Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух языках туркменском и русском, занимаются земледелием, пьют калмыцкий чай с молоком, любят кавказские и калмыцкие танцы, поют татарские и ногайские песни), поэтому есть различия между ними и туркменами Турк-менистана.
Три с половиной века туркменская этническая группа продолжает жить по законам своих предков, находясь вдали от основной массы своих сородичей. Традиции ставропольских туркмен уходят глубоко в прошлое кочевого народа. Это особое уважительное отношение к старшим, почитание родителей, необыкновенное гостеприимство, некоторые обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, жизнь одной большой семьей, занятие скотоводством.
Влияние кочевой жизни наблюдается в обычаях и даже в приветствиях. Представители племен задают друг другу вопрос: «Аман мы» (Жив ли). Дальше интересуются здоровьем души, затем скота.
Человек, принесший радостную весть (союнчи) о рождении внука или внучки, получает в подарок овцу или другой скот (мерило ценности скотоводов). До сих пор у всех трех племен существует обычай: прежде чем поздравить с появлением малыша, туркмены выражают чувство радости в связи с тем, что роженица осталась жива. Это связано с тем, что без медицинской помощи число умерших рожениц в прежние времена было настолько высоко, что сократилась численность женщин, и в прошлом веке за невестой сваты ездили в Казань, а затем за калым отдавали в жены мужчинам аула Эдельбай.
Начиная с 1863 года на смену родовым аулам стали приходить смешаннные аульные общества, состоящие из нескольких родов. Процесс объединения этих родов, вызванный дифференциацией кочевых хозяйств, вовлечением их в рыночные отношения с развитым хозяйством соседних русских, требовал от избираемых вождей («аксакалов» и «старшин») не только выполнения функций защитников соплеменников, но и соблюдения общих интересов оседлого населения. При этом интересы туркмен, по-прежнему остающихся в кочевом состоянии, не совпадали с интересами туркмен прикрепленных к земле и являвшихся членами определенной земельной общины.
Таким образом, новые общественные отношения, вытекающие из новых экономических условий (переход к земледелию), вступали в противоречие с прежней общественной формой.
Можно с определенностью сказать, что в связи с перекочеванием туркмен из Средней Азии в Прикумские степи на территории их настоящего расселения сословное деление родов утратило всякое значение для практической жизни. Те беки, батыры, которые упоминаются в грамоте императора Александра I на имя туркмена Пир Тали Султана «по случаю утверждения его в ханском достоинстве», больше не являются героями и выразителями интересов масс, каждодневно теряя свое влияние при новых хозяйственных формах и отношениях.
Переход к земледелию коренным образом изменил быт туркмен, что наглядно описал известный исследователь Северного Кавказа Бентковский И.В. В частности, он пишет: «Весьма замечательна у туркмен та особенность, отличающая их резко от других мусульман, что отцы у туркмен наиболее любят дочерей, нежели сыновей».
Для наших старожилов это наблюдение ученого по крайней мере кажется странным. Ныне мы имеем обратное явление: для туркмен рождение сына является самым радостным моментом жизни, нежели рождение дочери.
В прежних кочевых условиях рождение дочери для туркмена (особенно обедневшего) давало солидные средства к существованию всей семьи, ибо получаемый калым от 300 до 5000 руб. являлся основой повышения материального положения семьи. В условиях товарного хозяйства утрачивается экономическая роль калыма, что влечет за собой пересмотр внутрисемейных и родовых ценностных приоритетов. Туркмен, прикрепленный к земле, получает 30-40 дес. удобной для пахоты земли, и земля для него — все. Он рад рождению сына-помощника в хозяйстве и наследника земли (речь идет о дореволюционном периоде, когда землей наделялись только мужчины). Таковы, на наш взгляд, причины изменения отношения туркмен к рождению ребенка в отличие от описываемого Бентковским И.В. в своем исследовании.
Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены представляют в конце 90-х годов XX в. единую этническую общность, в которой функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к седой древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшиеся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов — калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены представляются монолитной общностью, осознают себя единым этносом.
Таким образом, можно отметить, что небольшая группа туркмен Ставрополя (численность ее в лучшие времена не превышала 30 тысяч, а в худшие сокращалась до 5 тыс. человек) сумела сохранить свою этническую специфику до последнего десятилетия XX в. Это прослеживается и в языке, и в материальной и духовной культуре, и в развитости этнического самосознания. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии.

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен (трухмен). Ч.-2 Российские туркмены обогатили свою культуру традициями и обычаями соседних народов (в их семьях говорят на двух

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *