Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из Сайгона. Армия США уже не принимала участия в боях, а северовьетнамские силы успешно дожимали своих южных оппонентов.
Операция, к слову, считается огромным успехом: небольшое количество вертолётов за 18 часов эвакуировали больше 1700 граждан США и ещё пять с половиной тысяч беженцев. Ещё более внушающим этот факт становится, если учесть, что никто не планировал использовать для эвакуации вертолёты.
Военные, разумеется, не дураки, и предусматривали несколько вариантов плана. Первым было использование коммерческих рейсов, вторым военных самолётов. Третьим вариантом было пригнать в порт Сайгона корабли, и, наконец, четвёртым отправить за людьми вертолёты. Понятное дело, выполнить ни изначальный план в два миллиона спасённых, ни сниженный — 200 тысяч, вертолёты не могли чисто физически. Поэтому пришлось действовать по обстановке.
Но почему американцы дошли до самого-самого запасного плана Злые языки утверждают, что во всём виноват один человек: Грэм Андерсон Мартин, американский посол в Южном Вьетнаме. Он боялся паники среди населения и свято верил в то, что Великая Армия США и близко не подпустит врага.
Но тут нужно сделать небольшую оговорку. Мы говорим именно про эвакуацию в рамках операции 28-29 апреля. Гражданских успешно вывозили на транспортных самолётах ещё зимой-весной 1975 года, но когда падение Сайгона стало очевидным, использовать их стало чрезвычайно опасно. А вот «официальной» эвакуации всё не было и не было. Мартин не поддавался ни на какие уговоры даже в середине апреля несмотря на то, что подготовка к операции должна была стартовать в начале месяца. И даже когда вьетнамцы 28 апреля разбомбили авиабазу Таншоннят со всей находящейся на ней техникой (в том числе и самолёты), лишив американцев возможности провести массовую эвакуацию, он не сдался. Наверное, не поверил на следующий день посол лично отправился посмотреть, что произошло и оценить ущерб. Надо полагать, вид раскореженной техники и догорающие остатки всё же убедили господина Мартина он согласился, что эвакуацию на самолётах нужно отменить, а на вертолётах начать.
Но, вероятно, господин посол был либо упрям, либо непроходимо туп, поскольку даже этого умудрился нагадить военным. Самое смешное именно тем, которые пытались вывезти лично его. Дело в том, что во дворе посольства росло дерево. И это самое дерево военные «настойчиво рекомендовали» спилить, чтобы в случае чего во дворе мог приземлиться вертолёт. И догадайтесь с одного раза, что господин Мартин не потрудился сделать Для него это дерево было символом несгибаемости Юэсэй. Он считал, что признает поражение в войне, если дерево придётся пилить.
Впрочем, нужно отдать ему должное: может, он был и упрям, но смел. Посол отказался покидать резиденцию (позднее его сравнят с капитаном тонущего судна). Этот поступок изрядно выбесил пилота, которого отправили за ним, но причина решительного отказа была проста как две копейки. Мартин отправлял вместо себя беженцев, поскольку понимал, что вертолёт будет возвращаться до тех пор, пока не заберёт с собой посла.
Лирическое отступление: все без исключения вертолёты были не просто перегружены, а буквально напичканы беженцами как банка со шпротами. Людей в них набивалось столько, что машины порой отрывались от земли лишь на пару десятков сантиметров. Так что пилота можно понять.
На четырнадцатый (!) раз у пилота лопнуло терпение, и он отказался взлетать до тех пор, пока посол не окажется на борту. Якобы приказ президента (на самом деле никакого приказа, конечно, не было). Мартин сдался и вертолёт успешно улетел Правда, в лучших традициях фильма «Один дома» военные кое-что забыли. «Кое-чем» оказались 11 человек, которые уже успели забаррикадироваться в помещении на случай нападения.
