2021 июня 1918 года Ревтрибунал при ВЦИКе рассмотрел дело начальника Морских сил Балтийского моря Алексея Щастного. Ему было предъявлено обвинение «в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой во флоте, неисполнении приказов Советской власти и планомерной дискредитации ее в глазах матросов с целью ее свержения». Члены трибунала после пятичасового совещания признали доказанным, что Щастный «сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного, государственного переворота», и приговорили его к расстрелу.
ФОТО 1 — 2. А.М. Щастный
«Прошу обратить особенное внимание на мичмана Щастного»
Щастный родился в 1881 году в семье потомственных дворян. В 20 лет он окончил Морской кадетский корпус, а вскоре после выпуска уже участвовал в морских боях с японским императорским флотом в ходе русско-японской войны (19041905 гг.). Командир крейсера «Диана» так аттестовал своего подчиненного: «Прошу обратить особенное внимание на мичмана Щастного. Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте признания, как он» (здесь и далее цитаты приводятся по книге «Дело командующего Балтийским флотом А.М. Щастного»). В дальнейшем Щастного отмечали по службе не только как грамотного строевого офицера и минного специалиста, но и как гидрографа и ведущего специалиста флота в области новой тогда беспроволочной телеграфии.
Первую мировую войну (19141918 гг.) Щастный встретил старшим офицером линкора «Полтава», затем командовал эскадренным миноносцем «Пограничник». В февралемае 1917-го штабофицер для поручений при вице-адмирале Андриане Непенине, последнем командующем императорским Балтфлотом, в июле 1917-го флаг-капитан по распорядительной (строевой) части штаба командующего Балтийским флотом. Политические взгляды капитана 1-го ранга Щастного, оказавшегося после октябрьского переворота 17-го года (по советской терминологии Великая Октябрьская социалистическая революция) на службе большевиков, доподлинно неизвестны. Скорее всего, Щастного, как и многих других офицеров, воспитанных на сознании своего долга перед родиной, удерживала «невозможность покинуть свои посты, пока шла война». Именно по ее окончанию офицер намеревался покинуть флот, о чем свидетельствуют документы, опубликованные в книге о Щастном.
Карьера Щастного при Советской власти достигла высшей точки в жизни флотского офицера: постановлением Совнаркома от 5 апреля 1918 года он был назначен (кстати, против его воли, о чем есть документальные свидетельства) начальником Морских сил Балтийского моря. Фактически же «народный адмирал» исполнял обязанности командующего флотом по постановлению Совета комиссаров Балтийского флота с 22 марта, после смещения с этой должности Александра Развозова, последнего командующего флотом Балтийского моря при Временном правительстве.
Ледовый поход
Согласно пятому пункту Брест-Литовского договора, российский флот должен был сосредоточиться в русских портах, в противном случае он подлежал разоружению. Балтийский флот, базировавшийся к тому времени в Гельсингфорсе, куда он был передислоцирован в феврале 1918 года из Ревеля (Таллина) за неделю до захвата порта немцами (Щастный тогда планировал операцию в качестве первого помощника начальника военного отдела Центробалта), снова оказался в опасном положении. Новая угроза захвата флота исходила как от белофинских войск, руководимых Маннергеймом, так и от наступающих частей Германии. Германия спешно признала финское правительство, и, таким образом, флот оказался на территории признанного иностранного государства, что отдавало флот в руки немцев.
Главная сложность прорыва в Кронштадт заключалась в том, что толщина льда на большей части акватории Финского залива составляла до 75 см, а торосы от 3 до 5 метров. В таких условиях не только миноносцы и подводные лодки, но и крейсера и линкоры с бронированной обшивкой корпусов еще без ледоколов не плавали. Между тем этих судов катастрофически на флоте не хватало (стремясь сорвать увод флота, немецкие и белофинские агенты и предатели из числа экипажей захватили и увели три ледокола и попытались вывести из строя четвертый). Кроме того кораблям предстояло идти под постоянной угрозой обстрелов со стороны немцев и белофиннов, которые заняли острова, лежащие на пути следования.
