электросталь», заводы Ленинграда, Тулы, Харькова и много других.
С 1945 года началась застройка правобережья, в основном капитальными домами, часть из которых строилась немецкими военнопленными, военнопленными стран – союзниц Германии. Левобережная и правобережная части города связаны четырьмя магистральными мостами. Работавший в Магнитогорске в годы перестройки американский учёный Стивен Коткин в своей книге «Город стали» назвал Магнитогорск «мавзолеем Сталина». Действительно, город уникальный архитектурный идеологический образец эпохи.
В отличие от многих советских промышленных предприятий, «Магнитка» до последнего времени оставалась прибыльной. Впрочем, в IV квартале 2015 года на фоне экономического спада в России и рекордно низких мировых цен на сталь производство понесло убытки, и в этом году ситуация вряд ли улучшится. Многие опасаются повторения ситуации 2008 года, когда кризис привел к увольнению 3 тыс. рабочих. Тем не менее местные жители остаются отчаянными патриотами и верят в будущее своего города. Олег Фролов, главный редактор спонсируемой комбинатом газеты «Магнитогорский металл» говорит: «Да, критиковать есть за что, но я критикую его с любовью, так что он будет становиться все лучше. Он делает свой вклад в ВВП, в мощь всей страны. Не зря нас называют стальным сердцем Родины».