Спешно организованная эвакуация ожидаемо обратилась паникой. Местные бежали из страны кто на чём мог от машин до угнанных самолётов и вертолётов. Эти самые угнанные гражданские вертолёты приземлялись ровно на те же американские авианосцы, куда летали и солдаты. И техникой приходилось жертвовать. Ставшие ненужными гражданские машины сбрасывали в воду, чтобы освободить место для новых. Некоторые ещё на подлёте топили вертолёты и ждали, пока их спасут.
Но самой удивительной стала история майора Ли Бынга (правда, на западе его зовут Буанг Ли).
История умалчивает как, но он раздобыл крохотный самолётик Cessna O-1 (помните Dodo из GTA Вот примерно такой), погрузил в него жену и пятерых детей и дал дёру. А полтора часа спустя увидел в море американский авианосец «Мидуэй». Выбирать не приходилось: топлива оставалось ещё на час, и нужно было садиться. Увы, Ли Бынг не смог найти нужную частоту на радио, чтобы связаться с американцами, и ему пришлось сбрасывать записки. Первые две записки унесло ветром, и лишь третья, предусмотрительно привязанная к пистолету, упала на палубу.
В ней говорилось: «Можете ли вы передвинуть вертолёты на другой борт Я могу приземлиться на полосу, могу лететь ещё 1 час, времени на перемещение достаточно. Пожалуйста, спасите меня. Майор Ли Бынг, жена и 5 детей».
Капитану авианосца Лоуренсу Чамберсу пришлось принимать тяжёлое решение. Некоторые вертолёты можно было сдвинуть, но все нет. И он пошёл на риск: понимая, что если самолёт приземлится на воду, всех членов семьи спасти будет невозможно, он отдал приказ сдвинуть столько машин, сколько возможно, а с остальных по возможности снять самое ценное и сбросить их за борт.
Несложно догадаться, что он ожидал трибунала по возвращении домой: на него, первого афроамериканца у руля авианосца, и так смотрели пристально, а он ещё и утопил в Южно-Китайском море 10 миллионов долларов (в современных деньгах 65 миллионов).
Сам Лоуренс позднее вспоминал: «Когда у мужчины хватает смелости посадить всю семью в самолёт и так отважно сбежать, вы обязаны пойти им навстречу и позволить им приземлиться».
Впрочем, проблемы на этом не кончались. Даже маленькой «Цессне» требуется около 200 метров, чтобы приземлиться и полностью остановиться. А «Мидвей» целиком был около 300 метров длиной, из них на взлётно-посадочную-полосу было отведено лишь две трети. Ошибка могла стать фатальной.
Чтобы скомпенсировать недостаток длины, корабль должен был двигаться с максимально возможной скоростью. В этом случае относительная скорость самолёта была бы ниже, и он получил бы дополнительную дистанцию для остановки. К сожалению, Чамберс незадолго до этого разрешил частично отключить двигатели для обслуживания: вертолётам они всё равно не требовались. Пришлось задействовать дизельные моторы для экстренных ситуаций, а дополнительной приятной новостью стал сильный встречный ветер, тормозивший самолёт. Ли Бынг успешно приземлился. Говорят, едва-едва.
Американские корабли после этого ещё несколько дней оставались рядом с побережьем и принимали беженцев. И лишь приказ сверху вынудил капитанов уйти, оставив позади тысячи тех, кто не успел уйти.
Ли Бынг остался в США навсегда, а его самолёт отправился в музей.
Капитана авианосца Лоуренса Чамберса, кстати, под трибунал не отдали. Он продолжил карьеру и добился значительных успехов.

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

 

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

Как американцы боевые вертолёты ради одной семьи утопили Дело было в 1975 году, когда война во Вьетнаме подходила к концу, и американцам нужно было вывозить сограждан (в основном дипломатов) из

.

 

Предыдущая запись Танк «Шерман» занимается разминированием, 1944 год.
Следующая запись «Американская трагедия»: тайный смысл скитаний героя

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *