Этнофотографическое путешествие М

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) этнорелигиозная группа крещёных татар (кряшен).В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество. Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района). Нагайбаки под названием уфимских новокрещен известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют ногайско-татарское или казанско-татарское происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде, Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбаково в Бакалинском муниципальном районе Республики Башкортостан), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, между ними и казаками существовали интенсивные брачные связи. В 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны в целях укрепления пограничья с казахскими степями на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско, а на реке Ик заложена Нагайбакская крепость. Туда из Уфимского уезда на службу были собраны новокрещены, переехавшие из Татарии и Башкирии с женами и детьми. Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном, Гирьяле, Алабайтале, Ильинском, Нежинском.
На первых порах нагайбакских казаков возглавлял бригадир Василий Иванович Суворов, отец Генералиссимуса Российских войск Александра Васильевича Суворова. В последствии В.И.Суворов стал первым наказным атаманом нагайбакских казаков. В дальнейшем, к нагайбакским казакам присоединили военнопленных, среди которых были персы, аравитяне, турки, бухарцы, армяне. В основном это были купцы, ограбленные киргизами-кайсаками, караванщики. Они принимали христианство в Оренбургской церковной епархии и жили при крепости на Башкирской земле. Но некоторые из них оказывались не особо ревностными сторонниками христианства, они возвращались к исламской религии. Присоединение других национальностей к нагайбакским казакам не приносило особых изменений в уклад их жизни. Они просто влились в среду нагайбаков, ассимилировались, приняли культуру, язык и обычаи православных татар. На современное место проживания, к истокам реки Гумбейка. нагайбаки были переселены 23 февраля 1842 года указом царствующей династии в количестве 1250 семей.
Новое «открытие» нагайбаков на IV Археологическом съезде, состоявшемся в Казани в 1877 году, сделал В. Н. Витевский. В дальнейшем он же опубликовал циклы статей в газетах «Оренбургский листок» и «Волжско-камское слово», которые в обобщенном виде поместил в своем фундаментальном 5-томном труде «Иван Иванович Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.» (К., 1889-1893). Новизна публикаций В. Н. Витевского заключалась, прежде всего, в том, что он впервые называет нагайбаков потомками арских татар, преимущественно мурз, «крестившихся вскоре после взятия Казани Иваном Грозным».
Вместе с тем в работах В. Н. Витевского о нагайбаках много противоречий. В одном месте указанной монографии (вып. 3, с. 439) он пишет, что нагайбаками называются «выходцы из киргизского плена, селившиеся в окрестностях Нагайбацкой крепости». Со ссылкой на П. И. Рычкова он говорит:
«В состав нагайбаков входили также авганцы, арабы, аравитяне, армяне, бадашканцы, бухарцы, каракалпаки, кубанцы, персиане, талыжцы, турки, узбеки и хивинцы», которые «приняли крещение и были поселены среди крещеных нагайбаков» (там же, с. 441). Чуть выше утверждается: «На выселение сюда казанских татар указывает сходство обычаев и языка нагайбаков с казанскими татарами и название деревни Казанчи, состоящей в приходецеркви села Нагайбака». Не исключает Витевский и наличия среди нагайбаков башкир, поясняя от себя: «Эти башкирцы были увлечены в христианство примером своих собратий, старокрещенных башкирцев» (Там же, с. 442).
Между тем В. Н. Витевский, говоря о нагайбаках как потомках арских татар, ссылается на документ, пересланный ему через станичное правление поселковым атаманом Фершампенуаза С. И. Никитиным, который свидетельствовал о том, что они, нагайбаки, «в числе коих татарские мурзы, крестившиеся сразу же по взятии Казани Иваном Грозным». В середине 60-х годов текущего столетия, когда я непосредственно изучал жизнь и быт современных нагайбаков, в поселках Париж, Кассель, Фершампенуаз и др. еще встречались семьи с вышеназванными фамилиями и, пожалуй, это были потомки тех «выходцев» и военнопленных, о которых говорила Е. А. Бектеева. И, наверное, таких «выходцев» среди нагайбаков в XVIII веке было немало. П. И. Рычков в своей «Топографии Оренбургской» (СПб., 1762, с. 136) называет цифру 212, в том числе было: персиан 106 человек, аравитян 17, турок 15, бухарцев 7, армян 4 и т. д. В основном это были купцы ограбленных киргиз-кайсаками караванов, чудом оставшиеся в живых и бежавшие из неволи в Россию.
Сдавшиеся на милость русской администрации по стечению обстоятельств, эти «новокрещены» не стали, надо полагать, убежденными христианами. Наоборот, как мы считаем, эти «выходцы», люди весьма активные и смышленые, оказавшись среди нагайбаков, были первыми пропагандистами ислама в Закамье и на Южном Урале. Эта пропаганда стала первопричиной начала отпадения от православия не только нагайбаков, но и еще редких тогда в Уфимской провинции русских селений, не говоря уже о переходе в магометанство башкир, казахов и поселившихся там служилых мещеряков, черемис, чувашей-язычников. Об этом говорят многочисленные документы церковного ведомства и, что особенно показательно, семейные шеджере (родословные), во множестве сохранившиеся в мусульманских теперь селениях края. В этих шеджере имена представителей поколений, живших до второй половины XVIII в. были почти исключительно или деформированно-христианские, или же языческие.

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

Этнофотографическое путешествие М Круковского по Южному Уралу // Уфимская и Оренбургская губернии. Русские, башкиры, татары (нагайбаки, мещеряки). Ч.-2Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр)

.

Предыдущая запись О сотнях древних мегалитов Сулавеси, найденных в Индонезии
Следующая запись Энтони Бёрджесс, Великобритания, 1968 год.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *