
Опыт изучения монгольского владычества показал, что пришедшие с востока варвары воспринимались на Руси, как Божье возмездие за грехи. Сопротивление Божьей каре означало автоматическую путёвку в Ад. Поэтому подчинение монголам оказалось выгодным не только по политическим, но и по религиозным причинам. Долгое время к Орде относились весьма лояльно и старались не отсвечивать, чтобы лишний раз не спровоцировать хана на карательный набег или внеочередную кадровую перестановку.
Поддержку существующих порядков, как мы знаем, осуществляли не только князья, но и церковники. Вот достойный пример. Вплоть до XV века у нас не появляется практически никаких прочно устоявшихся героических образов князей или воевод, отстаивающих Русь матушку от басурман-ордынцев. Почему так Да потому, что для князей XIII-XIV веков подчинение и сотрудничество были более приемлемы, так как гарантировали сохранение власти. А книжники упоминать о провалах своих князей и подвигах каких-нибудь чужих правителей тоже не рвались.
Поэтому персонификация героизма была невыгодна ни одним, ни другим. И его весь с лихвой вбухивали в безымянных горожан, воев и выходцев из простого народа. Что, кстати, отразится на стереотипах об этом периоде. Мол, князья ничего вообще не делали, а постоянно сбегали с поля битвы, оставляя ратное дело на народ. Это потом уже появятся темы борьбы за веру до смерти, образ Невского, как «бескровного мученика» и Евпатий Коловрат со всеми вытекающими.
Причины же появления в письменных источниках героических персонажей связаны с изменением отношения к Орде в целом. И эти попытки переосмыслить ордынскую природу идут вровень с процессом развития русской идеологии. Постепенно, ввиду усиления княжеской власти в головы элит закрадываются сомнения о легитимности власти монголов и нарождается необходимость иронично обыграть уже устоявшиеся идеологемы.
Начало подобных перестановок можно связать с началом в Орде «великой замятни». После череды временщиков, слабохарактерных ханов и детей, происходит падение авторитета ханской власти. На Руси начинают задаваться вопросом, о том, насколько она легитимна, если её обладатели пребывают в столь разрушительном кризисе.
Наиболее наглядным для иллюстрации появившихся в интеллектуальной среде сомнений о сущности царской власти Орды, можно считать послание архиепископа Вассиана Ивану III на Угру. В нём традиционная для русской книжности модель подчинения «неправедному царю», как способа достижения Бога, ставится под вопрос. И Ивану III предлагают действовать куда более решительно, чем его предшественникам. А использовавшиеся ранее параллели с пленёнными евреями, как избранным народом и терпящим лишения ради Эдема перестают работать. Идеальному государю теперь предстоит освободить свой народ и веру от рабства, а не страдать ради достижения Рая.
Но как это всё раскидать по хронологической линейке Что произошло раньше: освобождение от монголов в головах или победы в сражениях И, самое главное, когда русскому человеку праздновать освобождение от монгольского владычества
Освобождение из-под контроля Орды это длительный процесс, происходивший весьма неспешно. Основные вехи утверждения Москвы, как независимого государства можно распределить практически по всей последней трети XV века. И неважно, какие это вехи: военные, дипломатические или административные.
В 1472 году Иван III перестаёт выплачивать дань Большой Орде. Во всяком случае, именно на этот год указывает Ахмат по тексту Вологодско-Пермской летописи.
В том же году Иван III нарушает процедуру ордынского управления Русью и покоряет Новгород. Последний должен был юридически по ярлыку перейти к Польше, но в новых обстоятельствах Ахмату ничего не остаётся, кроме как организовать карательный поход.
В 1474 году Иван III заключает равноправный союз с крымским правителем Менгли-Гиреем против Большой Орды.
В 1477 году создаётся московский великокняжеский летописный свод, в котором антиордынская полемика выходит на новый уровень. В этом своде опускается история подчинения Руси Орде и княжеского служения ханам. Появились уничижительные эпитеты, применительно к Батыю, Тохтамышу и Ахмату. Утверждается возможность победы над «восточными царями».
Ну и к 1479 году относит «свержение варварского ига» Иваном III Ян Длугош, уже упоминавшийся ранее.
Выбирайте любую дату из предложенных и празднуйте годовщину в любое удобное время. В зависимости от того, что вы считаете более важной вехой в процессе освобождения Руси от монгольского владычества.
Кстати, в Российской Федерации власти, в своё время, пытались продвигать в качестве памятной даты день окончания стояния на Угре — 12 ноября. Тут ничего удивительного, ведь военную победу намного легче представить в качестве финальной точки любого противостояния, чем куда менее впечатляющие для обывателя успехи на правовом или дипломатическом поприще. Ну и у сражений в эпоху позднего Средневековья обычно есть какие-никакие даты, к которым можно привязаться. Но в какой-то момент у властей всё пошло не так и дальше памятника Ивану III в Калуге процесс не пошёл.
Орда стала для Руси второй половины XV века необходимым внешним и внутренним врагом, противостояние с которым стало обязательным условием консолидации государства. И неважно уже, где шли баталии на берегу Угры или на страницах летописей и посланий. В итоге Москва вышла на европейскую арену во всей своей силе, которую признавали европейские державы, интерес которых к Руси с конца XV века всё возрастал. Скоро будут и призывы к совместным антитурецким коалициям, и переговоры о браке с императорами СРИ, и браки с греческими принцессами и многое-многое другое. Но это история уже совсем другого государства суверенной Московской державы.
Список использованной литературы:
Горский А.А. «Здесь конец нашему рабству». Когда Москва освободилась от власти Орды
Насонов А.Н. Монголы и Русь.
Почекаев Р.Ю. Цари ордынские: биографии ханов и правителей Золотой Орды.
Рудаков В.Н. В поисках героев: к вопросу о переосмыслении прошлого русскими книжниками XV-XVII вв.
Рудаков В.Н. Концепция ордынского «ига» и отношения с Ордой в русском общественном сознании второй половины XIII-XVI вв.

