«Союз-1» Гибель космонавта Комарова

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

«Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин.
ФОТО 1. Владимир Михайлович Комаров.
ФОТО 2. Владимир Комаров и его дублер при подготовке полета «Союза-1» Юрий Гагарин.
Программа полёта предусматривала не только первое испытание корабля серии в пилотируемом режиме, но и сразу первую в мире стыковку пилотируемых кораблей с запускаемым вслед кораблём «Союз-2» с экипажем Быковский, Елисеев, Хрунов и переход через открытый космос последних двоих для возвращения на «Союзе-1», в котором для них были установлены второе и третье индивидуальные кресла-ложементы. Ввиду неполадок на «Союзе-1», старт однотипного второго корабля «Союз-2» был отменён, что спасло жизни его экипажу.
Полёт со стыковкой пилотируемых кораблей планировался на недостаточно отработанных аппаратах три беспилотных испытательных полёта кораблей «Союз» (7К-ОК 2, известный как «Космос-133»; 7К-ОК 1, старт которого был отложен, но привёл к срабатыванию системы аварийного спасения и взрыву ракеты на стартовом сооружении; 7К-ОК 3 «Космос-140») оказались полностью либо частично неудачными, а инженеры зафиксировали 200 замечаний к конструкции корабля. Руководство СССР и космической отрасли было недовольно тем, что за предыдущие два года в СССР не было ни одного пилотируемого полёта (после досрочного прекращения рискованной и малоперспективной программы «Восход»), в то время как США с марта 1965 года по ноябрь 1966 года провели десять пилотируемых полётов по программе «Джемини», впервые в мире осуществив орбитальные маневры, сближение кораблей и орбитальную стыковку, поставив рекорды длительности и высоты пилотируемого полета, а также длительности выхода в открытый космос. С другой стороны, руководство космической программы после смерти С. П. Королёва (в январе 1966 года) имело явно недостаточный авторитет у политического руководства СССР для организации принятия решения о продолжении доводки неотработанных кораблей в автоматическом режиме. Кроме того, испытательные полёты «Союзов» были полезны для подготовки советской лунной программы, в которой лунно-облётный корабль Л1 «Зонд» и лунно-орбитальный корабль-модуль ЛОК экспедиционного комплекса Л3 были унифицированы с «Союзами», а лунно-орбитальный ЛОК и лунно-посадочный ЛК корабли-модули комплекса Л3 также использовали стыковку с переходом члена экипажа через открытый космос.
ФОТО 3. Рисунок художника, стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5» 16 января 1969 года. Аналогичная программа полёта была у кораблей «Союз-1» и «Союз-2А». Космонавты должны были в скафандрах «Ястреб» выйти в открытый космос, используя бытовые отсеки как шлюзовые камеры, и перейти из одного корабля в другой.
Неполадки начались сразу после выхода корабля «Союз-1» на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль стал испытывать дефицит электроэнергии. Космонавт пытался открыть солнечную батарею раскруткой корабля вокруг своей оси, однако это не привело к желаемым результатам. Вследствие этой неисправности полёт был досрочно прекращён, и корабль успешно сошёл с орбиты. Однако, уже после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы: по окончательно неустановленным причинам вытяжной парашют на высоте 7 км (при скорости около 220 м/с) не смог вытянуть из лотка основной парашют; при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной системы; спускаемый аппарат (СА) ударился о землю со скоростью около 50 м/с, что привело к мгновенной гибели космонавта. Были повреждены ёмкости с пероксидом водорода, который, как сильный окислитель, усугубил пожар, в результате чего СА практически полностью сгорел.
Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики.
Окончательно причина невыхода основного парашюта не выяснена, чаще всего упоминаемые причины:
— нарушение технологии на заводе: при подготовке СА к окраске не был закрыт промасленной бумагой полированный лоток выброса парашюта. Внутренняя поверхность лотка был покрашена вместе с СА, на участке спуска из-за нагрева аппарата о воздух краска стала липкой, и вытяжной парашют не смог вытянуть прилипший основной парашют;
— на полированный лоток могли осесть летучие фракции химреагента тепловой защиты во время его полимеризации в автоклаве из-за того, что смежники запаздывали с изготовлением крышек парашютных контейнеров и контейнеры во время этой процедуры были закрыты подручными материалами и, аналогично предыдущему случаю, внутренняя поверхность лотка стала липкой, в связи с чем вытяжной парашют не смог вытянуть прилипший основной парашют;
— рассматривался также вариант деформации стенок парашютного лотка в полёте из-за перепада давлений.
Из дневника Николая Петровича Каманина:
Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров.
ФОТО 4. Советские военные перед останками космонавта Владимира Комарова.
По итогам расследования причин аварии, СА КК «Союз» парашютная система была модифицирована технологию покраски и нанесения тепловой защиты изменили, контейнеры сделаны расширяющимися, стенки их утолщили.
ФОТО 5-6. Родные и близкие у могилы Героя Советского Союза Летчика-космонавта СССР Владимира Комарова во время похорон.
После катастрофы «Союза-1» последовал полуторагодовой перерыв в пилотируемых полётах, конструкция корабля была значительно переработана для повышения его надежности, было выполнено 6 беспилотных отработочных пусков, в числе которых в 1967 году состоялась первая автоматическая стыковка двух «Союзов» («Космос-186» и «Космос-188»). В 1968 году возобновились пилотируемые полеты, а в 1969 году проведены первая пилотируемая стыковка по невыполненной в 1967 году программе (корабли «Союз-4» и «Союз-5») и групповой полёт трёх кораблей сразу.

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

«Союз-1» Гибель космонавта Комарова «Союз-1» первый советский пилотируемый космический корабль () серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *