Главная / Вокруг нас / Сибирская экспедиция Кая Доннера 1914 г. Камасы (Камасинцы). Часть 1

Сибирская экспедиция Кая Доннера 1914 г. Камасы (Камасинцы). Часть 1

Второе путешествие Кая Доннера началось в июне 1914 г. До Тюмени Кая Доннера сопровождала молодая жена Грета (Маргарита) Доннер, урожденная фон Бонсдорфф.

Второе путешествие было намного короче первого и закончилось в октябре этого же года; осуществить его в полном объёме помешала Первая мировая война, начавшаяся тем же летом. Доннер прибыл через Тюмень в Тобольск, вдоль Иртыша и Оби добрался до Нарыма, после чего поехал через Томск в Красноярск. Из этого города исследователь хотел отправиться на пароходе на берег полярного моря для изучения енисейских и авамских самоедов. К сожалению, Доннер опоздал на пароход. Пришлось поехать в обратном направлении на склоны Саянских гор к камасинцам

Далее Доннер направился в Рыбинское. Оттуда – на восток, чтобы искать коттов. Они принадлежали к немногочисленной енисейской народности, проживавшей до середины XX в. на сибирских реках Канн, Бирюса, Агул и ассимилированной тюркским населением. Коттский язык* принадлежит к изолированной в генетическом отношении языковой семье. Это была неудачная поездка, так как народ был настолько русифицирован, что язык не сохранился. Одна старая женщина знала его, но забыла после кровоизлияния в мозг. На языке коттов пришлось поставить крест, так же как и на камасинском.

———————————————————————————————————————————

* Коттский язык — мёртвый бесписьменный язык одной из южных енисейских народностей с самоназванием kottuen (котты), существовавшей до середины XIX века. Коттский был распространён в Сибири в районе реки Енисей. Енисейская языковая общность представлена тремя близкородственными группами: ассано-коттской, арино-пумпокольской, кетско-югской. По сохранившимся материалам XVIII в. коттский и ассанский языки были очень близки друг другу, что как раз и служит порой основанием для их объединения в один ассано-коттский язык. Однако четко отграниченные друг от друга ареалы ассанских и коттских гидронимов, различия в фонетике, лексике и грамматике заставляют рассматривать их как два самостоятельных енисейских языка, образующих ассано-коттскую группу. До первых контактов с русскими в начале XVII века котты проживали в бассейне Кана, Бирюсы и в верховье Абакана, Мрассы и Кондомы. Предполагается, что последний район является исконно коттским. Раньше котты были расселены от бассейна Уды и Чуны на востоке до бассейна Томи на западе. Но ко второй половине XIX века котты растворились в иноязычной среде (южносамодийской, тюркской, бурятской и русской)

В наше время живых носителей коттского языка нет.

В первой половине XVII века положение коттов было трагическим вследствие их многоданничества: они были данниками русского царя, а также тубинских и киргизских князей, которые собирали дань не только для себя, но и для Алтын-хана, а также для джунгарских ханов. В виде дани у коттов забиралось все: ценные меха, орудия труда и прочее. Котты выплавляли железо и славились своими железными орудиями. Как и другие енисейские народности, котты были собирателями, охотниками и рыболовами. В середине ХVII века (по данным Б.О.Долгих) было около 860 коттов. А ко времени путешествий М.А.Кастрена по Сибири в середине XIX века насчитывалось не более 5 человек, которые еще владели коттским языком. Эти пять человек решили основать небольшое село на берегу Агула с целью сохранения своей народности, поскольку аборигены Сибири должны были платить царским властям меньше дани, чем русское население Сибири.

Читать еще:

Китайцы припахали тараканов к утилизации отходов

В Китае стали утилизировать пищевые отходы с помощью тараканов. Так, на ферме по переработке отбросов …

Добавить комментарий