В марте в Кронштадт удалось перебазировать семь линкоров и крейсеров под руководством Зарубаева. Проводкой кораблей занимались ледоколы «Ермак» и «Волынец». Перед переходом второго отряда в город Ханко в ночь на 3 апреля высадился 13-тысячный немецкий десант. Германское командование в лице адмирала Мейера потребовало саморазоружения кораблей. Балтийцы были вынуждены взорвать несколько подлодок и вспомогательных судов. Тем не менее 5 апреля Щастный отправил в путь второй отряд два линкора, два крейсера и две подлодки, который через пять дней благополучно прибыл в Кронштадт. Основная же часть кораблей (167 вымпелов) вышла пятью эшелонами под его непосредственным руководством 712 апреля. Всего до Кронштадта дошли 236 боевых кораблей и судов: шесть линкоров, пять крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 10 тральщиков, пять минных заградителей, 15 сторожевых судов, 12 подводных лодок, 45 военных транспортов, 25 морских буксиров, 14 вспомогательных и других судов.
Балтийский флот, таким образом, оказался единственной морской силой, которую удалось сохранить, в то время как Черноморский флот был затоплен по секретной телеграмме Ленина, а все боеспособные корабли и суда на Севере и Дальнем Востоке достались английским и японским интервентам.
ФОТО 3. Ледовый поход кораблей Балтийского флота, февраль-март 1918 г.
Арест с «товарищеским приветом»
Успешная стратегическая операция по выводу флота, что называется, из-под носа германских войск, получившая название «Ледового похода», в течение апреля мая 1918 года была одной из главных тем в ряде российских и зарубежных газет, а Щастного встретили в Петрограде как триумфатора. Поэтому появившееся 30 мая в прессе сообщение многих на флоте повергло в состояние шока: «Приказом по флоту и Морскому ведомству начальник морских сил Щастный, обнаруживший недостаток твердости духа и распорядительности, сеявший панику среди моряков Балтийского флота вместо того, чтобы вносить мужество и решительность к борьбе, и вмешивавшийся в политические вопросы с явно реакционными целями, уволен со службы и предается суду».
26 мая 1918 года Щастный по вызову комиссара по военным и морским делам Троцкого прибыл в Москву. Многие полагали, что в Петроград он вернется с наградой, но Щастный на следующий день после приезда был арестован в кабинете «военморды» и после допроса, который ему тут же учинил Троцкий (подробная стенограмма есть в деле), был препровожден в Таганскую тюрьму.
Вопрос о Щастном безотлагательно рассмотрел Президиум ВЦИКа. В деле имеется выписка из протокола 26, в которой сказано: «Одобрить действия Наркома по военным делам т. Троцкого и поручить т. Кингисеппу в срочном порядке производство следствия и представить свое заключение в Президиум ВЦИК». Из выписки следует, что единственным основанием для одобрения ареста Щастного явилось письмо Троцкого в Президиум от 28 мая 1918 года, которое также имеется в деле: «Уважаемые товарищи. Препровождаю при сем постановление об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного. Он арестован вчера и препровожден в Таганскую тюрьму. Ввиду исключительной государственной важности совершенных им преступлений мне представлялось бы абсолютно необходимым прямое вмешательство в это дело ЦИКа С товарищеским приветом Л. Троцкий». К письму была приложена копия постановления об аресте, в котором Троцкий считал необходимым предать Щастного «чрезвычайному суду».
ФОТО 4. Л.Д. Троцкий
Приговор
Трибунал признал доказанным, что он, Щастный, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Принимая во внимание, что вся эта деятельность Щастного проявлялась им в то время, когда он занимал высокий военный пост и располагал широкими правами во флоте Республики, Трибунал постановил: считая его виновным во всём изложенном, расстрелять. Приговор приведен в исполнение в течение 24 часов.
По словам историка белой эмиграции Сергея Мельгунова, «капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти. Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян за спасение Балтийского флота».