ХРИСТИАНСКАЯ ЭРОТИКА ЭТО ВОЗМОЖНО. ИСТОРИЯ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ

ХРИСТИАНСКАЯ ЭРОТИКА ЭТО ВОЗМОЖНО. ИСТОРИЯ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Быть папским скульптором престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в

Быть папским скульптором престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в христианстве появились секс-символы.
С начала 15 века в Италии стали распространяться идеи, которые позже назовут «ренессансными». Католическая церковь не оставалась в стороне от моды и знала, где применить художников нового поколения. Из-за междоусобных войн и экономического упадка Рим находился в аварийном состоянии.
В 1418 году на Вселенском соборе в немецком Констанце был преодолен раскол и вместо трех пап выбран один. Не без приключений, но новый папа Мартин V попал в свою столицу. Он начал традицию брать на содержание Святым Престолом лучших итальянских художников. Их произведения должны были прославлять бога и, конечно, заказчика. Примеру папы последовали кардиналы, епископы, аббаты.
Таким образом Возрождение, идейно шедшее вопреки религии, во многом было оплачено католической церковью. Леонардо да Винчи рисовал фрески в монастырях и три года жил под покровительством папы Льва X. Микеланджело делал заказы для 9 римских пап. Рафаэль расписывал папский дворец и был главным архитектором строительства Собора святого Петра.
Скульпторы и художники проявляли незаурядную смекалку, чтобы получать церковное финансирование, но не подчиняться цензуре. Среди таких хитрецов был Лоренцо Бернини, один из основателей следующего за ренессансным стилем барокко.
Лоренцо Бернини обожала церковная верхушка и тихо ненавидели художники, которые находились в его тени. Ареной битвы с завистниками для него стал Рим, а оружием скульптура.
Судьба или везение
Семья Бернини происходит из Тосканы, но он родился в 1598 году в Неаполе. В то время это два разных итальянских государства Флорентийская республика и Неаполитанское королевство. Впоследствии семья переехала в третье Рим. Там Лоренцо работает вместе с отцом и становится первоклассным садовником.
Однажды семейную фирму Бернини пригласили создать сад для влиятельного мецената тогдашнего Рима кардинала Шипионе Боргезе, племянника папы Павла V. Заметив талант Лоренцо, кардинал становится его покровителем. Так появляются скульптуры на модную со времен Возрождения тему античной мифологии: «Эней, Анхиз и Асканий», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид». Римская элита в восторге, у Бернини теперь есть фанаты.
В 22 года Бернини создал бюст папы Павла V. Это была очень ответственная задача. Бюст понравился и карьера автора стремительно пошла вверх.
В 1623 году одного из поклонников таланта Бернини кардинала Маффео Барберини выбирают следующим папой. Он принимает имя Урбан VIII. Лоренцо становится придворным папским скульптором. Казалось, ему можно уже не волноваться о будущем.
Папские интриги
При Урбане VIII Бернини создает один из самых дорогих своих шедевров 30-метровый балдахин над главным алтарем в Соборе святого Петра, который обошелся папской казне в 200 тысяч скуди ( $ 8 миллионов на современные деньги). Но на место скульптора под солнцем опустилась туча, когда Урбан умер. Новым папой стал Иннокентий X из семьи Памфили, злейших врагов Барберини.
В 1646 году в центре конфликта оказались две колонны внутри Собора святого Петра. Они треснули из-за некачественных пьедесталов, спроектированных Карло Мадерна предшественником Бернини. Этим воспользовались давние завистники художника и убедили папу приказать снести колонны. Одним из инициаторов решения был давний враг Лоренцо, архитектор Борромини.
Но заслуги Бернини перед Ватиканом были уже слишком весомы. Несмотря на спор о дефектных колоннах, он не потерял статус главного папского художника.
«ЕСЛИ ВЫНЕСТИ ИЗ СОБОРА ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ КАВАЛЕР БЕРНИНИ, ТАМ ОСТАНУТСЯ ТОЛЬКО ГОЛЫЕ СТЕНЫ», ГОВОРИЛ ПРЕЕМНИК ИННОКЕНТИЯ, ПАПА АЛЕКСАНДР VII.
Я ТАК ВИЖУ!
Укрепление положения при враждебном папе развязало Лоренцо руки. С тех пор в его творчестве божественные образы начинают дополняться эротическими фантазиями.
Одно из самых известных произведений Бернини скульптурная группа, посвященная святой Терезе Авильской, в римской церкви Санта Мария делла Витториа. Испанская монахиня 16 столетия рассказывала, как во сне ангел пробил ее чрево золотой стрелой с огненным острием, от чего она почувствовала сладкую муку.
Мраморная фигура изображает женщину, которая явно наслаждается близостью с ангелом. Рот открыт, глаза закрыты, тело выгнулось. Ангел похож на сладострастного любовника.
Подобная история со скульптурой «Мученичество святого Лаврентия». По легенде, архидиакона римской христианской общины в 3 веке по приказу императора Валериана поджарили на железной решетке.
Персонаж Бернини лежит на левом боку, глаза закатились, он в состоянии экстаза. Страдания святого на смертном одре представляются другими.
Еще одна откровенная работа скульптура блаженной Людовики, созданная Бернини по заказу ее дальнего родственника, кардинала Альбертони. Статуя украшает капеллу Палуцци-Альбертони римской церкви Сан Франческо а Рипа.
Людовика изображена на ложе в момент мистического общения со Святым Духом. Но похоже, что у нее оргазм.
Откровенность скульптур, конечно, замечали современники Бернини. Но критиковать публично не решались. Во-первых, мастер находился под патронажем Святого Престола. Во-вторых, его месть могла быть монументальной.
ИСКУССТВО КАК МЕСТЬ
В 1667 году на римской площади Минервы привезенный из Египта обелиск поставили на монумент в виде слона. Над слоном работал Бернини вместе с учеником Эрколе Феррата, но конкурировать за заказ им пришлось с архитектором Доменико Палья, священником доминиканского монастыря. Проиграв, Палья убедил папу Александра VII в опасности первоначального проекта Бернини. Пришлось вносить изменения.
В ответ Бернини развернул слона задом к штаб-квартирк доминиканцев Палаццо делла Минерва. Можно заметить, что животное улыбается, а его мышцы напряжены, словно он вот-вот опорожнится.
Самая эпичная архитектурная баталия произошла между Бернини и Борромини. Они вместе работали над несколькими проектами, в частности над балдахином в Соборе святого Петра. Но их стили были слишком разными, Бернини имел большую популярность и заработок. Борромини завидовал коллеге, а тот издевался.
На площади Навона Бернини спроектировал фонтан Четырех рек. Скульптуры олицетворяют богов Нила, Ганга, Дуная и южноамериканской Ла-Платы. У фонтана стоит церковь святой Агнессы, строительство которой завершил Борромини.
Бернини расположил скульптуры богов на фонтане таким образом, что один из них будто насмехается над церковью, а другой прикрывает голову платком, будто не хочет ее видеть.
Фонтан Четырех рек до сих пор украшает площадь. Как и большинство произведений Бернини, он отлично сохранился.

ХРИСТИАНСКАЯ ЭРОТИКА ЭТО ВОЗМОЖНО. ИСТОРИЯ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Быть папским скульптором престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в

 

ХРИСТИАНСКАЯ ЭРОТИКА ЭТО ВОЗМОЖНО. ИСТОРИЯ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Быть папским скульптором престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в

ХРИСТИАНСКАЯ ЭРОТИКА ЭТО ВОЗМОЖНО. ИСТОРИЯ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Быть папским скульптором престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в

ХРИСТИАНСКАЯ ЭРОТИКА ЭТО ВОЗМОЖНО. ИСТОРИЯ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Быть папским скульптором престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в

.

 

Предыдущая запись Толкин рассчитывал скорость передвижения Фродо и Сэма так, чтобы это совпадало по времени с другими событиями книги
Следующая запись Об английской невозмутимости.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *