ИКОНОБОРЧЕСТВО В ВИЗАНТИИ

ИКОНОБОРЧЕСТВО В ВИЗАНТИИ Как известно изображать Христа, Богородицу, святых и библейские сцены начали еще во II веке. К IV веку стали украшать и стены храмов. В этот период начинаются

Как известно изображать Христа, Богородицу, святых и библейские сцены начали еще во II веке. К IV веку стали украшать и стены храмов. В этот период начинаются зарождаться иконоборческие действия не только в Византии, но и в других странах Европы: Нидерландах, Испании.
Уже в VIII веке начинается повсеместная борьба с почитанием икон, святых изображений и предметов. Из-за тесного соседства с мусульманскими странами ( которые отрицательно относились к поклонению всяческим изображений) и возникновения различных христианских ересей: павликианство, маркионитство, монтанизм, иконоборчество приобретает своих сторонников.
Павликиане считали, что мир делится на две половины: Божью и сатанинскую. Добрый и злой духи имеют практически равную силу. Добрый дух обитает в невидимом, духовном мире, а злой — в осязаемых предметах и в теле. Поэтому павликиане говорили, что не должно поклоняться никаким изображениям и в храмах нельзя украшать. Также их поддерживали и евреи, и мусульмане.
Иконоборцы основывали свои действия на второй заповеди Закона Божьего:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Также многих христиан приводил в смущение упрек иноверцев, что христиане забывают Бога и почитают доски и камни.
Между иконоборцами тоже были разногласия. Одни хотели только запретить почитание икон и статуй, а другие были за то, чтобы не только не почитать иконы, но и удалить их прочь из храмов. При этом они говорили, что изображения противоречат божественности Христа, так как заключают попытку представить Его человеческий лик. А единственный символ Его человеческой природы, говорили они, хлеб и вино в причащении, поэтому самое изготовление икон безбожно.
Иконопочитатели возражали им, говоря, что иконы святы, поскольку на них переходит святость того, кто на них изображен, и что иконы Христа и Богородицы не что иное как они сами. Также те, кто был за иконы ссылались на то, что иконы — это книги для неграмотных. Ага, ну да, конечно, кто бы сомневался. Особенно ярыми защитниками икон естественно были сами монахи.
И это не удивительно, потому что монастыри и слободы, которые прилегали к ним, существовали за счет изготовления икон. А тут им заработок на корню обрубают. Не порядок. Монахи в гневе. К 720 году образовались две враждебные друг другу партии.
Свой вклад в историю иконоборчества внесли два византийских императора: Лев III и Константин V, его сын. Правление Льва III началось с того, что он приказал насильно крестить всех евреев империи. Император считал, что призван установить основы веры в качестве верховного государя и священника. Также он хотел очистить веру от всех суеверий и остатков язычества.
На большом совете государства император прямо так и заявил:
…так как приготовление икон дело дьявольского искусства, то не должно им поклоняться.
Были изданы указы закрашивать украшения храмов, снимать иконы, удалять их из церквей или также замазывать. Когда пришли уничтожать образ Христа, называемого Поручитель, который висел в квартале торговцев железом и был особо почитаем, разъяренная толпа сбросила с лестницы чиновника, которому поручили уничтожить икону, и убили его. Император приказал казнить ослушников.
На что патриарх Константинопольский Герман ответил отказом. Тогда патриарха сместили и вместо него назначили другого. Но народ не принял нового патриарха и постоянно кидался в него камнями, чуть увидя его. Также Лев III приказал закрыть царскую академию, поскольку некоторые преподаватели высказывались против царского указа.
Наказание монахов в период иконоборчества (миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы)
Наказание монахов в период иконоборчества (миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы)
Константин V был жёстче своего отца в отношении к почитателям икон. Он искал поддержки у малоазиатских народов, которые были враждебны к иконам. Многих павликиан он поместил как военных поселенцев в столице и около нее. Константин закрывал монастыри и превращал их в казармы, арсеналы, конюшни. Ничего не напоминает
Монастырские земли император отдавал в качестве вознаграждения за военную службу или забирал в казну. Монахов заставляли вступать в брак и одеваться по светски. Тем, кто не противился воле государя жаловали чины, должности, а тех, кто сопротивлялся подвергали позорным шествиям в цирке, сажали в тюрьмы, изгоняли из страны. Так около 50 000 монахов были переселены в Южную Италию. Также ссыльные мигрировали в Сирию, Палестину, на побережье Черного моря.
Для решения вопросов по поводу икон постоянно созывались соборы. Но решения были неясными и противоречивыми. При Константине V было принято решение против икон.
После смерти императора, когда регентом при малолетнем сыне Константина стала царица Ирина, то созвав новое собрание она отменила предыдущее решение. Но гвардия, которая была верна Константину расстроила собрание и разогнала всех участников, к великому огорчению царицы. Разгневанная Ирина распустила старую гвардию, набрала новую из своих сторонников и перенесла собор в Никею. Там и был собран в 787 году Седьмой вселенский собор.
На соборе, с четвертого раза, были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат о иконопочитании:
подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздаётся, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней.
Догмат о иконопочитании Трёхсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора
Но на этом споры не закончились.Теперь начали возмущаться, что государство нарушает свободу церкви. Все дело в том, что император все еще требовал отчетов о церковном имуществе. При императоре Михаиле II Косноязычном вновь начались холодные отношения с почитателями икон. Вот, что пишет император в письме Людовику Благочестивому:
Прежде всего они изгнали из церквей святой крест и вместо него повесили иконы и пред ними лампады. Пред ними они воскуряют ладан и вообще оказывают им такое же уважение, как и кресту, на котором распят Христос. Они поют пред ними псалмы, поклоняются им и ожидают именно от икон себе помощи.
Но сами факты преследования иконопочитателей отсутствуют. При всей политике терпимости, какую принял на себя Михаил II, он все же ставит патриархом иконоборца Антония, епископа Силлейского.
Около 800 г. ученый монах Федор Студит, игумен студийского монастыря старого устава, яро проповедовал о невмешательстве государства в дела церковные. Он говорил, что духовная власть выше светской. Духовенство может осудить государя, а вот государь духовенство — нет.
Если это так, то одно из двух: или царь Бог, потому что лишь Бог не подчинен закону, или же господствуют беззаконие и возмущение.
Федор Студит за свои речи сидел в тюрьме, терпел пытки, но не отрекся от своих взглядов. И всегда ссылался на пример независимых римских епископов.
После собора в 787 г. священство оставалось недовольным. Цари — иконоборники сменяли царей — иконопочитателей, но церковное имущество никто не собирался отдавать. И еще не раз разгоралось иконоборничество, но уже в 843 г. было устроено большое примирение в Константинополе. Это событие пришлось на первое воскресенье Великого поста. Иконы были окончательно восстановлены, и в память этого установили праздник православия.
Иконоборничество оставило все же свой след. Иконы остались, а вот статуи Христа, Богоматери и святых ушли в небытие. Византийская церковь сохранила свои обычаи, но над ней была рука власти. Императоры решали церковные вопросы, самовластно назначали и смещали высшее духовенство. Так же вошло за правило назначать патриархов из светских лиц, что очень злило духовенство. Патриарх стал главным сановником при императоре и подчинялся императорской политике.

ИКОНОБОРЧЕСТВО В ВИЗАНТИИ Как известно изображать Христа, Богородицу, святых и библейские сцены начали еще во II веке. К IV веку стали украшать и стены храмов. В этот период начинаются

ИКОНОБОРЧЕСТВО В ВИЗАНТИИ Как известно изображать Христа, Богородицу, святых и библейские сцены начали еще во II веке. К IV веку стали украшать и стены храмов. В этот период начинаются

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *