Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор практикуются в деревнях. Мы выбрали десять самых любопытных: встречайте заплетание березы, подношения камню, проводы русалки и сноп на дубе.
«Валун кратаць»
Кременец, Логойский район, Минская область
«Валун кратаць» это обряд поклонения камню, который лежит в бору рядом с деревней Кременец на севере Беларуси. Местные жители называют валун святым и верят, что если подвигать камень («пакратаць»), можно вызвать дождь. У камня необычная форма: он был бы абсолютно плоским, если бы не несколько лунок овальной и круглой формы. «Боженька тут стоял», объясняют старожилы происхождение этих углублений.
Чтобы вызвать дождь, у камня собираются вдовы и вдовцы всего 9 человек. У каждого должен быть деревянный кол в человеческий рост.
Колья запускаются под камень так собравшиеся пытаются его пошевелить. «Кратаюць» валун со словами: «Боженька, помоги, дождик принеси!»
После правильно исполненного обряда, по словам сельчан, осадки приходят либо в этот же день, либо на следующий. Случается и так, что пасмурная погода задерживается дольше, чем нужно: тогда нужно опять идти к камню и двигать его когда он «сядет» на место, дожди должны прекратится.
К камню не ходят с пустыми руками, в качестве даров ему приносят фрукты, сладости, цветы и деньги.
Если вы не верите в обряды, но будете в тех местах, то необычный камень все же стоит посетить хотя бы потому, что это не просто валун, а историко-культурная ценность республики Беларусь, с конца 1980-х годов носящая название «Кременецкое святилище».
«Кота печь»
Скирмантово, Дзержинский район, Минская область
В деревне Скирмантово популярна такая игра печь котов, а потом есть их. Настоящие животные тут ни при чем: фигурку животного делают из теста, к нему крепят ушки из сала, усы из макарон, рот делают из моркови или томата, глаза из ягод, а хвост заменяет палка колбасы.
Зачем же нужен кот Конечно, чтобы съесть его, но не просто так, а в ходе игры: кота подвешивают под потолок, а участники пытаются укусить его за хвост. При этом нельзя помогать себе руками.
В некоторых случаях сложность повышается: например, играющему запрещают улыбаться и смеяться, что непросто: все наблюдающие веселятся и хохочут.
Игра не привязана к определенному празднику, кота могут испечь и на Рождество, и на Михайлов день, когда люди отмечают окончание полевых работ и завершение свадебного сезона.
Если вы захотите приготовить скирмантовского кота, вот рецепт: чтобы замесить тесто, возьмите 0,5 литра молока, 2 яйца, 2 ложки сахара, чайную ложку соли, немного маргарина или масла, 40 граммов дрожжей и килограмм муки. Как тесто подойдет слепите голову, туловище, раскатайте ножки, а затем поставьте в духовку выпекаться. Потом соедините все части шпажками и ваш кот готов.
«Тянуть Коляду на дуба»
Новины, Березинский район, Минская область
«Тянуть Коляду на дуба» так называется обряд, который проводят 21 января в деревне Новины. Жители в этот день отправляются в соседнюю Мартьяновку: там стоит дуб, с которого ежегодно сбрасывают старый сноп пшеницы, символизирующий Коляду, и затягивают новый на хороший урожай, крепкие семьи и рождение детей.
Старожилы рассказывают, что раньше в Новинах всегда тянули на дуб первый сжатый сноп и деревянное колесо или борону, чтобы прилетали аисты.
«Нож» предлагает читателям повторить белорусский обряд. Январь, конечно, уже прошел, но если в будущем году вам нужно будет связать себя узами брака, родить ребенка или повысить урожай на приусадебном участке, то выполняйте следующие действия: в начале обряда обязательно порубите на полу старый веник так вы избавитесь от грехов. Например, если в праздничный день вы занимались вышивкой, убирались или делали макияж то рубить веник необходимо, сопровождая свои действия следующими словами: «Ой, нагрешила-нагрешила: и шила, и мыла, и стирала». Как закончите подбросьте веточки в воздух.
Когда грехи прощены, можно провожать Коляду. Поставьте сноп так, чтобы вокруг него можно было водить хоровод. Сделайте Коляде юбку и платок из кусков яркой ткани. После этого выносите фигуру на крыльцо или ко входу в подъезд, если вы живете в многоквартирном доме.
Коляду нужно везти в санях (или на другом доступном транспортном средстве) с уважаемой «бабкой» на ее роль подойдет женщина, которую можно описать как хранительницу счастливой семьи.
Когда ваша компания прибудет на место, снимите с дерева старую Коляду. Согласно поверью, парень, который будет заниматься сменой снопов, в этом году женится, поэтому принципиальным холостякам лучше держаться от снопов подальше.
После того как новая Коляда окажется на дереве, старую бросайте в костер. Вокруг нужно водить хоровод это нужно для того, чтобы был богатый урожай (в нашем случае финансовая стабильность). Затем раздайте всем участникам угощения: оладьи, горячий чай, сало и соленые огурцы и Коляда наверняка обеспечит им сытый год.
«Стрэчанне»
Новое Полесье, Лельчицкий район, Гомельская область
Сретение Господне отмечают на Гомельщине старинным обычаем: каждый год 15 февраля здесь наряжают елку символ вечной жизни и везут ее к кресту в центре деревни: считается, что эти действия принесут богатый урожай и счастье в домах, а также оградят сельчан от неудач.
Елка украшается не так, как на Новый год, к ее ветвям крепят цветы распустившиеся бутоны символизируют весну и сулят исполнение желаний.
Пока елка едет к кресту, за телегой следуют местные жители и гости. Когда дерево установлено, вокруг него водят хороводы.
Затем в другом месте разводят костер еще один элемент обряда. Раньше на нем сжигали старые ненужные вещи, чтобы огонь забрал плохое. Теперь же его используют, чтобы погреться и поджарить сало на прутьях.
«Саракi»
Валавск, Ельский район, Гомельская область
На юге Беларуси есть традиция запускать в небо жаворонков. Так здесь проводят обрядовый праздник встречи весны «Саракі», приходящийся на 22 марта. Раньше верили, что жаворонки это принявшие форму птиц души предков, которые прилетают весной пробуждать природу.
Сам обряд проводится так: сначала нужно испечь из теста сорок фигурок птиц, по числу святых мучеников Севастийских. Затем нужно сорок раз прокатить деревянное колесо, украшенное цветными лоскутками, по деревне и по полю.
Колесо символ солнца, греющего землю: от него зависит урожай.
После катания колеса испеченные фигурки птиц высыпаются на скатерть или платок и подбрасываются так «жаворонки» взлетают в небо. В это же время участники обряда должны громко зазывать птиц: «Жавароначкі, прыляціце! Зямлю-матухну абудзіце і дожджыкам напаіце!»
В конце обряда все участники угощаются испеченными жаворонками и играют в традиционные игры: водят «ручеек», качаются на качелях и перекатывают между собой украшенное колесо.
«Стрилка»
Бездеж, Дрогичинский район, Брестская область
«Стрилка» это танец-хоровод, традиционно исполняющийся в деревне Бездеж в первый день Пасхи. Так жители отмечают окончание Великого поста и открывают праздничные гулянья.
Интересно, что обряд «Стрилка», уходящий своими корнями в язычество, проводят рядом с православным Свято-Троицким храмом, находящимся в этой деревне.
Жители признаются, что не знают, когда люди стали водить «Стрилку», считается, что обычай существовал испокон веков. Сейчас же эта традиция занесена в государственный список нематериального наследия Беларуси.
Перед обрядом в храме проходит служба, на местном диалекте ее название звучит как «Нешпар». После службы и крестного хода бездежцы и гости собираются на церковной площади.
Все берутся за руки и с песнями водят хоровод, причем не по кругу, а в форме подковы или тетивы лука. Отсюда и название «Стрилка».
Внутри стрелки стоят небольшие группы детей они символизируют «зернышки». Обряд посвящается будущему урожаю.
«Заплетание березы»
Лобковичи, Кричевский район, Могилевская область
«Заплетание березы» обряд, проводящийся на Троицу. Каждое лето в этот день женщины и девушки деревни Лобковичи сплетают венки, берут с собой угощения и с песнями отправляются в березовую рощу.
В роще им нужно найти два стоящих рядом молодых дерева. Ветви заплетают как косу или венок, украшают цветными лентами, при этом загадывают желания.
Затем деревья наклоняют друг к другу и переплетают их верхушки так получается березовая арка. Вокруг и через нее водят хороводы с песнями, гадают на будущее, устраивают игры, а главное, кумятся.
При кумлении девушки парами проходят под березовыми воротами, обмениваются венками и трижды целуются со словами: «Пакумімся, кума, пакумімся, каб нам не сварыцца, навек паддружыцца».
Главные угощения на Троицу яичница на шкварках, приправленная зеленым луком и укропом, и пироги с яичной начинкой.
Обряд заплетания березы не обходится без гаданий: загадав желание, женщины бросают свои венки на березу или в реку. Если он повиснет на ветвях или поплывет по воде загаданное сбудется.
«Вождение куста»
Меркуловичи, Чечерский район, Гомельская область
Как и заплетание березы, этот обряд проводят на Троицу. Чтобы в деревне собрали хороший урожай, а люди жили без ссор, молодую девушку наряжают кустом.
Чтобы сделать юбку для «куста», местные жители связывают в охапки кленовые и липовые ветви и нашивают их на ленту.
Не любая девушка может исполнять главную роль, претендентку тщательно выбирают: девушка должна быть положительной во всех отношениях, не сквернословить, вести себя прилично и быть доброй.
По традиции куст и сопровождающие обходят дома, желая всех благ, процветания и хорошего урожая. В свою очередь хозяйки выносят гостям щедрое угощение.
Обойдя все дворы, куст и компания идут к реке. Там на венок, сплетенный из тех же ветвей, что и юбка куста, повязывают красные ленточки каждый узелок символизирует желание. В руки исполнительнице главной роли дают хлеб и соль, венок с желаниями трижды надевают на героиню праздника, а затем спускают его на воду. Затем троицкий хлеб разделяют между всеми участниками обряда.
В деревню возвращаются через рощу, где верхушками связаны две березки, все желающие могут пройти обряд кумления. В завершение праздника на улице накрывается общий стол.
Купалье
Александрия, Шкловский район, Могилевская область
Купалье так на Шкловщине называют праздник Ивана Купалы. Обряды почитания природных сил огня и воды должны защитить сельчан от нечистой силы, а собранные травы принести здоровье и силу.
На высоком месте неподалеку от деревни устанавливают заранее приготовленное чучело, символизирующее Купалу. В купальскую ночь ему подносят угощения, водят вокруг хороводы, поют песни. В конце праздника чучело сжигают, а желающие добавить себе здоровья или обзавестись потомством прыгают через этот костер.
Купальские игры обладают особым смыслом. Например, обливая друг друга водой, молодые люди могли составить пары: считалось, что парень женится на первой облитой им девушке.
В венки для гаданий на Шкловщине вплетают ромашки символ чистоты и невинности, а также злаковые культуры, такие как лен и овес символы достатка. Самый важный элемент листья папоротника.
«Проводы русалки»
Великий Бор, Хойникский район, Гомельская область
В деревне Великий Бор до сих пор живет поверье о русалках.
В представлении местных, русалки это вредные существа, живущие в водоемах вроде прудов и канав. Излюбленные русалочьи способы пакостить живым: заплетать гривы коням так, что потом никто не может распутать; красть и топить детей; отбирать у коров молоко; портить растения; вить «завитки» из пучков ячменя или ржи и подбрасывать соседям, чтобы те начинали ссориться и завидовать друг другу.
На Русальной неделе, которая начинается сразу после Троицы, эта нечисть выходит из лесов, рощ и болот поближе к людям. В это время нельзя работать ни в поле, ни в огороде. У посевов можно появляться только в крайнем случае, только днем и обязательно вместе с кем-то.
В эти дни в Великом Бору проводят обряд «Проводы русалки» символическое изгнание этих существ в поле, подальше от человеческого жилья.
На роль русалки выбирают молодую незамужнюю девушку. Ее наряд мастерят из ветвей, трав и цветов. Стражи, которыми назначают молодых парней, водят ее из одного конца деревни в другой под обрядовые песнопения.
«Проводы русалки» оканчиваются в поле за деревней: участники процессии идут за русалкой и несут сплетенные из трав венки. В поле разжигается костер, все венки нужно пронести над огнем пламя наделяет их силой плодородия. После проводов каждый забирает венок и оставляет на своем огороде.
Когда садится солнце, русалка убегает в поле вместе со своими охранниками, которые стараются защитить ее от сельчан. Жители же стремятся догнать русалку и сорвать с нее зеленый наряд считается, что эта зелень обладает особой силой и помогает растениям обильно плодоносить.

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

 

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

Испечь кота и спровадить русалку: самые интересные белорусские обычаи, которые практикуют сегодня Издание «Беларусь сегодня» выпустило спецпроект о древних народных обычаях, которые до сих пор

.

 

Предыдущая запись Иллюстрация «Поцелуй кентавра», 1924 год.
Следующая запись Федор Тютчев

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *