Рабство и аболиционизм в США

Рабство и аболиционизм в США Проблема рабства, да и вообще проблема чёрного населения страны, была одним из главных вопросов, вставших перед американским обществом после обретения Соединёнными

Проблема рабства, да и вообще проблема чёрного населения страны, была одним из главных вопросов, вставших перед американским обществом после обретения Соединёнными Штатами независимости.
Многие основатели США Вашингтон, Франклин, Мэдисон, Адамс, Джефферсон, были противниками рабства. Однако, даже самые талантливые политики и выдающиеся личности, обладая властью президента, не могли по собственному желанию отменить этот пережиток прошлого.
Многие южные штаты угрожали выходом из союза, если в нём будет запрещено рабство. В северных же штатах, где рабства не существовало, негроиды были ограничены в правах по сравнению с белым населением. Они не могли иметь оружия, вступать в брак с белыми, заключать договоры и торговые сделки.
Северяне часто предпринимали попытки восстановить справедливость. Например в начале 19 века было создано американское общество колонизации, которое выдвинуло идею возвращения негроидов в Африку. Благодаря стараниям членов организации, на родину было перевезено около 11000 негроидов из северных штатов. Однако, это была не самая лучшая затея. С одной стороны, стоимость такого мероприятия была баснословно высока, а с другой, сами спасаемые негроиды не особенно хотели уезжать из свободных Штатов и возвращаться в Африку.
В южных провинциях США положение чёрного населения было очень тяжёлым. В этих областях выступления негроидов-рабов становились всё более ожесточёнными. В августе 1800 года, недалеко от города Ричмонд, в штате Виргиния, вспыхнул мятеж под предводительством негроида-кузнеца Габриэля. Восставшие захватили оружие, к ним примкнуло несколько сотен рабов и все они выступили в поход на Ричмонд. Восстание было подавлено федеральными войсками. На суде, Габриэль и другие предводители мятежа заявили, что подняли восстание, чтобы дать свободу своему народу, как сделал в своё время Джордж Вашингтон в Северной Америке, скинув оковы английского колониального гнёта. Габриэль и тридцать пять его товарищей были осуждены на смертную казнь.
В августе 1831 года вспыхнуло восстание негроидов в Виргинии во главе которого стоял проповедник Нат Тэрнер. Однажды,обратившись к собравшимся для молитвы рабам, он сказал, что пришёл час освобождения, что согласно текстам в Библии, каждый человек имеет право на свободу независимо от цвета его кожи. Тэрнер призвал свою паству к беспощадному истреблению поработителей. Вдохновлённые его речью рабы подняли восстание. Но уже через несколько дней местное ополчение и правительственные войска подавили его. Нат и его шестнадцать сподвижников были приговорены к смертной казни.
ФОТО 1. Нат Тэрнер на проповеди перед рабами
Испуганные размахом волнений, рабовладельцы спешно провели через парламент законы, согласно которым хозяева не имели права освобождать своих рабов. Власти многих штатов запретили обучать негроидных детей грамоте, а за нарушение этого предписания ввели наказание: штраф в 500 долларов или тюремное заключение. После восстания Ната Тэрнера, в южных штатах обычным явлениями стали распространившиеся ещё в 18 веке «суды Линча» зверская самовольная расправа над негроидами, названная так по имени американского расиста Линча.
Борьба негроидов за свои права, а так же принятые против неё жёсткие законы, не могли оставить равнодушными американцев севера. Сначала 30-х годов, в стране началось общенациональное движение за отмену рабства, которое получило название аболиционизм. Это название произошло от английского слова «abolition»- отмена. С января 1831 года, в Бостоне, по инициативе поэта и публициста Гаррисона, начала выходить ежедневная газета «Освободитель». Её статьи призывали к немедленному упразднению рабства. Вокруг этого издания сплотились сторонники аболиционизма. В 1832 году Гаррисон пошёл ещё дальше, и основал американское антирабовладельческое общество, которое к 1840 году насчитывало две тысячи отделений и более двухсот тысяч членов. Лидеры общества считали, что выступления негроидов-рабов будут повторяться, так как рабство противоречит принципам естественной справедливости и республиканскому строю всех Соединённых Штатов.
Вскоре появилась подпольная освободительная организация, получившая название «Тайная железная дорога». Её участники создали целую сеть явочных пунктов для беглых негроидов, от штатов, граничивших с рабовладельческими районами, до Канады. Благодаря этим мерам, в 30-60х годах, около 60 тысяч негроидов обрели свободу. Одним из самых деятельных членов этой организации была беглая рабыня Гарриет Табмен. Ей удалось переправить на север более трёхсот своих собратьев. За её поимку плантаторы обещали вознаграждение в 40 тысяч долларов.
ФОТО 2. Гарриет Табмен
По мере нарастания аболиционисткого движения, борьба по вопросу рабства в США принимала всё более обострённый характер. В рабовладении были заинтересованы не только плантаторы, но и текстильные фабриканты Новой Англии, нуждавшиеся в производимом рабами дешёвом хлопке, крупные торговцы и денежные дельцы, банкиры, биржевики, и судовладельцы, экономически связанные с рабовладением. Против освобождения негроидов также выступали и беднейшие слои общества, серьёзно опасавшиеся конкуренции на рынке труда. Все они относились к аболиционисткому движению враждебно, не останавливаясь перед применением насилия. Поэтому сторонники отмены рабства подвергались опасности не только в южных, но и северных штатах.
Аболиционисткое движение играло одну из главных ролей в создании общественно- политической атмосферы американского общества. В 1829 году получил широкую известность пламенный памфлет против рабства, написанный свободным негроидм Уокером. Идеи этого движения воспевали в своих произведениях многие поэты. Особенно большим успехом пользовался изданный в 1842 году поэтический сборник Лонгфелло «Песни о рабстве».
Одним из самых драматичных эпизодов в истории движения аболиционистов стала попытка белого фермера Джона Брауна поднять в 1859 году восстание в штате Виргиния. Браун был участником вооружённых выступлений против рабовладельцев в Канзасе. Вместе со своими тремя сыновьями, а так же негроидами, отпущенными им на свободу, фермер надеялся начать освободительную войну. Он готовил мятеж заранее. Изучал военное дело, опыт партизанской войны в горных условиях, даже съездил в Европу, чтобы познакомиться с местами наполеоновских сражений. Собрав вооружённый отряд из 32 человек, Браун захватил склад с оружием. Он надеялся, что к ним присоединятся толпы рабов, желающих освобождения. Арсенал находился в руках повстанцев более суток. Однако выступление не встретило поддержки у местного населения, а рабы не были достаточно организованы, да и к тому же не знали о начале восстания. Браун и его сторонники были окружены федеральными войсками, в неравной схватке были убиты двое сыновей Брауна, а сам он взят в плен после тяжёлого ранения. Некоторым участникам восстания удалось спастись. Героическое поведение Брауна, то спокойное мужество, с которым он встретил смертный приговор, произвели сильное впечатление на многих американцев. Широкую известность получили написанные в предсмертной записке последние слова Брауна: «Я, Джон Браун, теперь совершенно уверен, что только кровь смоет великое преступление этой греховной страны. Я напрасно ранее тешил себя мыслью, что этого можно достичь без большого кровопролития.» Весть о казни Брауна вызвала бунт рабов в Миссури, который был жестоко подавлен. В защиту памяти отважного фермера, писатель Генри Торо организовал многолюдный митинг, на котором заявил, что Браун и те, кто пошёл с ним на смерть, были лучшими из людей. Восстание Джона Брауна было первым совместным выступлением белых и чёрных против рабовладения…

 

Рабство и аболиционизм в США Проблема рабства, да и вообще проблема чёрного населения страны, была одним из главных вопросов, вставших перед американским обществом после обретения Соединёнными

Рабство и аболиционизм в США Проблема рабства, да и вообще проблема чёрного населения страны, была одним из главных вопросов, вставших перед американским обществом после обретения Соединёнными

.

 

Предыдущая запись Михаил Поспелов: кем был настоящий Верещагин из фильма «Белое солнца пустыни»
Следующая запись «Пить надо в меру»: почему водку на Руси мерили ведрами

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *