Последний советский истребитель-биплан

Последний советский истребитель-биплан Бои в Халхин-Голе в 1939 году стали военным дебютом и одновременно звездным часом советского истребителя И-153. Спустя год его признали устаревшим

Бои в Халхин-Голе в 1939 году стали военным дебютом и одновременно звездным часом советского истребителя И-153. Спустя год его признали устаревшим самолетом.
Истребитель И-153: временный, но необходимый
В конце 1930-х годов принятый на вооружение Красной Армии истребитель И-15 в значительной мере устарел. В качестве срочной замены требовался простой в производстве и массовый самолет. И он был создан советским «королем истребителей» Николаем Поликарповым всего за три месяца. При этом, если в мире наметился переход к строительству истребителей-монопланов, то Поликарпов продолжал совершенствовать отработанную ранее биплановую компоновку. Это позволяло на короткий срок (12 года) обеспечить вооруженные силы хорошим по меркам конца тридцатых годов самолетом-истребителем. Во многом это было временной и вынужденной мерой.
ФОТО 1. Конструктор И-153 Николай Поликарпов.
Свое прозвище «Чайка» И-153 получил за характерную форму центроплана верхнего крыла. В сравнении с И-15 и И-153 «Чайка» имел целый ряд преимуществ. В отличие от И-15, новый самолет имел убирающиеся шасси, более мощный двигатель М-62 (на поздних М-63). Значительно было усиленно и вооружение. Опыт применения И-15 в Испании и Китае показал, что его вооружение из пулеметов ПВ-1 (авиационный вариант пулемета Максима) является уже явно слабым.
Военные требовали установки на новый самолет крупнокалиберных пулеметов или автоматических пушек. Тем не менее, значительная часть И-153 получила на вооружение по четыре 7,62-мм авиационных пулемета ШКАС. Небольшое количество «чаек» оснащалось крупнокалиберным пулеметом Березина. Существовал и вариант с пушечным вооружением, когда в плоскости, ометаемой винтом, были установлены две 20-мм автоматических пушки ШВАК. Помимо пулеметного и пушечного вооружения истребитель мог нести до 200 кг. бомб или восемь 82-мм реактивных снарядов, которые могли использоваться как в воздушном бою, так и для штурмовки наземных объектов. Производство «чаек» было развернуто на авиазаводе 1 в Москве. Всего в 19391941 гг. было выпущено 34376 истребителей И-153.
Река Халхин-Гол: боевое крещение «чаек»
Поучаствовать в гражданской войне в Испании И-153 не успел и принял боевое крещение в масштабных воздушных боях с японской авиацией на Халхин-Голе в июле 1939 года. Для завоевания господства в воздухе в Монголию были отправлены лучшие советские летчики и новейшие типы самолетов. Первоначально И-153 считался секретным самолетом и пересекать границу в ходе боевых действий данным машинам строго запрещалось. Но в дальнейшем этот запрет сняли. Предполагалось, что японские пилоты будут принимать И-153 за устаревший И-15 и «чайки» сыграют роль своего рода приманки.
ФОТО 2. И-153 на Южном фронте, 1941 года.
Подобный маневр удался в июле 1939 года девятке И-153 во главе с Героем Советского Союза С. И. Грицевцом, когда «чайки» внезапно контратаковали группу японских самолетов, сбив четыре из них без потерь со своей стороны. Но очень скоро японцы сделали вывод, что против них применяется совершенно новый на театре военных действий самолет, ошибочно именуя его И-17. В качестве замены И-15 в Монголии «Чайка», безусловно, сыграла свою положительную роль, но основным самолетом в борьбе с авиацией противника так и не стала. Всего в Монголии в боях были задействованы 70 И-153. При этом потери составили 22 машины: 16 «чаек» погибли в воздушных боях и еще 6 были потеряны в результате аварийных ситуаций.
Истребитель-биплан в борьбе на Западе и Востоке
В ходе советско-финляндской войны «чайки» продолжали активно использоваться ВВС армии и Балтийского флота. На начальном этапе боевых действий, когда противодействие финской авиации практически отсутствовало, И-153 привлекались к штурмовым ударам по войскам и коммуникациям противника. Так, в результате ударов по железнодорожным коммуникациям было уничтожено и повреждено 45 финских военных эшелонов.
В 1940 г. «чайки» приняли участие в нескольких боях с немногочисленной финской авиацией. После советско-финляндской войны И-153 был уже признан устаревшим самолетом, который не мог на равных сражаться с истребителями-монопланами ведущих стран мира. Но при этом к началу Великой Отечественной войны «чайки» наряду с И-16 и И-153 продолжали составлять основу советской истребительной авиации.
ФОТО 3. И-153 ВВС Балтийского флота.
Ряд в будущем известных советских летчиков начинал свой боевой путь в Великой Отечественной войне именно на «чайках». Так, войну на И-153 вступили будущие дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов и Ахмет-Хан Султан. Зимой 1942 г. «чайки» стали использоваться для прикрытия ночных бомбардировщиков-бипланов. В дальнейшем «чайки» применялись и в специфических условиях битвы за Кавказ. С 1943 году И-153 все реже использовались на фронте. «Чайки» теперь применялись в основном для патрулирования и связи. Дольше всего И-153 сохранялись в ВВС флота. Так, «чайки» ВВС Черноморского флота принимали участие в воздушных сражениях над Кубанью. До 1945 года И-153 оставались и на Дальнем Востоке, правда, в советско-японской войне уже уступили свое место более современным машинам.
Помимо советских летчиков, на «чайках» летали китайские пилоты. В 19371942 годах СССР оказывал Китаю значительную военно-техническую помощь в Китай направлялись военные советники, поставлялось вооружение, включая танки и авиацию. Всего в Китай отправили 1250 самолетов, 93 из которых были И-153. Самолеты в разобранном виде доставлялись в Алма-Ату, затем на грузовиках перевозились в Хами, где проводилась сборка «чаек», после чего истребители перегонялись китайскими летчиками к месту дислокации. Кроме того, несколько десятков И-153 использовались и финской стороной. Восемь машин захватили в ходе советско-финляндской стороны, а часть уже в ходе Великой Отечественной войны. Так, десять «чаек», из числа захваченных в Западных советских округах немцы продали финнам. Эти машины финские ВВС использовали вплоть до 1943 года.

Последний советский истребитель-биплан Бои в Халхин-Голе в 1939 году стали военным дебютом и одновременно звездным часом советского истребителя И-153. Спустя год его признали устаревшим

Последний советский истребитель-биплан Бои в Халхин-Голе в 1939 году стали военным дебютом и одновременно звездным часом советского истребителя И-153. Спустя год его признали устаревшим

Последний советский истребитель-биплан Бои в Халхин-Голе в 1939 году стали военным дебютом и одновременно звездным часом советского истребителя И-153. Спустя год его признали устаревшим

.

Предыдущая запись Colin Staples (Колин Стэплес) современный австралийский художник, родился в 1959 году.
Следующая запись История убийства Паоло Борселлино, Сицилия, 1992 год.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *