Мы целуем друг друга в знак приветствия или прощания, чтобы выразить радостные эмоции или попросить прощения, в качестве признания в любви или сексуальной прелюдии. Поцелуй один из самых распространенных сюжетов в мировой художественной культуре. Но как людям вообще пришло в голову целоваться и где искать корни этой практики Историю одного из самых позитивных видов человеческой деятельности рассказывает Алиса Загрядская.
Из истории поцелуев
Древнейшие упоминания любовных поцелуев в том числе, как бы мы сейчас сказали, «французских» можно встретить в шумерской и древнеегипетской поэзии. Древнегреческий историк Ксенофонт в жизнеописаниях персидского царя Кира упоминает об обычае персов целоваться в губы при прощании. Разные типы персидских приветствий, в зависимости от статуса целующих, приводил Геродот: равные целовались в губы, а в случае, если один был по положению выше, в щеку. В древнеиндийской «Махабхарате» встречается братское лобзание («в голову»), которым приветствуют друг друга сыновья царя Панду.
«Встреченный приветливо троими (братьями) Арджуной и обоими близнецами, поцелуй их в голову и побеседуй с ними ласково, о царь!»
Махабхарата «Книга пятая. Удьйогапарва, или Книга о старании»
Также в эпосе можно встретить описание романтического поцелуя между влюбленными. Техническая сторона вопроса рассматривается в «Камасутре», которая выделяет разные типы и методики этого действия (раздел «О любовном соединении»). Древний трактат довольно прозорливо отмечает: каким будет поцелуй, зависит от желания партнеров и локальных культурных установок.
Целуют в лоб, в щеки, в губы, локоны, грудь, соски, внутреннюю часть рта. У жителей Латы также подмышки, низ живота, в место соединения бедер.
«В силу влечения и местных обычаев бывают поцелуи в те или иные места, но их не должен применять каждый».
Ватсьяяна Малланага «Камасутра»
Библейские персонажи в разных социальных ситуациях также обмениваются поцелуями. Самые горячие из них в «Песни Песней» Соломона, которая начинается с того, что Суламита восклицает: «О пусть он целует меня поцелуями уст своих! Ибо лучше вина твои ласки!». А наиболее дурная репутация у новозаветного поцелуя Иуды, с помощью которого тот указал стражникам на Спасителя. Римляне выделяли несколько видов поцелуев, которые имели как любовно-романтическое, так и статусное значение. Поцелуй руки или щеки называли osculum, поцелуй в губы basium, а поцелуй страсти suavium.
Несмотря на то, что прикосновение губами к губам другого человека распространено в разных обществах и отражено в древней литературе различных стран, в некоторых туземных культурах оно не было общей практикой и появилось под влиянием европейцев. В качестве примера приводят коренные народы Австралии, Таити, африканские племена, эскимосов и полинезийцев. Чарлз Дарвин описывал малайский поцелуй:
«Женщины присели на корточки, подняв лицо кверху; спутники наши нагнулись к ним, приложились переносицами к их носам под прямым углом и стали нажимать. Продолжалась эта церемония несколько дольше, чем наше обычное дружеское рукопожатие».
По мнению некоторых исследователей, даже на Западе поцелуи вошли в употребление не сразу. Рост их популярности связывают с индийским походом Александра Македонского, который покорил некоторые царства, откуда впоследствии распространилась эта практика. И это при том, что в современной Индии за публичные поцелуи можно попасть под арест (по статье Уголовного кодекса «О непристойных действиях в общественном месте») или получить удар палкой от местных блюстителей морали. Те считают такое поведение как раз следствием насаждения западных ценностей. С таким положением вещей борются активисты местного движения iss of Love («Поцелуй любви»), которые выходят на митинги и, конечно, целуются.
Кстати, в классическом индийском кино, которое снимается для внутреннего рынка, тоже не встретишь откровенных лобзаний максимум целомудренное прикосновение губами ко лбу. Кинематографическим влюбленным остается выражать любовное чувство только посредством танца.
Схожего мнения о тлетворном влиянии Запада придерживаются и некоторые авторитетные издания в Китае.
В 1990 году пекинская газета Worers Daily писала, что «агрессивные европейцы принесли в Китай обычай поцелуев, вульгарную практику, которая наводит на мысли о каннибализме».
Однако Запад долго был достаточно строг и к себе самому. В 1896 году мировая общественность была шокирована немым фильмом «Поцелуй». На пленке в течение 18 секунд мужчина скорее пытается поцеловать, чем целует свою кокетствующую даму сердца. Тем не менее фильм вызвал большой резонанс и был осужден лидерами мнений и религиозными организациями. В течение долгого времени после этого такие непристойные действа на экранах не появлялись.
В современную массовую культуру откровенные поцелуи проникли после отмены в конце 1960-х годов кодекса Хейса, который запрещал показ любых вольностей. До этого звезды классического Голливуда имели право соприкасаться губами не дольше, чем на пару секунд, «сухим» способом. Поэтому именно так, в духе невинного первого поцелуя детей, выражают свои чувства Скарлетт и Ретт Батлер в «Унесенных ветром» либо происходящее просто заслоняется от зрителя, как в знаменитой сцене у подножия лестницы.
Смысл и символическая роль поцелуев
Поцелуи выполняют разные функции в зависимости от ситуации: как правило, мы отлично понимаем, чем целомудренный поцелуй отличается от страстного, а романтический от ритуального.
С поцелуями романтическими всё более-менее понятно: это выражение чувственной любви и страсти. Этот сюжет один из самых частых в искусстве, будь то изображение Амура и Психеи, Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески или безымянных влюбленных Климта, олицетворяющих саму любовь. Другой не менее распространенный сюжет нежный родительский поцелуй, который дарит ребенку, как правило, мать.
Любопытно, что в иконографии Богородицы, как католической, так и православной, сюжет, в котором Дева Мария целовала бы младенца Христа, практически не встречается (вероятно, это объясняется нежеланием заслонять лик Спасителя и уменьшать его значимость).
Выражающие привязанность, симпатию и радость поцелуи распространены между родственниками, друзьями и другими близкими людьми. Как правило, к ним прибегают в особые моменты или после долгой разлуки. Такие поцелуи упоминаются еще в Библии, например, когда Иаков вернулся в Палестину к брату Исаву, тот бросился «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его» (Бытие. 33:4). Когда Одиссей вернулся домой, он поцеловал сына Телемаха и жену Пенелопу. А служившие ему пастухи Эвмей и Филотий покрыли поцелуями его руки и ноги.
Прикосновение губами может быть жестом приветствия. В европейском мире оно во многом имеет религиозные и обрядовые корни. Лиминальные (пороговые) ритуалы, связанные с гостеприимством, предполагали демонстрацию добрых намерений и временное принятие гостя в дом в качестве «своего». Это позволяло сторонам поверить, что никто никого не заколет ночью и в целом смириться с чужим этосом, проведя его через собственные ритуалы. Лобзание гостя один из таких ритуалов принятия, как и совместная трапеза.
Подобные ритуальные поцелуи, обозначающие гостеприимство или политический союз, благополучно дожили до XX века. Например, Брежнев щедро одаривал поцелуями политиков и известных персон.
Генсек любил дважды облобызать человека в щеки и припечатать финальным поцелуем в губы. Неясно, сколько в этом было радушия, а сколько желания доминировать, но вступать в такую близость с широкобровым лидером Страны Советов хотели далеко не все: Николае Чаушеску наотрез отказался, а Фидель Кастро оборонялся сигарой.
Лиминальное значение и сегодня проявлено в поцелуе, которым скрепляют союз новобрачные. Несмотря на то, что в современном мире жених, скорее всего, неоднократно целовал невесту до свадьбы, именно этот поцелуй имеет особый смысл. Поцелуи как инициатическое действие практиковались и в различных тайных обществах. Символика поцелуя, обладающего мистической силой и помогающего переходу, сформировалась еще в народных верованиях и нашла отражение в легендах и сказках. Чудовище после поцелуя героини превращается в принца, а Спящая красавица, наоборот, пробуждается от поцелуя принца всё это истории о новой жизни, которая начинается в любовном союзе.
Также поцелуй может стать спонтанным выражением ликования и торжества перед лицом объединяющего людей радостного чувства, которое бросает в объятия друг к другу даже незнакомцев. Например, в день, когда закончилась война.
Фотограф Альфред Эйзенштадт рассказывал о появлении знаменитого снимка «День Победы над Японией на Таймс-сквер» с медсестрой и моряком: «Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру».
Схожим образом целуются члены победившей спортивной команды или ликующие болельщики, причем зачастую отбрасывая половые ограничения.
Особая группа поцелуев связана не с человеческими отношениями, а с переживанием возвышенного и священного. Предметом целования в этом случае оказывается то, что историк религии Мирча Элиаде называл иерофанией, зримое воплощение сакрального. Тот же Одиссей, вернувшись домой, в первую очередь поцеловал не семью, а землю родной Итаки.
Поцелуи почтения и благоговения так или иначе присутствуют во многих религиозных ритуалах, в особенности христианских. В знак почитания прикладываются к иконам, мощам и другим священным реликвиям. В католической церкви до второй половины ХХ века существовал обычай целования папских ног, в православной прикасаются губами к руке священнослужителя при благословении. Отголоски сакрального почитания есть и в традиционных воинских ритуалах поцелуй знамени или оружия.
У благоговейных поцелуев святых предметов есть и нечестивый брат-близнец так называемый срамный поцелуй, который, по преданиям, практиковался на шабашах ведьм.
Предполагалось, что дьяволу лобзают ягодицы или анус, закрепляя таким образом союз с нечистым.
Такая практика была одной из популярных статей обвинения в ведовских процессах. В целовании зада дьяволу, который при этом принимал облик черного кота, в средневековых трактатах обвиняли катаров (если вы давно хотели узнать, что значит название группы iss The Anus Of A Blac Cat, то вот ответ). Кроме того, «срамный поцелуй» в отношении магистра инкриминировали в числе прочих непотребных деяний рыцарям ордена тамплиеров.
Трактовки поцелуев в науке
Физиология поцелуев достаточно прозрачна: на губах и языке имеется множество нервных окончаний, которые делают процесс по-настоящему увлекательным. В нем задействованы черепные нервы, которые обрабатывают сенсорную информацию и влияют на деятельность мозга. Куда менее понятно, являются ли поцелуи специфически человеческим явлением и как возникает желание целоваться.
Часть исследователей полагают, что это интуитивное поведение, которое уходит корнями в практики кормления у животных и проверку здоровья потенциального партнера.
Другие настаивают на том, что целоваться многие народы научились в ходе культурного обмена, а значит, это поведение, которое вырабатывается социальным научением.
Одну из первых исторических работ об этом явлении написал в XVII веке немецкий литератор Мартин фон Кемпе. Он создал своего рода энциклопедию поцелуев, разделив их на 20 видов в зависимости от ситуации. Кемпе сопроводил работу ссылками на примеры из античной и христианской культуры, медицинских трактатов и юридических документов.
Другое исследование типов и происхождения поцелуя принадлежит датскому филологу Кристоферу Нюропу. В книге «О поцелуях» Нюроп смотрит на этот феномен с точки зрения истории культуры и анализирует отражение поцелуев в религии и искусстве. Уже в 1897 году Нюроп задается вопросом: «Есть ли поцелуй акт первобытный, естественный, или нет»
Автор связывает поцелуи со вкусом и обонянием, предполагая, что первичны как раз поцелуи взасос, которые имели целью попробовать на вкус и уловить запах, а потом редуцировались до выражения разных чувств: благодарности, восхищения, смирения или стали формой приветствия.
А принятый у диких племен поцелуй носа рассматривает как аналог европейскому, не забывая отметить, что последний стоит выше ведь, вступив в контакт с развитыми племенами, туземцы оставляют свою практику и переходят к «цивилизованным» поцелуям рта.
Говоря о теме, связанной с близостью и сексуальностью, трудно было бы обойтись без мнения Зигмунда Фрейда (которое, впрочем, достаточно предсказуемо). Отец психоанализа связывал поцелуи с сосательным рефлексом, который вырабатывается у ребенка при прикосновении к материнской груди. Также во «Введении в психоанализ» он называет поцелуй символической заменой генитального контакта:
«Явления возбуждения, ощущения и иннервации, даже процессы эрекции, присущие гениталиям, переносятся на другие области тела (например, вверх, на голову и лицо)».
Поцелуй, таким образом, как и все прочие проявления эротического, не ведущие к продолжению рода, является отклонением от генитальной «линии партии».
Некоторые этологи возводят поцелуи к кормлению детенышей и самок (половые игры животных зачастую строятся из тех же «кирпичиков», что и детско-родительские схемы поведения). У многих видов практикуется премастикация не слишком аппетитный с людской точки зрения, но широко использующийся в природе тип кормления, при котором детеныш получает пережеванную родителем пищу изо рта в рот. Так поступают, в частности, наши ближайшие родственники шимпанзе. У птиц в ходе брачных церемоний самцы приносят самкам угощение и передают его прямо в клюв. У некоторых эта практика уже не связана с кормлением напрямую. Например, тотемные животные свадеб, голуби, соприкасаются клювами в процессе ухаживания.
Многие млекопитающие просто облизывают морды друг друга, а раскованные бонобо практически целуются «по-французски».
Одно из исследований поцелуев провел психолог Гордон Гэллап-младший, тот самый, который разработал «зеркальный тест», определяющий, узнают ли животные себя в зеркале (если вкратце, то некоторые да, и из этого можно сделать вывод о наличии у них модели своего «я»). Гэллап с коллегами устроили тестирование, в ходе которого задавали вопросы студентам Университета Олбани. Ученые сделали вывод, что поцелуи имеют биологические основания в качестве адаптивного брачного ритуала и играют важную роль в процессе выбора партнера. Вкусовые рецепторы и возможность вдыхать запах другого человека добавляют информации о нем, которая играет роль в определении генетической совместимости. Кроме того, при поцелуе вырабатывается окситоцин, который влияет на формирование привязанности, и появляется сексуальное желание.
Еще Гэллап и соавторы отметили, что женщины придают больше значения поцелуям как способу оценки партнера, тогда как мужчины, похоже, используют их, чтобы увеличить шансы на секс.
В то же время ученик Конрада Лоренца этолог Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт сделал вывод, что 10% людей во всём мире не практикуют привычные нам любовные поцелуи. Не так давно ученые из Института имени Кинси, занимающиеся социальными и поведенческими науками, провели исследование, которое, по их мнению, доказывает неуниверсальность поцелуев. Были проанализированы крупные базы данных с этнографическими материалами и информация, полученная от этнографов и антропологов. Всего изучили 168 культур, как современных цивилизованных, так и живущих первобытным укладом. Романтически-сексуальный поцелуй был обнаружен только в 46% культур. Кроме того, исследователи отметили взаимосвязь между поцелуями и устройством общества: чем сложнее устроен социум, тем чаще в нем целуются. Оказалось, что больше всего любят целоваться на Ближнем Востоке, а меньше всего в Центральной и Южной Америке.